#Кино

Как вымышленная Бриджит Джонс стала одной из самых влиятельных женщин в истории

Неидеальная Бриджит Джонс в исполнении Рене Зеллвегер стала первым персонажем, стирающим все стереотипы о женщине в массовой культуре. Появившись в разгар нулевых, когда образ девушки был идеализирован настолько, что джинсы размера M казались чем-то из ряда вон, Бриджит с ее нелепой пижамой и растрепанной прической выступила в роли главной феминистки эпохи нулевых. И даже спустя 21 год с момента выхода фильма она остается одной из тех героинь, которые вдохновляют миллионы женщин принимать себя такими, как говорится, какие есть.

Неудивительно, что в 2016 году персонаж Рене Зеллвегер вошел в список семи самых влиятельных женщин в истории. Только представьте, вымышленный герой встал в ряд с такими женщинами как Маргарет Тэтчер, Бейонсе и Жермен Грир. И пускай Бриджит Джонс не может собирать целые стадионы, как это делает королева Би, это совсем не отменяет того факта, что она перевернула представление о женщине в обществе, разрешив ей отойти от стандартов красоты и сексуальности.

О том, как у Бриджит Джонс получилось заставить миллионы девушек по другую сторону экрана полюбить себя, поговорили с психотерапевтом сервиса «Ясно» Галиной Лайшевой.

Галина Лайшева, клинический психолог, кандидат психологических наук, психотерапевт сервиса «Ясно»

Бриджит Джонс – отличное воплощение «девчонки по-соседству», как Человек-паук в мире супергероев. Она так очевидно неидеальна, что это делает её привлекательной. Бриджит не транслирует какое-либо превосходство над другими или над зрителем. Кажется, в ней нет чего-то невероятного. Однако она отвечает на вопрос, который мучает очень многих людей: можно ли получить одобрение и любовь, если ты несовершенен?

Кадр из фильма «Дневник Бриджит Джонс»

Весь фильм она встречается со своими недостатками (или с тем, что ей кажется недостатком): пристально следит за весом и пытается похудеть, перебирает с алкоголем и мучается от похмелья, оказывается в дурацких ситуациях. Кажется, что её суперсила – быть спонтанной и не бояться выглядеть нелепо. Но она не всегда умеет ей пользоваться. Бриджит очень боится не оправдать собственные ожидания, выглядеть глупо или неуместно, и этот страх заставляет ее чувствовать себя неуверенно. Часто она и правда оказывается не в своей тарелке: вспомни только вечеринку, на которую она пришла в костюме кролика. Но иногда глупый вид – это только плод её собственной тревоги, как, например, в обществе Марка Дарси.

Зрителю легко понять чувство, когда не знаешь, достаточно ли ты красив, умен или успешен – но при этом очень хочешь принятия и одобрения. Бриджит раз за разом сталкивается с одним из главных социальных страхов – общественным осуждением, «потери лица» – но это её не разрушает. Даже наоборот, если Бриджит хочет казаться другой, лучше, чем она есть (при этом «лучше» – лишь образ в её голове), это не приносит ей счастья. Если она гонится за идеальной картинкой себя или отношений, получается по-дурацки и даже больно. Но когда она отказывается от ожиданий и идеальных образов, оказывается, что её самой – такой, какая она есть – достаточно для любви.

Кадр из фильма «Дневник Бриджит Джонс»

Бриджит Джонс дает бой перфекционизму и делает это в самых чувствительных и сложных вопросах. Можно ли не быть худой? Как цифра на весах соотносится с ощущением привлекательности (спойлер – нелинейно)? Что делать, если тебе 30, а отношений нет? Что делать с карьерой, если кажется, что неудачи наползают со всех сторон? Бриджит шутит над змеиной чешуей и чувствует себя очень уязвимой.

Если бы фильм давал прямые ответы и рисовал ясную историю успеха, это было бы не так естественно. Джонс не знает, как надо справляться с жизнью, но не опускает руки и с юмором преодолевает трудности. Не все её решения или поступки правильные, но она признает, что где-то повела себя глупо или импульсивно, и старается исправить ошибку. Бриджит привлекает тем, что находится в поиске: она ищет конкретные способы поведения, пытаясь понять, что значит быть современной женщиной. Какие книги читать (про мужчин или про независимость?), как переживать поражения, нужны ли серьезные отношения или достаточно быть богиней секса, как сексуально одеваться и не выглядеть при этом смешно или глупо.

Сильная сторона Бриджит – эмоциональность. Этим она очаровывает Марка Дарси и зрителя: она искренне и живо реагирует на людей и события, сопереживает и не скрывает чувства. Чопорного Марка восхищает её эмоциональная энергия, и он ценит её больше, чем соответствующую всем стандартам коллегу. Живость эмоций как раз и позволяет Бриджит не защищаться от мира, закрываясь идеальным фасадом. Разочарования и неуспехи не делают её циничной или отстраненной: она продолжает мечтать о любви и надеяться на лучшее даже в тайской тюрьме.

Кадр из фильма «Дневник Бриджит Джонс»

Несмотря на жанр романтической комедии, в фильме мы видим не только нелинейную историю любви с классическим выбором между скучным хорошим парнем и обаятельным плохим. Там есть и непростые отношения родителей Бриджит. Ей не всегда легко общаться с мамой: их представления о счастье серьезно расходятся, но героиня старается понять и посочувствовать каждому из родителей, хотя их ссора больно её ранит.

Зритель легко может идентифицироваться с Бриджит Джонс – понять её тревоги и волнения, радоваться её взлетам и смеяться над нелепыми ситуациями. При этом она выполняет важную психологическую функцию: уменьшает градус серьезности требований к себе, с иронией смотрит на стандарты и вместо идеальных картинок живет яркой эмоциональной жизнью – не прилизанной и настоящей.