#КРАСОТА

Как выглядела реклама косметики в СССР

Тем, кто знает о временах СССР из рассказов бабушек и мам, при словосочетании «советская косметика» на ум чаще всего приходят тушь-«плевалка», тональный крем «Балет» и лак для волос «Прелесть». Но это трио – далеко не единственные продукты, которые были в арсенале девушек того времени.

До 60-х годов использование декоративной косметики не поощрялось государством. «Чистота – лучшая красота», – гласил советский лозунг в период НЭПа (новой экономической политики). В журналах и буклетах публиковались советы и просветительские статьи на тему гигиены, а духи, пудра и помада считались элементами буржуазного быта. Тем не менее фабрики продолжали выпускать декоративную косметику, и уже к 30-м годам XX века производство значительно расширилось. Ассортимент советской косметики рос, и она все чаще мелькала на страницах журналов.

В военное время парфюмерно-косметические производства переключились на выпуск продукции для нужд фронта. Но уже с начала 50-х годов общественно-политический журнал для женщин «Работница» стал снова публиковать советы по уходу за кожей и волосами и рекламу косметики. Именно на это время пришелся расцвет парфюмерно-косметической отрасли. Появлялись новые оттенки туши для ресниц и цвета помад. А к 60-м расширился ассортимент уходовой косметики – на прилавках появились жидкие тональные основы, ароматные кремы «Клубничный» и «Земляничный», средства для проблемной кожи «Угрин» и «Антиугрин» и даже санскрины «Луч», «Щит» и «Крем от загара».

О новинках парфюмерии и косметики девушки чаще всего узнавали из ежемесячного информационного бюллетеня «Новые товары» и польского журнала «Ванда». А мы предлагаем тебе проследить эволюцию советской косметики и ее рекламы сквозь страницы журналов.


1963 год

До появления первых средств для окрашивания волос советские женщины использовали домашние методы. Блондинки – отвар ромашки, лимонный сок и ревень, чтобы сохранять цвет. А брюнетки ополаскивали волосы кофе, крепко заваренным черным чаем или настойкой из зеленой скорлупы грецких орехов.

В 1963 году химический комбинат «Орто» выпустил первый оттеночный шампунь для волос под названием «Сильва». В его палитре было пять цветов – светло-золотистый, темно-золотистый, каштановый, бронзовый и махагоновый (цвет красного дерева).

«Несомненно, первый советский оттеночный шампунь «Сильва» привлечет всеобщее внимание. Комбинат «Орто» положил начало производству этих препаратов. Надо, чтобы и другие парфюмерно-косметические предприятия внесли свой вклад в расширение их ассортимента», – писали в журнале «Новые товары».


1968 год

В женской прессе в основном рекламировали парфюмерию и уходовые средства, а декоративную косметику почти никогда. Считалось, что наносить пудру, тушь или румяна можно только на здоровую ухоженную кожу.


1970 год

В 70‑е стали появляться первые компактные пудры «Елена» и «Рисовая», а к концу десятилетия некоторые советские женщины даже могли себе позволить французскую Lancome с золотой розой на упаковке.

В журналах в основном рекламировали парфюмерию и новинки советских косметических фабрик. Например, небезызвестный лак «Прелесть», но в новой аэрозольной упаковке.

«Женщины, покупайте лак «Прелесть», и ваша прическа всегда будет в идеальном порядке», – говорилось в журнале «Новые товары».


1971 год

Формат лосьона был, пожалуй, одним из самых популярных в 70-е годы. «Нолан», «Огни Москвы», «Силуэт» – одни лосьоны были предназначены для укладки волос, другие – для ухода за жирной и нормальной кожей.


1972 год

«Кто не любит духов! Нельзя быть безразличным к их тонкому приятному аромату» – эти слова, к примеру, открывают статью о новинках парфюмерии, выпущенных фабрикой «Новая заря».


1973 год

В 1973 году чехословацкая фабрика «Хемапол» представляет первый сухой одеколон, средство после бритья в формате желе (!) и каротиновый крем «Астрид», препятствующий появлению морщин.


1977 год

Реклама в журналах становилась все ярче и смелее – под стать времени. Теперь на страницах можно было увидеть не только уходовую, но и декоративную косметику. Например, помаду для губ и даже искусственные ресницы.

В журналах появляется реклама западногерманских фирм «Шварцкопф», «Шаума» и «Тафт» и их средств для ухода за волосами и фиксации прядей, и даже набора для естественного изменения формы волос (читай: набор для завивки).


1978 год

Фабрика «Свобода» становится ведущей в производстве косметики и парфюмерии. Она объединяется с двумя другими предприятиями и тесно сотрудничает с научно-исследовательскими институтами и зарубежными брендами. Результатом этой работы становится тональный крем «Жэмэ», произведенный вместе с французским «Ореаль» (так раньше переводили L’Oreal).


1982 год

Рекламные съемки становятся креативнее. Тени уже не просто лежат на плоской поверхности, а «отдыхают» на берегу моря. Так выглядела реклама коллекции перламутровых теней для век латвийской компании «Дзинтарс».


1987 год

В конце 80-х тушь все еще была предметом роскоши. Те, кто мог позволить себе зарубежные бренды, стояли в очередях. А те, кто не мог, пользовались родной «Ленинградской». Отечественная жидкая тушь только начинала появляться на прилавках и еще не вызывала доверия, поэтому в ход шла реклама в журналах.

Мода 80-х диктовала яркий макияж – длинные черные ресницы, фиолетовые тени, алая помада и яркие румяна. Поэтому без туши было не обойтись.


1988 год

Еще одной альтернативой французским брендам косметики были польские. В частности, фирма Pollena. Косметику можно было купить в магазинах «Ванда». А рекламные заголовки обещали: «Хочешь быть молодым как можно дольше? Употребляй кремы марки «Поллена».

В конце 80-х – начале 90-х открываются магазины зарубежных брендов. Высокие цены и огромные очереди стали неизменными маркерами того времени. И пока журналы все еще рекламировали отечественную косметику, международные бренды сначала захватывали внимание, а потом внушали доверие советским женщинам. Расцвет советской красоты стремительно утихал, а зарубежные бренды только начинали свое восхождение.