Москва никогда не считалась барной столицей, но это вовсе не означает, что выпить здесь было негде. Первые питейные заведения, похожие на пабы или спикизи-места в привычном нам понимании, появились в СССР лишь в 1960-х годах, когда сюда начали приезжать туристы. Поэтому открывались они в основном при гостиницах в центре города. Например, самые популярные из таких проектов – бары при международных гостиницах «Москва», «Берлин». «Интурист» и «Метрополь». В народе их называли валютными, потому что вход был открыт только для проживающих там иностранцев, которые в основном расплачивались валютой. Да, кстати, попасть сюда простому советскому человеку было невозможно. На входе всегда дежурил кто-то из КГБ и внимательно следил за обстановкой.
Однако были в Москве и другие заведения, где советские граждане могли провести время за кружкой пива. В этом материале вспоминаем о пяти главных местах силы в столице, которые точно знает каждый, кто жил в СССР.
Легендарное советское заведение прославилось не только на всю страну, но и далеко за пределами Советского Союза. «Коктейль-холл» открыл свои двери в 1938 году на Тверской. Точнее, на улице Горького – именно так она называлась в то время. Место позиционировало себя как проект, который приближает своих гостей к западной культуре. Внутри двухэтажного особняка открыли настоящий западный бар – с музыкой до трех ночи, винтовой лестницей, коврами и большими люстрами. Правда, более популярным оно стало уже после Великой Отечественной войны.
В 50-х «Кок», так называли бар в народе, стал местом силы стиляг – молодых людей, одержимых западной культурой. Попасть в «Коктейль-холл» без сопровождающего было невозможно – фейс-контроль был не хуже, чем в легендарном «Симаче». Ну и все-таки место, скажем прямо, считалось элитным – в основном тут обитала советская интеллигенция, золотая молодежь, а в дальнейшем и спецслужбы. Здесь смешивали более пятисот видов коктейлей на любой вкус и играли джаз, который тогда считался «развращающим» жанром. Как власти допустили существование такого места в центре столицы – до сих пор загадка. Но есть мнение, что у них были здесь свои цели. Одна из них – наблюдение за ненадежными гражданами.
Если говорить о самых популярных местах столицы, нельзя не упомянуть о пивном баре «Жигули» на Арбате. С конца 60-х и до перестройки место считалось культовым среди всех фанатов пенного. Правда, попасть сюда было также сложно. На улице выстраивались такие очереди, что мужчины были готовы отдавать «швейцару» до трех рублей, лишь бы провести вечер здесь. Подавали в баре легендарное жигулевское пиво, которое на тот момент разливали на заводе в Подмосковье. Кстати, именно здесь его можно было выпить в почти неразбавленном виде. Во время перестройки «Жигули» закрылись, но в 2002 году на том же месте открылся уже новый бар с таким же названием, который работает до сих пор.
Еще одно место силы советской молодежи – кафе-бар «Лира», в которое стремились попасть многие молодые люди того времени. Место было совершенно обычным, но удачное расположение сыграло свою роль. «Лира» находилась на Пушкинской площади. Днем здесь работало кафе, а вот вечером место превращалось в секретный бар, за вход в который отвечал швейцар по имени Костя. Группа «Машина времени» даже посвятила «Лире» целую песню, в которой была строчка с упоминанием этого человека: «У дверей заведенья народа скопленье, топтанье и пар. // Но народа скопленье не имеет значенья – за дверями швейцар».
Пик популярности бара пришелся на 70-е годы, когда его полностью оккупировали столичные хиппи. Приходили они сюда за легендарным местным коктейлем «Шампань-коблер», который стоил в районе полутора рублей, что в то время было равноценно десятку яиц. Затем из-за антиалкогольной кампании в СССР место превратилось в безалкогольный бар. А потом «Лира» и вовсе закрылась, уступив помещение первому «Макдональдсу», ныне – «Вкусно и Точка».
«Яма» на Столешке – культовое модное место, в котором сейчас расположен бутик Prada. Здесь была тусовка советского андерграунда – студенты, молодые инженеры и даже музыканты. Место любили все, у кого никогда не было планов на вечер. Кстати, изначально «Яма» называлась «Ладьей». Народное название у нее появилось из-за антуража – бар находился в подвале, а главными и единственными деталями интерьера были высокие столы, на которые можно было при желании облокотиться. Само заведение представляло собой лишь несколько автоматов, за 20 копеек разливавших разбавленное дешевое пиво, за которым тем не менее выстраивались очереди. Пивбар проработал до 1990 года, а после закрылся навсегда.
Вообще, разбавленное пиво было одной из главных бед столичных заведений, поэтому любые места, в которых подавали хорошее пенное, автоматически становились популярным. Так, например, случилось и с пабом «Золотой фазан» в районе Киевского вокзала. Он считался элитным и многим молодым людям был не по карману. В отличие от большинства других пивных заведений здесь были сидячие места.