За отношения Хюррем Султан и Сулеймана I Великолепного переживали миллионы зрительниц. Умели же люди любить! Именно такое впечатление остается после просмотра сериала «Великолепный век». Но правда ли жизнь в гареме была похожа на восточную сказку? Рассказываем, как на самом деле готовили наложниц к ночи с султаном.
Интимная жизнь властелина Османской Империи имела важное значение для подданных. Несмотря на строгость мусульманской религии, султан представлялся «тенью Аллаха на земле», поэтому он должен был соответствовать общим представлениям о мужской мощи и плодородии, что подразумевает обладание многими женщинами.
Чем больше наложниц из знатных семей, тем больше почтения правитель высказывает своим придворным. Поэтому, как ни удивительно, никто особенно не ждал появление жены у султана. Тем более что, в XV веке законная жена обладала равной ему властью. Последнее не нужно было и самому султану, однако истории известны случаи, когда рабыня из гарема поднималась до самых высот.
Как попасть в гарем султана
В переводе с арабского языка слово «гарем» означало «охраняемая, священная зона». Там проживало около 200 наложниц, над которыми стояла мать повелителя, валиде-султан. Их охраняли евнухи, карлики, глухонемые и те, кто в представлении османов, обладали какими-то недостатками, и потому не представляли угрозы власти.
Попасть в гарем было не так просто: обычно туда доставляли достигших признаков зрелости девушек из знатных семей и наложниц, которых отбирали сообразно вкусам султана. При этом в 90% случаев предпочтение отдавали брюнеткам, остальные были шатенками и блондинками. А вот рыжие были табу: в Средневековье считалось, что они связаны с дьявольскими силами. Высокий рост и пышный бюст был не так важен, как соотношение талии и бедер (примерно 60/90). Наличие животика для исполнения belly dance – миф. Красивым считался стройный, плоский живот. Подобная селекция была важна, чтобы дети рождались здоровыми и красивыми.
Оговорим, что содержание гарема – дорогое удовольствие, сильно разоряющее казну. Подумать только: султан обязан был дарить подарки каждой свободной знатной девушке, даже если ни разу с ней не виделся. Для этого существовало целое расписание. Если правитель вдруг желал сэкономить на подарке, обитательницы гарема устраивали настоящий бунт. С невольницами дело обстояло проще, поскольку за них не могли заступиться знатные семьи. В зависимости от положения в иерархии гарема у каждой девушки было свое жалованье. Личные деньги они тратили на наряды, строительство хаммамов, мечетей и благотворительность.
Как привлечь внимание султана
Поскольку обитательниц гарема было значительно больше, чем султан мог физически удовлетворить, многие рабыни и свободные девушки могли ни разу не увидеть повелителя. Если спустя девять лет девушка так и не оказалась на ложе султана, ей выплачивали большое приданое и подбирали знатного жениха – причем для него это не считалось зазорным. Репутация «невостребованной» девушки также не считалась испорченной, а напротив: ведь она прошла образцовую школу воспитания. Те же, кто удостаивался внимания правителя, получали доступ ко многим благам.
Но для этого необходимо было пройти обучение. Наложниц учили турецкому языку, чтению Корана, стихосложению, музыке, танцам, красивым манерам, уходу за собой, макияжу, искусству светской беседы, умению угощать гостей кофе и сладостями, набивать трубку и, конечно, любовным ласкам. Только после экзамена девушку включали в расписание султана. При этом она должна была обязательно получить одобрение валиде-султан. В противном случае невольница могла никогда не быть представленной правителю.
Как готовили к ночи с султаном
Обычно красавицу из гарема султану выбирала валиде-султан, но были и исключения, когда он приходил сам. Чаще всего он осматривал претенденток во время купания и танцев. Фаворитке он вручал платок – знак явиться в его покои. При этом секс не обязательно случался той же ночью.
Избраннице присылали специальный подарок, а затем следовали приготовления. Тело девушки обязательно должно было быть чистым: с кожи удаляли грязь и волоски. Даже синяки считались недопустимыми. То же самое касалось менструации: встречу переносили или отменяли совсем. Также наложнице предстояло пройти обязательный медицинский осмотр, дабы удостовериться в ее целомудренности.
Вопреки тому, что показали в «Великолепном веке», наряды обитательниц гарема не были откровенными. При встрече наложнице полагалось испытывать смущение, подчеркивающее ее невинность. Султан заводил с ней приятный разговор, говорил комплименты, а затем следовали объятья, поцелуи и уже сам половой акт. При этом раздеваться полностью было не принято, как и смотреть на половые органы друг друга. Все делалось наугад, зато оба поддерживали зрительный контакт.
К слову, самого султана, как и его будущего наследника, также обучали науке любви, правда, не по «Камасутре», а по греческим и арабским текстам. Вопреки домыслам европейцев, групповой и анальный секс были строго запрещены. Делить женщин с другими мужчинами также непринято. При этом оральные ласки считались допустимыми. После соития султан обменивался комплиментами и угощал сладостями, которые, кстати, в обычные дни не подавали девушкам к столу. Пахлаву, рахат-лукум, халву и нугу они получали только из рук повелителя (на сладкое, как правило, ели сухофрукты). Затем он прощался с избранницей. Засыпали они также раздельно. Утром фаворитка получала подарок от повелителя.
Что получала любимая наложница султана
Как показали в «Великолепном веке», путь в покои султана действительно был «золотым». Фаворитка, хотя бы раз побывавшая в его постели, получала статус «гезде». Ей увеличивали жалованье, выделяли двух служанок из невольниц с комнатами для каждой. Кроме того, у гезде было больше шансов увидеться с повелителем снова. В случае беременности она становилась икбал и могла чаще встречаться тет-а-тет с султаном, причем необязательно для любовных утех. Поэтому самым страшным для икбал было потерять ребенка. В таком случае считали, что у нее «слабое здоровье» и больше не подпускали к султану. Спустя время ей подыскивали жениха, и на этом ее «карьера» при дворе считалась законченной.
Если у икбал рождалась девочка, она получала статус «кадын». При этом дочери султанов обладали особыми привилегиями. Например, по статусу они считались выше мужа, который мог зайти к ним в покои только с их позволения и то с поклоном. Также они могли по желанию развесить с неугодным супругом и выйти за другого. Мужья принцесс не имели права брать других жен. Только вспомните отношения принцессы Хатидже (сестры Сулеймана) с Ибрагимом. Конечно, в реальности любви между ними не было, но сам принцип создатели «Великолепного века» передали верно.
Самый высокий статус после валиде-султан в гареме имели кадын-эфенди – девушки, родившие от повелителя сыновей. Именно их считали законными женами султана. Правда, в XV веке жениться на них было не «модно». Якобы это угрожало реальной власти султана. Поэтому их часто отсылали подальше от дворца, когда сыновьям исполнялось 11 лет (в этом возрасте им делали обрезание, а затем отсылали управлять какой-нибудь провинцией). Как известно, эту традицию преломила Хюррем Султан, положившая начало периоду «Женского султаната».
Если сравнивать с сериалом, в целом жизнь в гареме была не такой красочной и романтичной. Девушки сидели на строгой диете, регулярно исполняли физические упражнения и развлекали друг друга песнями и танцами. И, конечно, красавицы плели интриги и пускали в ход любые хитрости, чтобы улучшить свой статус.