Логотип Peopletalk

Каннибализм, культы, многоженство и деньги на завтрак: 3 самых безумных вождя Африки

Главное изображение статьи
Реклама

Пока мы наблюдаем за привычными нам политиками в костюмах, в других частях света происходят странные и ужасные вещи, в которые трудно поверить. Что мы знаем об Африке? Большинство из нас бывало разве что в Египте, и то страна относится к так называемой Белой Африке, где проживают преимущественно арабы, а их уклад жизни сильно отличается от южных соседей. Что же до Черной Африки, как иногда называют зону ниже пустыни Сахара, то наши представления об этих краях весьма туманны.

Несмотря на то что континент богат благородными металлами, алмазами и другими ресурсами, большинство народов живет в нищете, там до сих пор практикуют магию и жертвоприношения, а также воюют между собой. Деколонизация произошла давно, но африканские страны все еще находятся в экономическом рабстве европейских держав, которым невыгодно, чтобы они становились сильными и независимыми. До сих пор население вовлечено в прокси-войны, а их лидеры не пытаются остановить кровопролитие и часто сами сеют хаос ради легких денег. И что удивительно, эти безумные и жестокие вожди, которые даже не могут написать палкой свое имя на песке, приходят к власти благодаря покровительству «демократического» Запада.

Ранее мы писали об африканском гороскопе. Теперь рассказываем о самых эксцентричных вождях Африки, которые вошли в историю своей жестокостью и безумными выходками.


Диктатор Уганды Иди Амин

Правил с 25 января 1971 по 11 апреля 1979 года

Бывший президент Уганды Иди Амин. Фото: Getty Images

Поведение «черного фюрера» Иди Амина настолько не укладывалось ни в какие рамки, что он регулярно становился героем книг, карикатур и даже стал прообразом главного героя в фильме «Диктатор» Саши Барона Коэна (которого сыграл сам режиссер). Как водится, диктатор Уганды Дада Уме Иди Амин пришел к власти в результате госпереворота. Уже в 16 лет он был здоровяком, поэтому пошел в армию, где быстро продвинулся по службе, став сначала лейтенантом, а потом генералом. К слову, читать и писать он научился только в 35 лет. Во время подавления народных бунтов против британцев в Кении и Сомали он отличился бесстрашием: Иди своими руками забивал врагов, экономя пули, и знатно воровал с армейских складов. Опасаясь, что его обвинят в коррупции, Иди Амин в 1971 году сверг президента Уганды Милтона Оботе. Став главой государства, он устроил настоящую бойню.

Бывший президент Уганды Иди Амин. Фото: Legion-Media

Сначала он выгнал из страны всех индийцев, пакистанцев и китайцев, конфисковав их собственность. Вместе с ними покинули Уганду учителя, врачи и профессора. Этого вождю показалось мало, и он приказал забрать имущество у христиан и раздать его мусульманам. Отток населения убил торговлю, дороги и экономику страны, но его это мало волновало. Для острастки Амин скормил крокодилам до 10 тысяч офицеров, в лояльности которых сомневался. Более того, оппозиционеры попадали к Иди Амину на стол в качестве блюда. Да, африканский вождь происходил из племени, где практиковали каннибализм, поэтому он верил, что вместе с человеческим мясом поглощает ум и силу врагов. Например, из головы начальника штаба Сулеймана Хуссейна он приказал сделать суп, который ему, кстати, показался невкусным, поэтому он бросил туда и своего повара. «Я ел человеческое мясо. Оно очень соленое, даже более соленое, чем мясо леопарда», – чистосердечно делился Амин с журналистами.

Бывший президент Уганды (лейтенант) Иди Амин во время визита в Великобританию. Фото: Getty Images
Бывший президент Уганды Иди Амин 6 февраля 1971 года произносит речь на инаугурации в Кампале. Фото: Getty Images

Надо сказать, что Иди Амин обожал всякие титулы. Он носил длинный мундир, украшенный купленными орденами, причем некоторые из них относились к событиям, в которых он априори не мог участвовать, например ко Второй мировой войне. Себя он именовал не иначе как покоритель Британской империи, король Шотландии и даже повелитель всех зверей на земле и всех рыб в море, просто потому что звучит красиво. Диктатор всерьез предлагал перенести штаб-квартиру ООН в Уганду, так как «здесь находится географическое сердце планеты». С похмелья он объявил войну США, а через сутки провозгласил Уганду победителем.

Сара Амин, жена бывшего президента Уганды Иди Амина. Фото: Legion-Media

Личная жизнь Иди Амина была также насыщенной. У него было 40 детей от семи жен (к концу его жизни выжила только одна из них, Сара). Причем каждого он официально признавал наследником, чтобы потом посмотреть, как они подерутся между собой. Тем страннее, что вождь Уганды просто обожал диснеевские мультфильмы. Вот такая противоречивая натура.

Запад, как ни странно, долго закрывал глаза на его выходки и жестокость, больше выставляя его странным чудаком, нежели тираном, но в какой-то момент терпение спонсоров лопнуло. Перестав получать деньги и дорогие подарки, Иди Амин переметнулся к СССР, заявив о симпатии к социализму. Нужда в советском оружии – единственное, что удержало Иди Амина от планов поставить в стране памятник своему кумиру Гитлеру. Диктатор-людоед безумно боялся заговора, поэтому на армию ежегодно выделяли 65 % ВВП страны. Глава Уганды даже устраивал поддельные кортежи, где в лимузине сидел загримированный двойник. Так он проводил операции по предотвращению покушений.

Бывший президент Уганды Иди Амин на свадебной церемонии с женой Сарой в Найроби, Кения, 1 августа 1975 года. Фото: Getty Images
Бывший президент Уганды Иди Амин во время национального праздника в Кобоко (Уганда) в честь 7 годовщины правления 31 января 1978 года. Фото: Getty Images

Опасаясь бунтов, диктатор-маньяк устраивал беспорядки на границах, чтобы отвлечь внимание населения. Иди Амин выдвигал немотивированные территориальные претензии Кении, Судану и особенно Танзании. Последняя, к слову, считалась зоной влияния советского лагеря, поэтому вторжение туда армии Уганды в 1978 году положило конец отношениям с СССР. Лишившись поддержки, уже спустя год военные, которые даже толком не умели пользоваться танками и ракетами, потерпели поражение от танзанийцев, сумевших захватить Кампалу. Кстати, штурмовать столицу Уганды не пришлось: население с радостью встретило избавителей.

Иди Амин был вынужден бежать из страны – сначала в Ливию, а потом в Саудовскую Аравию. Там он прекрасно жил на прихваченные им деньги. В 1989 году вождь-людоед хотел вернуться в страну, однако соседний диктатор Заира Мобуту Сесе Секо помешал его планам. В итоге Иди Амин умер своей смертью в возрасте 75 лет. В общей сложности за восемь лет его правления жертвами репрессий стали более 500 тысяч угандийцев, из которых 2 тысячи человек Иди Амин убил своими руками.


Диктатор Экваториальной Гвинеи Франсиско Масиас Нгема Ндонг

Правил с 12 октября 1968 по 3 августа 1979 года

Диктатор Экваториальной Гвинеи Франсиско Масиас Нгема Ндонг. Марка 1977 года. Фото: Legion-Media
Диктатор Экваториальной Гвинеи Франсиско Масиас Нгема Ндонг. Марка 1977 года. Фото: Legion-Media

Еще один съехавший с катушек африканский диктатор, до конца жизни читавший только по слогам и не умевший писать вовсе, поначалу подавал большие надежды. Франсиско Масиас Нгема Ндонг сумел пустить пыль в глаза испанцам, на каждом шагу заявляя о своей лояльности колониальным властям. Несмотря на очевидную профнепригодность, они сочли его достаточно безобидным, поэтому решили помочь парню сдать экзамен на должность госслужащего. Спойлер: сдать его он смог только с четвертой попытки, и то не обошлось без подсказок со стороны чиновников. И вот, в 36 лет Масиас Нгема становится мэром родного города, а спустя восемь лет, когда Экваториальная Гвинея обрела независимость, его избрали президентом. Причем испанцы не могли пожелать для себя лучшего кандидата и даже не подозревали, насколько в нем заблуждались.

Франсиско Масиас Нгема Ндонг не желал быть марионеткой. В своем первом указе на посту президента он объявил иностранцев врагами народа. На испанцев начались облавы: посреди ночи их вытаскивали на улицу и увечили, а некоторых и вовсе казнили без суда и следствия. Бывшие колонизаторы были вынуждены спасаться бегством, оставив роскошные особняки и плантации. Местные жители, замеченные в сочувствии к испанцам, подвергались жестоким пыткам.

Ради абсолютной власти Нгема Ндонг решил передать посты министров своим многочисленным родственникам, однако и им не было пощады: за любой проступок или косой взгляд их казнили. В итоге все министерские посты занял президент. А чтобы закрепить власть, в 1973 году в новой конституции провозгласили о пожизненном правлении президента. Можно подумать, что все это было затеяно лишь для того, чтобы проводить самостоятельную и независимую политику от других государств, но на деле же у Масиаса Нгемы не было плана как такового. Он просто хотел иметь доступ к роскошным тачкам, красивым девушкам и претворять в жизнь свои безумные прихоти.

Диктатор Экваториальной Гвинеи Франсиско Масиас Нгема Ндонг. Фото: Getty Images

Чтобы осуществлять все свои хотелки, он возглавил единственный существовавший в стране банк и регулярно брал деньги из казны. А вскоре вообще посчитал, что надежнее хранить купюры в своем доме. Причем часть он спрятал под кроватью, а остальное, опасаясь грабителей, закопал в зарослях бамбука. Простофиля-тиран не рассчитал, что в таких условиях деньги превратятся в труху. Азы экономики также казались ему непроходимым лесом, поэтому цены на продукты и товары он придумывал сам в зависимости от своего настроения: проснулся сердитым – цены на хлеб были космическими, веселым – отдавал фактически за гроши. А когда в казне не хватало денег, Нгема Ндонг брал в заложники зарубежных дипломатов и туристов и требовал за них выкуп. Например, полиция штурмовала посольство Нигерии и требовала кредиты в обмен на заложников.

С религией у диктатора тоже не задалось: сначала он запретил в стране христианство, но ему показалось мало, и он создал культ имени себя. В церквях вместо икон и распятий висели его портреты, а во время проповедей прихожанам полагалось говорить: «Нет бога, кроме Масиаса». Врагов режима полицейские публично расстреливали. Стоит ли говорить, что за 11 лет его правления численность населения сократилась на две трети, то есть из 300 тысяч гвинейцев осталось около 140 тысяч человек.

Человеком науки Нгема никогда не был и в душе ненавидел образованных людей, задающих неудобные вопросы. Поэтому он устроил на них настоящую охоту. Для начала он закрыл все школы, институты, техникумы, театры, библиотеки и единственную в стране газету. Дошло до того, что слабоумный диктатор запретил произносить слово «интеллектуал» и появляться в обществе в очках (до него до этого додумался только диктатор Камбоджи Пол Пот). Вероятно, у главы государства не было проблем со зрением, поэтому он наивно полагал, что люди носят очки ради того, чтобы показаться умнее других. «Я хоть и сам из народа, но не дурак. А они очки надевают, чтобы над трудящимися издеваться», – простодушно заявлял он.

Можно подумать, что дома Нгема становился мягче и добрее, но это не так. В жены он брал любую понравившуюся девушку без ее согласия. Многие любовницы жили под страхом собственной смерти и своих близких. А все потому, что диктатор издал указ о расстреле всех бывших возлюбленных своих любовниц. Когда Нгема уезжал в дипломатические поездки, он устраивал показательные казни заключенных, чтобы в его отсутствие никому в голову не пришло устроить переворот.

Ад на земле, который устроил Нгема, длился вплоть до 1977 года. Лидер никогда особенно не дружил с головой, но в какой-то момент подчиненные начали замечать у него явные признаки помешательства. Он стал запираться в комнате, разговаривать с самим собой и видеть галлюцинации. После того как он изувечил одну из жен, сомнений ни у кого не осталось. Точно сказать, что с ним случилось, нельзя, так как в стране его же усилиями не осталось врачей: они либо бежали, либо были убиты. Камерунский доктор, которого к нему вызвали родственники Нгемы, после осмотра больного был убит.

Президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого в Мадриде на похоронах премьер-министра Испании Адольфа Суареса 31 марта 2014 года. Фото: Getty Images

Тем временем, офицеры, переставшие получать жалованье, больше не были на его стороне. Да и откуда пополняться казне? Плантации были разрушены, электроэнергии не было, народ голодал. Когда на виллу к диктатору прибыла делегация из 12 военных, чтобы узнать, почему им перестали платить, их просто расстреляли. После этого в июне 1979 года его племянник Теодоро Обианг Нгема Мбасого совершил переворот (кстати, он до сих пор правит страной). Нгему не стала защищать даже личная охрана. Когда его арестовали, сумасшедший диктатор ел свои деньги. На суде его признали виновным в терроре и уничтожении финансовой системы страны, после чего расстреляли. Приговор привели в исполнение марокканские солдаты, так как гвинейцы верили, что Нгема – колдун, который после смерти не даст им покоя.


Диктатор ЦАР Жан-Бедель Бокасса

Правил с 1 января 1966 по 20 сентября 1979 года

Жан-Бедель Бокасса на коронации 4 декабря 1977 года. Фото: Legion-Media

Диктатор-людоед, скармливавший своих врагов крокодилам и купавшийся в бриллиантах. Его имя слышали даже те, кто не знает, где находится страна. Жан-Бедель Бокасса начал свой путь к власти в колониальных войсках французской армии, в составе которой он даже участвовал во Второй мировой войне. Также он служил в Сенегале, воевал в Конго и во Вьетнаме. Причем однажды он съел печень и сердце убитого им вьетнамского партизана, чтобы «получить его храбрость».

Дослужившись до звания старшего сержанта, Бокасса уволился и перешел в центральноафриканские вооруженные силы, где дорос до майора. Благодаря своему кузену Давиду Дако, который был к тому же президентом страны, он стал начальником штаба и получил чин полковника, но этого ему показалось недостаточно, поэтому 31 декабря 1965 года он совершил государственный переворот. Главу государства он заточил в тюрьму, провозгласил себя президентом и главой единственной партии «Движение за социальную эволюцию Черной Африки».

Жан-Бедель Бокасса с супругой Катериной. Фото: Legion-Media

Жан-Бедель Бокасса страдал манией величия, поэтому неудивительно, что его коронация была расточительно роскошной: она обошлась казне в 20 миллионов долларов, что составляло треть годового бюджета страны и всю финансовую помощь от бывшей метрополии – Франции. Поскольку его кумиром был Наполеон, он провозгласил себя императором, превратив Центральноафриканскую Республику в империю. Свою жену он, к слову, короновал лично. По словам очевидцев, эта сцена напоминала полотно «Посвящение императора Наполеона и коронование императрицы Жозефины в Соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» кисти Жака-Луи Давида.

Новоиспеченный император предстал перед подданными в длинной тоге, украшенной тысячами крошечных жемчужин, и расшитых жемчугом туфлях, которые впоследствии вошли в Книгу рекордов Гиннеса. На его плечах красовалась девятиметровая мантия из малинового бархата, украшенная золотыми эмблемами в виде орлов и подбитая горностаевым мехом, а на голове – корона, инкрустированная бриллиантами. Наряд его супруги, императрицы Катерины, также потрясал великолепием: она была в платье, расшитом 935 тысячами металлических блесток, и в малиновой мантии. Кстати, все наряды шили в доме «Гизелин», где однажды шили одежду для Наполеона. Свадебный стол ломился от деликатесов: более 240 тонн еды и напитков доставили самолетами из Европы.

Кстати, помимо любимой супруги Катерины у сластолюбца Бокассы было еще 18 официальных жен и множество любовниц, которые произвели на свет 77 детей. Чтобы не перепутать их с чужими, каждому отпрыску при рождении он дарил золотой значок со своим изображением.

Диктатор ЦАР Жан-Бедель Бокасса в декабре 1977 года. Фото: Legion-Media
Диктатор ЦАР Жан-Бедель Бокасса в 1952 году. Фото: Legion-Media

Бокасса руководил страной с 1966 по 1979 год. И без того бедная страна при его расточительстве стала еще слабее. И конечно, поддерживать порядок среди недовольных и бунтующих император мог только жесткой рукой. Неугодных министров он скармливал крокодилам, а для большего страха Бокасса однажды убил провинившегося министра и скормил его мясо остальным, пояснив во время тоста, что отныне такая судьба постигнет каждого, кто пойдет против него. Простых граждан вовсе не щадили: если дважды совершил проступок – отрубали уши, за три – руку. Оппозицию подвергали прилюдным кровавым пыткам. Франция закрывала глаза на преступления Бокассы, довольствуясь его лояльностью, однако скоро до нее начали доходить более тревожные слухи.

Одним из самых абсурдных по своей беспощадности стало дело школьников. Живущий в какой-то своей реальности Бокасса издал указ, предписывавший обязательное ношение школьной формы. Учитывая, что у большинства родителей едва хватало денег на учебники, их босоногие дети теперь не могли получить образование. В знак протеста школьники вышли на улицу. Полиция жестоко расправилась с бунтовщиками: 200 учеников прилюдно пытали, а затем забили до смерти. Причем диктатор лично присутствовал на казнях. Это переполнило чашу терпения Франции. Когда император-людоед отправился с визитом к ливийскому лидеру Муаммару Каддафи, в столице ЦАР, городе Банги, высадился французский десант, который бескровно восстановил режим президента Дако. Страна вновь стала республикой. 

На виллах Бокассы был произведен обыск. И тогда французские солдаты обнаружили человеческие останки в холодильниках. Личный повар диктатора признался, что готовил для тирана блюда из человечины, и эту тайну он вынужден был хранить под страхом смерти.

Жан-Бедель Бокасса позирует около своего особняка в ссылке в Париже. Фото: Legion-Media
Жан-Бедель Бокасса с девочкой позирует около своего особняка в ссылке в Париже. Фото: Legion-Media
Жан-Бедель Бокасса позирует около своего особняка в ссылке в Париже. Фото: Legion-Media

Дальнейшая судьба Бокассы сложилась на удивление хорошо. Сначала он с женой Катериной скрывался в роскошном особняке под Парижем, но в 1986 году решил вернуться на родину, чтобы предстать перед судом и переубедить соотечественников. Он заявил, что не ел людей, а части тел хранил «на удачу» в соответствии африканскими традициями его племени мбака. Неожиданно императору-людоеду удалось избежать казни – его лишь приговорили к 20 годам тюрьмы. Однако в 1993 году в стране объявили всеобщую амнистию, и он вышел на свободу раньше срока. Жан-Бедель Бокасса решил, что это его второй шанс вернуться в политику. Он заявил, что стал вегетарианцем, и это помогло ему набрать рейтинги. К счастью, судьба избавила народ от его камбэка: в 1996 году император-людоед скончался от инфаркта.

Реклама
Рекомендуем