Харизматичные, обаятельные и чертовски стильные – именно так можно описать криминальных авторитетов и уличных бандитов во вселенной Гая Ричи. С момента выхода культовой картины «Карты, деньги, два ствола» прошло 27 лет, и за это время британский режиссер полностью изменил представление о преступном мире, превратив своих героев в лондонских денди, одетых с иголочки. А стиль в его фильмах стал таким же узнаваемым, как и фирменные монтажные склейки. Сегодня Гаю Ричи исполняется 57 лет – по такому случаю предлагаем разобрать стиль любимых персонажей и выяснить, что же их делает такими особенными.
Свежий взгляд
До Ричи мафия и гангстеры в кино выглядели несколько иначе. У Скорсезе – это максимализм и строгие костюмы («Славные парни», «Казино», «Крестный отец»). У Тарантино – китч и культ минимализма: черные костюмы и белые рубашки («Криминальное чтиво»). А у Ричи – Британия во всей своей многослойности: смесь джентльменского тейлоринга и уличного хаоса, твидовые пальто рядом с кожаными куртками, костюмы-тройки соседствуют с футболками из массмаркета.
В фильмах «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» криминальные авторитеты перестали быть карикатурными мафиози в смокингах или расстегнутых ярких рубашках. Вместо этого зритель увидел галерею персонажей – от лондонских джентльменов в тренчах и твидовых костюмах до эксцентричных гангстеров с нелепыми, но стильными аксессуарами. В каждом образе чувствовался дух времени и пространства. Зритель, даже будучи вне контекста, с первого взгляда понимает, что перед ним не итальянская, не американская и не русская мафия, а именно британская.
Сильный характер
Одежда в фильмах Ричи – это не просто фон, а язык, через который сразу считывается характер. Брэд Питт в роли Микки О’Нила в «Большом куше» носит майки, кожаные жилетки поверх рубашек и потертые куртки так, что из каждой сцены читается его сумасшедшая харизма. Герой Джейсона Стэтхэма, наоборот, появляется то в безупречных пальто с темно-синей меховой оторочкой, то истинно британских тренчах – и каждый раз стиль работает на образ.
В «Револьвере» костюмы становятся чуть ли не отдельным персонажем. Персонаж Джейсона Стэтхэма Джейк Грин появляется в дорогих костюмах и шелковых рубашках и выглядит так, словно перенесся на экран прямиком с Savile Row (улица в Лондоне, известная во всем мире как центр традиционного пошива мужских костюмов на заказ), хотя на деле он криминальный игрок в мире, где деньги решают все. Эта эстетика делает его одновременно опасным и чертовски элегантным. Именно на таких нетипичных контрастах и строится стиль многих персонажей режиссера. Но об этом в следующем блоке.
Игра на контрастах
Ричи всегда балансирует между мирами. Его персонажи – вовсе не одинаковые лондонские денди. В «Джентльменах» Коллин Фаррелл в китчевом клетчатом спортивном костюме олицетворяет иронию и британский рабочий класс, тогда как Мэттью Макконахи, сыгравший Микки Пирсона, одет в элегантные костюмы в клетку, которые так любит сам режиссер. Художник по костюмам Майкл Уилкинсон создал для него целый гардероб в разных оттенках: от глубоких бордовых до небесно-голубых. Кстати, костюмы настолько понравились Макконахи, что актер забрал несколько домой. В «Рок-н-ролльщике» костюмы еще больше подчеркивают социальную лестницу: от дешевых спортивных костюмов до роскошных дорогих пиджаков, каждый образ иллюстрирует уровень героя в криминальном мире.
Что в итоге?
Гай Ричи сделал то, чего до него не делал никто: превратил бандитов в модных персонажей, которыми сейчас вдохновляется добрая половина фэшн-сообщества. Контраст джентльменского шика и уличной агрессии, иронии и опасности – именно то, что сделало их иконами. Получается, фильмы режиссера – это не только криминальные истории, но и хроники британского стиля. И, пожалуй, в этом главный секрет вселенной Гая Ричи.