#Кино #Культура

Как режиссеры цитируют шедевры мировой живописи: 15 отсылок в кино к искусству

«Хорошие художники копируют, великие – воруют», – эти слова Пабло Пикассо очень точно, пусть и слегка преувеличенно, описывают все заимствования в мире искусства. Воруют они, естественно, чтобы на основе этого сделать что-то исключительно свое.

Музыканты создают хиты, переосмысляя старые композиции, клипмейкеры «вшивают» в свои работы отсылки к культовым фильмам, а режиссеры как художники киноиндустрии довольно часто ищут вдохновение в произведениях легендарных живописцев.

Ларс фон Триер, Квентин Тарантино, Альфред Хичкок и даже Андрей Тарковский незаметно (для многих) встраивают в свои работы картины Питера Брейгеля-старшего, Жана-Франсуа Милле и Эдварда Хоппера. И нет, такое намеренное заимствование вовсе не плагиат, а дань уважения великим гениям.

Замечают такие тонкие референсы немногие, а потом транслируют в массы. Сегодня мы собрали 15 визуальных цитат искусства в культовых фильмах, которые ты точно не замечал.


«Психо», Альфред Хичкок (1960)

Картина: «Дом у железной дороги», Эдвард Хоппер (1925)

Знаменитый дом Бейтса в культовой ленте Хичкока был создан специально для съемок, а вдохновением послужила картина Эдварда Хоппера «Дом у железной дороги». Кстати, эта декорация стала самой дорогой за время съемок.


«Заводной апельсин», Стэнли Кубрик (1970)

Картина: «Прогулка заключенных», Винсент Ван Гог (1890)

На самом деле здесь скрывается тройная отсылка. Кубрик вдохновился Ван Гогом, а тот, в свою очередь, гравюрой «Острог» Гюстава Доре 1872 года.


«Зеркало», Андрей Тарковский (1975)

Картина: «Охотники на снегу», Питер Брейгель-старший (1565)

Советский режиссер не просто цитировал произведения искусства художников, он виртуозно вплетал их в сюжет, делая неотъемлемой частью повествования. В фильмах Тарковского можно найти множество отсылок: от Леонардо да Винчи до Альбрехта Дюрера. Но самым ярким до сих пор принято считать оммаж на «Охотников на снегу» Питера Брейгеля-старшего в ленте «Зеркало».


«Гроши с неба», Херберт Росс (1981)

Картина: «Полуночники», Эдвард Хоппер (1942)

Сцена в фильме «Гроши с неба» – вторая (и не последняя) отсылка к творчеству Хоппера в этой подборке. Вообще, эта картина Хоппера оказала большое влияние на всю американскую культуру. Например, режиссер «Бегущего по лезвию» Ридли Скотт как-то признался, что именно эта работа помогла ему определиться с обликом города в фильме.


«Страсть», Жан-Люк Годар (1982)

Картина: «Маленькая купальщица», Жан Огюст Доминик Энгр (1828)

Картина французского живописца XIX века нашла свое отражение в работе одного из главных представителей французской новой волны. Жан-Люк Годар оказал революционное влияние на мировое киноискусство, а в его работах прослеживалась не только дань уважения художникам, но и четкие политические взгляды.


«Форрест Гамп», Роберт Земекис (1994)

Картина: «Мир Кристины», Эндрю Уайет (1948)

Эндрю Уайет – один из самых цитируемых художников в индустрии. С ним может посоревноваться разве что Эдвард Хоппер. На «Мир Кристины» за всю историю кино было около десятка оммажей, но самыми популярными считаются сцены в фильмах «Форрест Гамп» и «Дни жатвы».


«Пятый элемент», Люк Бессон (1997)

Картина: «Сломанная колонна», Фрида Кало (1944)

Да-да! Фирменный костюм героини Милы Йовович был навеян именно работой мексиканской художницы Фриды Кало. Работал над его созданием французский дизайнер Жан-Поль Готье. Отсылка к автопортрету не случайна, модельер проникся сложной историей жизни Кало и перенес ее образ на костюм.


«Шоу Трумана», Питер Уир (1998)

Картина: «При свете луны», Рене Магритт (1956)

К работам Рене Магритта не раз обращались режиссеры. В фильме «Изгоняющий дьявола» зашифрована аллюзия на картину «Империя света», в «Аватаре» Джеймса Кэмерона намек на «Замки в Пиренеях», а в легендарном «Шоу Трумана» – явная отсылка к работе «При свете луны».


«Мечтатели», Бернардо Бертолуччи (2003)

Скульптура: «Венера Милосская», Александр из Антиохии на Меандре (130 год до н.э.)

Эта сцена из фильма Бертолуччи и образ героини Евы Грин практически сразу стали культовыми. Главные персонажи картины свободны, молоды и хотят изменить мир. А Венера Милосская как раз считается олицетворением юности. Поэтому, можно считать, художественный намек режиссера сработал идеально.


«Остров проклятых», Мартин Скорсезе (2010)

Картина: «Поцелуй», Густав Климт (1909)

У фильмов Мартина Скорсезе много секретов. Почти в каждой его работе есть аллюзии на другие шедевры кинематографа, сам режиссер часто появляется в роли камео, а еще иногда озвучивает закадровый голос. Но и это еще не все! Внимательные зрители нашли сходство между сценой из «Острова проклятых» и картиной Густава Климта «Поцелуй».


«Меланхолия», Ларс фон Триер (2011)

Картина: «Офелия», Джон Эверетт Милле (1852)

«Офелия» – самый популярный, но далеко не единственный арт-референс в работе фон Триера. Режиссер также ссылается на «Страну Лентяев» Брейгеля и скандальное полотно «Происхождение мира» Гюстава Курбе. 


«Ширли: Образы реальности», Густав Дойч (2013)

Картина: «Нью-йоркский кинотеатр», Эдвард Хоппер (1939)

И вот еще одно доказательство того, что работы Эдварда Хоппера очень ценят в кинематографе. В фильме Густава Дойча представлен не просто намек, а точно повторенная копия.


«Нимфоманка», Ларс фон Триер (2013)

Картина: «Умирающий художник», Зигмунд Андриевич (1901)

«Умирающий художник» – еще одна из множества отсылок в работах Ларса фон Триера. Если в предыдущем случае можно было легко догадаться о том, чем вдохновлялся автор, то здесь оммаж уловили лишь самые внимательные.


«Безумный Макс: Дорога ярости», Джордж Миллер (2015)

Картина: «Слоны», Сальвадор Дали (1948)

В 2015 году постапокалиптический боевик с Томом Харди и Шарлиз Терон получил целых шесть статуэток «Оскар». Отсылка к «Слонам» Дали тут, конечно, ни при чем, но все же она считается важной частью фильма. Сам режиссер, к слову, не раз говорил, что он – большой фанат сюрреализма.


«Ход королевы», Скотт Фрэнк (2020)

Картина: «Все суета», Чарльз Аллан Гилберт (1892)

«Ход королевы» – один из самых популярных сериалов прошлого года, который обсуждали, кажется, все. Здесь тоже не обошлось без отсылок. Скотт Фрэнк очень тонко провел параллель между картиной Чарльза Аллана Гилберта и судьбой одной из героинь. В произведении «Все суета» изображена женщина, любующаяся своим отражением в зеркале, но, если не фокусировать взгляд на деталях, можно увидеть череп. В сериале героиня также сидит перед зеркалом, и, хотя на череп ничто не намекает, эта сцена – последняя, когда мы видим Эльму живой.