#Спецпроекты

История игрушек: советское время

«В советское время игрушка была художественным произведением. А художественное произведение взращивает в человеке эмоциональную зрелость, через него автор говорит о добре, о честности и об искренности. Хотим мы или не хотим, а куклы действуют. Это мир детей» – именно так описывает игрушки советского времени Лев Сморгон, советский и российский скульптор и художник детской игрушки, подаривший нашим мамам и папам «Девочку с метелочкой», «Гимнастку» и «Дядю Степу». 

История не знает времени, когда у детей не было игрушек. Да, возможно они отличались от современных и больше были похожи на набор «придумай смысл сам», но даже в таком виде игрушки воспитывали будущее поколение, развивали фантазию и играли роль зеркала, отражающего реалии. Во втором выпуске «История игрушек. Из России с любовью» PEOPLETALK вместе с создателями первого и единственного в России и мире журнала об антикварных куклах Александрой Новиковой, Натальей Курочкиной и Ольгой Копыловой, расскажет о возникновении советской игрушки, ее метаморфозах, противоречивости и значимости для тех детей, которые уже давно стали взрослыми.

Начало 20-х годов XX века. Пышные, румяные куклы в кружевных платьях признаны пережитками буржуазии и уничтожены, а взрослым сейчас не до игрушек. Ведь страна стоит у истоков новых ценностей, идеологии и экономики. А что остается детям? Подключить фантазию. В начале становления СССР люди делали игрушки из того, что попадется под руку. Из под крыла народного творчества выходят куклы, сделанные из обрезков ткани, веревок и обрывков газет того времени. В 1921 году после введения НЭПа игрушки уже прочнее стоят на ногах, вот только не на фарфоровых, а на керамических, поскольку материал требовал меньше угля и не так сильно бил по и без того шаткой экономике. 

Куклы того времени больше напоминали дореволюционные, только бледнее и не такие качественные. Помимо керамических статуэток в ходу также были так называемые чулочные куклы, сделанные из мастики или ткани и проволоки. Но власть понимала, что на таких игрушках не вырастить строителей коммунизма. Так, к концу 20-х годов нарком просвещения Луначарский публично заявляет: «У советского ребенка должны быть куклы, отвечающие советским реалиям, – пионеры, рабочие, красноармейцы, а не девочки в локонах и шляпках». В стране начали изготавливать два вида кукол: идеологические, отражающие рабочие прикладные профессии Советского Союза, и «на показ» – сувенирные куклы в народных костюмах СССР, купить которые можно было только за валюту, а получить внутри страны практически невозможно. 

В 30-е годы советская власть окончательно укореняется во мнении, что игрушки – мощный инструмент воспитания будущих борцов за коммунизм, и бросает свои силы именно туда. В 1932 году создается Научно-экспериментальный институт игрушки, основная задача которого – разработать технологические процессы изготовления игрушек, улучшить качество материалов, стандартизировать внешний вид игрушек и наладить механизм производства. Но в 1936 году после создания специальной комиссии при Совете народных комиссариатов РСФСР и раскручивания идеологических гаек детям возвращают беззаботные игры в дочки-матери. 

1941 год. Игрушки становятся не товарищами, а защитниками, которых берут в бомбоубежища как воспоминание о той старой, нормальной жизни. Одна из героинь нашего выпуска, Ирина Зимнева, вспоминает: «Мне было примерно четыре года, нас везли из Ленинграда в эвакуацию. Мама положила маленькую куклу в кармашек передника. Это единственная связь с домом. Ребенок один, без родителей, достал куклу, уже легче стало. И вот, на станции «Лыково» разбомбили наш поезд. Я была в первом вагоне, от которого ничего не осталось. Когда все затихло, нянечки, оставшиеся в живых, повезли детей – здоровых дальше в эвакуацию, а раненых обратно в Ленинград. А во второй день разбирали завалы – кровь, горшки, части тела, матрасы… И вот мальчик был деревенский, он увидел под обломками красивую куклу, хотел сестренке своей подарить. Попытался ее взять, увидел, что рука сжимает куклу. И вот из обломков извлекли меня. Эта кукла у меня живет до сих пор. Это была старинная немецкая кукла, с ней играла бабушка моя, мама играла и я играла. Ей 152 года сейчас». 

Отойти от ужасов войны и вернуть детям улыбки удалось уже к 1947 году. Тогда возобновляется фабричное игрушечное производство, а химические и оборонные заводы производят кукол из целлулоида – побочного продукта производства пороха. Правда, из-за отсутствия на производствах швейных цехов куклы продавались неодетыми и стоили меньше. Однако вскоре страну ждал рассвет и золотое время игрушки.

В 50–60-е годы советская игрушечная промышленность разрасталась, рождались новые потребители, а с ними росли и объемы, которые не всегда поспевали за спросом. Даже открытие 6 июня 1957 года города мечты для маленького ребенка – Центрального детского мира – не помогало, все раскупалось в считаные секунды, а очереди не уменьшались.  

Советская игрушка действительно была не просто развлечением, а воспитателем, инструментом, защитником и товарищем, помогающим взращивать следующее поколение мечтателей, визионеров и талантов. А о том, какие изменения происходили после 60-х и как менялся не только внешний, но и внутренний облик игрушки, смотри в нашем выпуске! 


Режиссер: Стас Ахунов

Оператор-постановщик: Денис Стецишин

Фотограф: Александр Новиков

Сценарист: Светлана Данелян

Художник-постановщик: Анастасия Ржевская

Монтаж: Григорий Диккерт

CG продюсер: Даниил Щекин

CG супервайзер/арт-директор: Иван Архипов

Супервайзер визуальных эффектов: Стас Ахунов, TAINA

Ассистент продюсера: Елена Бородина

Продюсер: Анастасия Фридман

Консультанты проекта: Редакция журнала «Антикварная кукла»:
Александра Новикова, Наталья Курочкина, Ольга Копылова


Благодарим бренды одежды Totti, Снежная Королева, 4FORMS за предоставленные образы


Проект создан при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»)