Логотип Peopletalk

Как брит-поп повлиял на индустрию моды?

Главное изображение статьи
Реклама

Сколько заявлений в соцсетях нужно сделать, чтобы встряхнуть весь мир и заставить людей испытать острое чувство тоски по прошлому? Кажется, достаточно лишь одного. Доказано на примере культовой британской группы Oasis, которая в конце лета объявила о воссоединении и примирении двух братьев после ссоры, растянувшейся на 15 лет.

27 августа в запретграме просто появился пост следующего содержания: «Оружие замолчало. Звезды сошлись. Великое ожидание закончилось. Приходите и посмотрите. Это не будет транслироваться по телевидению». И началось. Фанаты устроили самый настоящий марафон ностальгии: они переслушивали любимые песни группы, делились отрывками из клипов и выкладывали архивные фотографии, а глянцевые издания писали о феномене группы, влиянии на культуру и даже моду.

Одним словом, digital-мир сошел с ума: преданные слушатели раскупили билеты на концерты за считаные часы, выстроившись в огромные очереди и «обрушив» официальные сайты. Однако нас – отдел моды PEOPLETALK – интересует несколько другая сторона этого сумасшествия. Означает ли это и возвращение того стиля, который так отчаянно пропагандировали бунтари Oasis? Итак, сегодня разбираемся с тем, как брит-поп повлиял на моду и стоит ли ждать громкого камбэка фэшн-жанра.


Начать материал о влиянии брит-попа на моду стоит с музыкального ликбеза, чтобы расставить все точки над i и убедиться, что мы говорим об одном и том же. Брит-поп – это жанр рок-музыки, который появился в Великобритании в 1990-х и стал громким ответом на американский гранж. В последнее десятилетие XX века Англия испытывала самый настоящий духовный кризис, музыкальная культура потеряла свою идентичность, передав пальму первенства Курту Кобейну, Кортни Лав и многим другим представителям жанра, находящимся за океаном.

Группа Oasis. Фото: Legion-media.ru

Засилье американской культуры вызывало волны протеста, бунт оказался неизбежен. Культурная революция произошла на закате прошлого тысячелетия. Именно тогда началось второе «британское вторжение» в мировую музыку. На сцену ворвались дерзкие, свободные и чертовски харизматичные хулиганы, готовые на все, лишь бы сделать Britannia cool again. Собственно, тогда и появился термин Cool Britannia, характеризующий период гордости в культурной среде страны. А флаг Union Jack стал чуть ли не главным символом движения.

Музыканты той эпохи вдохновлялись эстетикой групп 1960–1970-х годов. Наибольшее влияние оказали The Beatles, The Who, The Smiths, The Rolling Stones и The Kinks. Последних, кстати, считают прародителями брит-попа. Хотя сам термин впервые использовал журналист Джон Робб в 1987 году в отношении группы The Stone Roses. Тем не менее бум на него случился чуть позже.


Итак, с тем, что адепты брит-попа акцентировали внимание на британской идентичности, социальных темах и повседневной жизни, мы уже разобрались. Но кем же они были? В первую очередь простыми парнями, но об этом чуть позже. В «большую четверку» брит-попа вошли группы Oasis, Blur, Pulp и Suede. Каждая из них внесла огромный вклад в историю британской музыки.

Обложка журнала Select 1993 года

Одной из первых выстрелила группа Suede во главе с Бреттом Андерсоном. В 1992 году они выпустили сингл The Drowners и заявили о себе и своей музыке очень громко. Настолько, что уже через год – в 1993-м – журнал Select поместил Андерсона на обложку на фоне британского флага и с неприлично дерзким лозунгом «Янки, идите домой». Не в бровь, а в глаз, как говорится.

Примерно тогда же на музыкальной арене появились Blur. Они представили абсолютно новое звучание, которое считывалось как постмодернистская компиляция из лучших образцов британского рока. Второй студийник группы Modern Life Is Rubbish стал прорывным. Альбом был записан после неудачного тура группы по США. По словам самого фронтмена группы Дэймона Албарна, именно тогда он заметил, как много англичане перенимают у американцев, и это его не устроило. Получается, тур стал необходимым толчком, чтобы Англия вновь обрела свою утерянную самобытность.

Тех же принципов придерживались главные конкуренты Blur – хулиганы из Манчестера Лиам и Ноэл Галлахеры. Но несмотря на это Oasis и Blur недолюбливали друг друга. Настолько, что в истории музыки существует глава «Битва брит-попа», которая появилась в середине 1990-х из-за групп Oasis и Blur.  О том, кто на самом деле одержал победу, до сих пор спорят, однако после выхода культового альбома Oasis (What’s the Story) Morning Glory? началось то самое второе «британское вторжение» в мировую музыку, о котором мы говорили чуть раньше. Искренние и бескомпромиссные Oasis не боялись критиковать правительство, спорить с обществом и делать то, что не модно. И именно за это их любили, ценили и уважали.


Группа Oasis. Фото: Legion-media.ru

Группы брит-попа объединяло не только желание писать тексты о социальной несправедливости, но и стиль, который идеально отражал настроение эпохи. Поскольку все парни были из обычных семей (богемные мальчики Blur – большое исключение из правил), главной целевой аудиторией и ориентиром стал рабочий класс. Такие же простые ребята с такими же жизненными проблемами и такой же повседневной рутиной. Они были не просто частью движения брит-попа, они стали его ядром, центром и сердцем.

Слушатели видели в тех же братьях Галлахерах «своих» не только из-за бунтарского лайфстайла, но и из-за стиля. Если смотреть глобально, гардероб Лиама и Ноэла не сильно отличался от того, что было в шкафу любого среднестатистического британца. И это подкупало.

Группа Blur. Фото: Legion-media.ru

В 1990-х они носили объемные парки, удобные анораки, олимпийки, сочетая их с широкими джинсами, поло и обычными футболками. Простыми словами, стиль представителей брит-попа – своеобразный микс кэжуала, спорта и эстетики футбольных фанатов. Отсюда и большая любовь к Stone Island, Kappa, adidas, Reebok, Filla, а еще Fred Perry, Lacoste и Burberry. Получается, они действительно сделали привычные и ничем не примечательные вещи очень модными.

Группа Oasis. Фото: Legion-media.ru

Тут, кстати, стоит отметить, что стиль брит-попа был дерзким, но не таким неряшливым, как гранж. Если разобрать на «ингредиенты» их образы, никаких рваных джинсов и протертых тельняшек Курта Кобейна найти не получится. Вместо этого мы видим классические куртки харрингтон, базовые ветровки и пуловеры в дуэте с рубашками. Недостаток бунта в стиле они с лихвой компенсировали пьяными драками и прочими «выступлениями» вне сцены.


Мода эпохи брит-попа 90-х годов ознаменовалась возрождением ретроспортивной одежды 70-х и 80-х годов, смешанной с влияниями рейв-культуры, футбольных фанатов и долгожданной свободы. А приземленный стиль групп того времени был тесно переплетен с их рабочими корнями и простым происхождением, которое они не хотели ни прятать, ни менять, ни стесняться его. Они настолько органично и круто смотрелись в образе пацанов с района, что даже подростки с очень состоятельными родителями хотели жить как бедные рок-музыканты. В одном из интервью фронтмен Pulp Джарвис Кокер рассказывал, что знал много фанатов группы, которые стеснялись своих богатых родителей и мечтали переехать в маленький город, ходить в пабы и носить простые олимпийки с логотипами Kappa, потертые кеды adidas Gazelle или обычные поло в полоску. Правда, все это позерство, которое не имеет никакого отношения к реальности.

К реальности, в которой одежда групп брит-попа была не просто одеждой, а заявлением о личности, резонирующим с массовой культурой и стремившимся оторваться от мейнстрима. Тем не менее последователей и фанатов было очень много, и далеко не все хотели разбираться в скрытых посланиях, переданных через одежду. Они просто пытались повторить образ кумиров.

Так, в середине 1990-х количество винтажных магазинов, где можно было найти спортивные ретрокостюмы, увеличилось в несколько раз. То же самое случилось с олимпийками с узнаваемыми тремя полосками, спрос на которые рос в геометрической прогрессии. Да и молодые дизайнеры часто делали отсылки к брит-попу в своих коллекциях: от Александра Маккуина до Стеллы Маккартни. Последняя, к слову, и сейчас нередко обращается к той эпохе.


Мода циклична, и это известно всем. Пару лет назад мы наблюдали громкий камбэк стиля нулевых, возвращение гранжа и повсеместный интерес к минимализму 1990-х. И кажется, следующие в очереди брит-поп и трушная пацанская эстетика, к которой многие относятся негативно, считая, что это отчаянное движение вниз. Однако нельзя отрицать, что мир в какой-то степени устал от условного латте на кокосовом молоке, эстетик в духе clean girl и всего, что связано со словом «правильно». А еще соскучился по родным хулиганам, которые позволяют себе то, что не могут другие. Хорошо это или плохо – покажет время. Нам остается лишь наблюдать и доставать из гардероба те самые харрингтоны, олимпийки и карпентеры.

Реклама
Рекомендуем