Российскому зрителю вряд ли известно имя Ли Миллер, разве что тем, кто интересуется темой Второй мировой войны или искусством фотографии. И это объяснимо, поскольку ее снимки стали известны широкой публике лишь в 1980-е. Конечно, название фильма «Великая» (в оригинале просто «Ли» – Прим. ред.) совершенно не вызывает ассоциации с ее историей и конкретно подвигами этой сильной личности и талантливой женщины. Но достаточно пойти на него хотя бы ради Кейт Уинслет в роли главной героини, чтобы ближе познакомиться с ее невероятными работами и увидеть войну другими глазами. Сам байопик выходит в российский прокат уже сегодня, 21 ноября.
Режиссером фильма выступила Эллен Керас, которая не стала прибегать к демонстрации насилия и страданий, а сосредоточилась на переживаниях событий от лица самой героини. Казалось бы, что может заставить модель журнала Vogue поменять богемную жизнь на грязные окопы? Антисанитария, изнасилования женщин и детей, худой сухпаек, гниющая плоть мертвецов, слезы по погибшим и крики раненых – все жуткое лицо войны, которая способна сломать человека.
История Ли Миллер начинается с ее поездки по солнечной Франции вместе с друзьями. В особняке они ходят обнаженными, смеются у бассейна и распивают вино. Ли Миллер уже немолода по стандартам модельного бизнеса того времени, но опытного ездока не так просто выбросить из седла – она все еще в деле: много путешествует по миру с камерой в руках и параллельно делает снимки для глянца. Даже по сравнению со своими коллегами из индустрии она кажется бунтаркой. Никто не понимает, зачем она снимает на пленку обычных людей, встреченных ею в Египте. И, к сожалению, зритель тоже этого не понимает, потому что Эллен Керас решила не фокусироваться на детстве героини и ее взаимоотношениях с мужчинами.
И это тот момент, когда приходится искать ответы в интернете – и это, скорее всего, вызовет больше вопросов. Потому что по непонятной причине режиссер решила оставить за рамками довольно интересные моменты биографии. А если их нет, то и сказанное далее не будет спойлером. Итак, девочка выросла в семье инженера и фотографа-любителя, который снимал на камеру дочь, в том числе обнаженной, когда ей еще не исполнилось и 10 лет. Но дальше больше – в 1920-е Ли Миллер становится моделью в Нью-Йорке, где принимает участие в скандальной по тем временам съемке рекламы женских тампонов Kotex. Учитывая феминистский посыл фильма, даже непонятно, почему режиссер-женщина решила опустить эти любопытные факты. Далее начинается плодотворный период творчества Ли Миллер с сюрреалистами. Она играет статую в фильме «Кровь поэта» Жана Кокто, сближается с Пабло Пикассо, Полем Элюаром.
Когда Ли Миллер на дружеском пикнике отпускает замечания о фотографиях и мужчинах, то они кажутся напускными лишь потому, что мы, зрители, не знаем предыстории. И это грустно, потому что, оказывается, в тот момент у нее была всего лишь одна персональная выставка, и даже те, кто признавал ее талант, не воспринимали Ли Миллер как фотографа. К тому же, она только развелась со своим мужем, египетским бизнесменом Азизом Беем. Зная это, можно понять, почему ее так привлек художник-сюрреалист и куратор выставок новейшего искусства Роланд Пенроуз – ее будущий муж и статный блондина, которого в байопике сыграл Александр Скарсгард. Поэтому Эллен Керас оставляет в недоумении – были ли их чувства настоящими, как показано в фильме, или за ее выбором стоял просто расчет?
Большую часть истории занимает война и бюрократия, с которой пришлось столкнуться Ли Миллер, чтобы отправиться на фронт. Получить удостоверение военного корреспондента подданной Великобритании, особенно женщине, было очень сложно. Но даже невозможность пересечь Ла-Манш не остановила Ли Миллер, которая находила способы снимать о войне, отправляясь в места, пострадавшие от бомбежек немцев. Поехать в оккупированную Францию она смогла именно как гражданка США.
Эллен Керас выгодно противопоставляет смелость Ли Миллер самодовольству мужчин. Даже знаменитый фотограф Vogue Сесил Битон видит в ней только престарелую манекенщицу, когда Ли Миллер с порога заявляет, что она пришла как фотограф. Ее упорство и умение закрывать глаза на зависть и глупость будут восхищать не раз. Особенно в моменты, в которых пасуют мужчины. Например, она спасает женщину от изнасилования, хотя в большинстве таких случаев в военное время для многих мужчин это даже не преступление, особенно если речь идет о пострадавшей с вражеской стороны.
В фильме, помимо евреев, упоминаются другие пострадавшие от нацизма народы, в том числе цыгане и коммунисты (почему-то их выделили в отдельную нацию). Однако общее впечатление от военных событий остается смазанным. Возможно, причина в самом повествовании – ведь это экранизация книги «Война Ли Миллер» Энтони Пенроуза, сына Ли Миллер. Оказывается, в реальности он почти не знал свою мать. Поэтому довольно ироничной и интересной с художественной точки зрения показалась сцена интервью Ли Миллер с сыном.
Совсем не трогает судьба героини Марийон Котийяр, сыгравшей подругу Ли Миллер – она появляется тогда, когда о ней практически забыли, и также пропадает, будто ее и не было. Несмотря на то что персонаж Кейт Уинслет много снимает на камеру, ее фотографии, а точнее снимки реальной Ли Миллер, почти не демонстрируются (только частично в титрах). Зато действительно увлекательно показана сцена создания знаменитой фотографии «Ли Миллер в ванной Гитлера», которую сделал ее любовник и фоторепортер журнала Life Дэви Шерман (его сыграл Энди Сэмберг).
Главная драма истории в том, что все ее фотографии с фронта, из концлагерей Дахау и Бухенвальда, высадки в Нормандии и освобождения Парижа, увидели свет лишь в 1980-е годы и лишь благодаря усилиям ее сына. Почему так вышло? Ответ на этот вопрос зрителям предстоит узнать самостоятельно.