#Кино #Психология #СТИЛЬ ЖИЗНИ

Как разные эмоции влияют на работу мозга в мультфильме «Головоломка 2»? Отвечает психолог

Кадр из мультфильма «Головоломка 2»

«Головоломка 2» стала вторым кассовым мультфильмом в истории, уступив по сборам только второй части «Холодного сердца». И это неудивительно, поскольку через яркую и по-детски наивную анимацию зрителям показывают работу разных отделов мозга посредством реакции главной героини на разные события в жизни.

Поначалу сюжет может показаться даже наивным, в духе «поколения снежинок». Ведь кто мог подумать, что такая драма развернется в головном мозге героини из-за переезда в новое место. Но ведь в детстве мы еще не имеем большого опыта, поэтому любые перемены кажутся нам критическими. И это очень подробно показали сценаристы в первой части. В сиквеле же девочке Райли исполняется 13 лет, и ей предстоит столкнуться с новыми испытаниями в процессе взросления.

Что происходит с нами в подростковом возрасте? Почему все эмоции, даже негативные, необходимы для полноценного развития личности? Что происходит в мозге, когда мы испытываем те или иные переживания и чувства? И как понимать концовку мультфильма?

На эти вопросы эксклюзивно для  PEOPLETALK ответила нейропсихолог-реабилитолог с опытом работы более 13 лет, основатель и ректор Университета современной психологии Наталья Жукова.

Наталья Жукова, психолог


Как показана работа мозга в мультфильме «Головоломка»?

Наш мозг состоит из множества структур, каждая из которых выполняет свои уникальные функции. В мультфильме «Головоломка 2» изображена модель работы мозга, где разные эмоции контролируют поведение подростка Райли. Эти эмоции — Радость, Печаль, Гнев, Страх и Отвращение — не просто реакции на события, а важные элементы эмоционального интеллекта, играющие ключевую роль в формировании личности и поведении.

Например, в мультфильме есть прекрасная сцена, где Радость и Печаль относят воспоминание Райли о победе в хоккейном матче в центр убеждений — там из этого воспоминания формируется новое убеждение «я — победительница», наряду с другими убеждениями Райли. Из этих убеждений формируется ее самосознание — то есть то, каким человеком является Райли.

С точки зрения психологии, это реалистичный взгляд на то, как работают наши убеждения и самосознание. А формируются они на основе значимых событий и воспоминаний, закрепляясь в долговременной памяти. Эти убеждения затем влияют на наше поведение и самооценку.

Кадр из мультфильма «Головоломка 2»

Мозг человека постоянно обрабатывает информацию, формируя и изменяя убеждения на основе нового опыта. Гиппокамп и префронтальная кора играют ключевую роль в этом процессе. Гиппокамп отвечает за хранение воспоминаний, тогда как префронтальная кора участвует в формировании и поддержании самосознания и управлении эмоциями.

Исследования показывают, что эмоции играют важную роль в закреплении воспоминаний. Например, события, сопровождаемые сильными эмоциями, запоминаются лучше и оказывают большее влияние на наши убеждения. Поэтому сцена, где воспоминание о победе превращается в убеждение «я — победительница», отражает важный аспект работы мозга — влияние эмоций на формирование самосознания.

Предлагаем пройти наш тест и узнать, какая ты эмоция из новой «Головоломки».


Почему все эмоции, даже те, которых мы обычно избегаем, необходимы для нашего благополучия?

В первой части мультфильма Радость пыталась взять на себя весь контроль над эмоциональным состоянием Райли. Радость хотела, чтобы девочка всегда была счастлива, поэтому она не давала Печали место «у руля» — это прекрасный символ того, что психологи называют «токсичным позитивизмом».

Токсичный позитивизм — это когда мы запрещаем себе грустить, печалиться, испытывать гнев и другие естественные эмоции, кроме радости. Тяга «искать во всем позитив» может быть разрушительной для нашего внутреннего мира. Мультфильм прекрасно демонстрирует это, когда Радость и Печаль выпадают из мозгового центра и, лишившись этих эмоций, Райли оказывается в состоянии апатии и не может справиться с разными жизненными ситуациями.

Что же происходит в сиквеле? Райли входит в ранний подростковый возраст, и ее эмоциональный центр становится все сложнее. На сцене появляются новые эмоции — Тревожность, Зависть, Стыд и Хандра.


Какие эмоциональные изменения происходят в подростковом возрасте?

Подростковый возраст — это время значительных перемен, когда мозг и психика человека подвергаются серьезным изменениям. В первой части мультфильма у Райли была сформирована здоровая привязанность и ценности, но переезд и адаптация накануне подросткового возраста оказали сильное влияние на ее эмоциональное состояние. Переходный период вызывает появление новых эмоций и сложностей в их управлении.

В возрасте 11-14 лет подростки часто испытывают резкие перепады настроения и возбудимость. В мультфильме это показано в юмористической сцене, где Гнев, Печаль и Брезгливость едва касаются пульта управления, но это вызывает у Райли настоящую бурю эмоций. Это очень важный процесс — что интересно, именно в период пубертата формируется общая эмоциональная направленность и эмоциональный интеллект — способность различать собственные эмоции и управлять ими.

Также примерно в этом возрасте происходит первая значимая переоценка ценностей. В самом начале мультфильма ценности Райли представлены в виде «островов» — и остров дружбы гораздо больше и ярче, чем остров семьи. Это указывает на то, как именно наши ценности меняются одновременно с тем, как мы взрослеем. И действительно, в подростковом возрасте для нас важнее всего – одобрение друзей и одноклассников, а мнение родителей становится все менее значимым.

Это своеобразное «отделение» ребенка от родителя является абсолютно здоровой и естественной частью формирования автономности во взрослеющей личности. Подросток учится независимости и самостоятельной социализации, иногда это выражается в крайностях, что в народе принято называть «подростковым бунтом».

Все четыре новые эмоции — Тревожность, Стыд, Хандра и Зависть — появляются в момент, когда Райли на сборах знакомится с капитаном хоккейной команды, куда мечтает попасть. Радость и Тревожность тут же вступают в конфронтацию: Радость утверждает, что выходные на сборах должны быть посвящены ее старым подругам, а Тревожность спорит, что за эти выходные можно заложить фундамент на будущее, подружившись с девочками из старшей школы.

Тревожность сразу же начинает прогнозировать, что произойдет, если Райли не подружится со старшими девочками — и воспроизводит сценарии один ужаснее другого. Всем знакомо чувство, когда при волнении мы начинаем прокручивать в голове неприятные сценарии развития событий. Этот феномен называется катастрофизация.

Катастрофизация — это когнитивное искажение, при котором человек склонен предвидеть и переживать наихудшие возможные исходы ситуации. Этот процесс может быть как полезным, так и вредным. С одной стороны, катастрофизация может мотивировать нас к подготовке и предотвращению возможных негативных событий, усиливая чувство ответственности и бдительности. С другой стороны, чрезмерная катастрофизация может привести к повышенному уровню стресса, тревожным расстройствам и избеганию сложных (и важных) жизненных ситуаций.

И вот, в мгновение ока Тревожность полностью захватывает контроль над мозговым центром, а Радость, Гнев, Брезгливость, Печаль и Страх оказываются заперты в хранилище секретов Райли и превращаются в подавленные эмоции.

Какую функцию несет каждая эмоция в развитии личности?

Радость

Радость продолжает быть ведущей эмоцией, стремящейся к тому, чтобы Райли всегда была счастлива. Она представляет положительное мышление и оптимизм, но сиквел показывает, что постоянное стремление к счастью может иногда подавлять другие важные эмоции, необходимые для полноценного переживания жизни.

В реальной жизни радость помогает людям строить и укреплять социальные связи, поддерживает их в сложные моменты и способствует чувству удовлетворения. Люди, которые часто испытывают радость, как правило, более оптимистичны и энергичны, что притягивает к ним окружающих и делает их приятными в общении. Однако чрезмерное стремление к радости может подавлять другие важные эмоции, что может нарушить эмоциональное равновесие.

Гнев

Гнев в мультфильме представлен как пылкая и вспыльчивая эмоция, реагирующая на несправедливость. В реальной жизни гнев защищает наши личные границы и помогает отстаивать свои интересы. Конструктивное выражение гнева способствует разрешению конфликтов, но подавленный гнев может накапливаться, разрушать отношения и вызывать множество проблем.

Печаль

Печаль играет важную роль в процессе осмысления и принятия утрат и неудач. Она помогает Райли справляться с трудными моментами, позволяя ей выразить свои чувства и получить поддержку от окружающих.

В отношениях печаль может способствовать глубокому эмоциональному контакту и взаимопониманию, так как возможность делиться своими печалями и получать поддержку от близких людей помогает укреплять эмоциональные связи. Игнорирование или подавление печали может привести к эмоциональному выгоранию и чувству изоляции.

Страх

Страх в мультфильме — осторожная и тревожная эмоция, всегда готовая к опасности. В реальной жизни страх защищает нас, побуждая к осторожности и избеганию рисков. Он помогает нам быть внимательными и подготовленными, улучшая наши шансы на выживание.

Брезгливость

Брезгливость в мультфильме — категоричная эмоция, реагирующая на неприятные стимулы. В реальной жизни отвращение защищает нас от вредных веществ и токсичных отношений. Ее функция – помочь устанавливать здоровые границы и избегать потенциально опасных ситуаций.

Тревожность

Новая эмоция в сиквеле, тревожность, отражает растущие опасения и неуверенность, характерные для подросткового возраста. Тревожность помогает Райли предвидеть и готовиться к возможным трудностям, но также может привести к излишней самоизоляции и страху перед ошибками.

В реальной жизни чрезмерная тревожность мешает принятию решений и вызывает излишнее беспокойство, но также она помогает нам избегать реальных опасностей и быть более внимательными к деталям.

Зависть

Зависть побуждает Райли стремиться к тому, что имеют другие, мотивируя ее к достижению целей. Но важно помнить, что чрезмерная зависть может провоцировать конкуренцию, разрушая отношения. Превращение зависти в мотивацию для самосовершенствования помогает улучшать себя, не разрушая связи с другими.

Стыд

Стыд помогает Райли понимать социальные нормы и избегать поведения, которое может быть осуждено обществом. Это важно для формирования ее самосознания и адаптации в коллективе.

В отношениях чувство стыда может побуждать к исправлению поведения и избеганию действий, которые могут навредить другим. Однако чрезмерный стыд подавляет личностное развитие и вызывает неуверенность.

Скука

Скука стимулирует нас искать новые увлечения и интересы, избегая рутины. Она подталкивает нас к саморазвитию и поиску новых целей, что важно для личного и профессионального роста. В отношениях скука может сигнализировать о необходимости разнообразия и новых впечатлений, способствуя обновлению и укреплению связей.


Как понимать концовку мультфильма?

Главная героиня Райли до определенного возраста имела пять эмоций, которые полностью составляли ее личность. Радость лидировала, скрывая плохие воспоминания и оставляя в памяти лишь хорошие.

Кадр из мультфильма «Головоломка 2»

Это сформировало в ней представление о себе как о хорошем человеке. Однако кризис подросткового возраста принес новые эмоции, и тревожность взяла управление на себя, стимулируя Райли к новым действиям и достижениям. Она хотела, чтобы Райли скорее исполнила свои мечты, но это лишь привело к неадекватным ожиданиям от себя и панической атаке.

Только когда все эмоции примирились и вернули в сознание даже негативные воспоминания, Райли смогла достичь гармонии и баланса. Она поняла, что быть личностью – означает не только быть хорошим, но и принимать все свои стороны, включая неудобные и негативные эмоции. Этот баланс делает ее настоящей и полноценной личностью, а не просто примером хорошего человека.