#ЭКСКЛЮЗИВ

Клади Chanel, пошли домой: как изменился рынок товаров роскоши в России

Не так давно Сеть взорвала новость о том, что покупатели из России больше не могут приобретать товары бренда Chanel. Об этом стало известно из поста блогера Лизы Литвин в социальных сетях. 

«Мне не продали сумку! Потому что (!внимание) я из России! С сегодняшнего дня типа у них постановление, они могут продать ее только в том случае, если я подпишу бумагу что я не везу ее в Россию и не буду носить ее там! What?!» – написала Лиза Литвин (орфография и пунктуация автора сохранены).

Интересно, что это был не единичный случай. Позже с такой ситуацией столкнулись и другие покупатели из России, которые тут же поспешили сообщить об этом у себя в аккаунтах в социальных сетях. Сказать, что общество было в шоке от дискриминации русских со стороны премиального бренда, не сказать ничего. Пользователи Сети возмутились, назвав это разжиганием ненависти по национальному признаку, что совсем не вяжется с западными ценностями, важнейшей из которых является абсолютная нетерпимость к расизму и нацизму.

Представители Chanel некоторое время старались хранить молчание и не комментировать происходящее. Однако та волна недовольства, которая распространилась в Сети вынудила их сделать официальное объявление. В заявлении компании говорится, что санкционные ограничения не позволяют им обслуживать российских покупателей.

«Chanel, являясь международной компанией, соблюдает требования законодательства, применимые к ее деятельности и сотрудникам в любой стране мира, включая экономические санкции.

Пакет санкций, принятый Европейским Союзом, Великобританией, США и Швейцарией в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь, не позволяет Chanel совершать операции с определенными физическими и юридическими лицами.

Кроме того, последние санкционные ограничения Европейского Союза и Швейцарии запрещают «продажу, прямо или косвенно, предметов роскоши в адрес любых физических, юридических лиц и организаций в Российской Федерации либо для использования в Российской Федерации».

В соответствии с законодательством Европейского Союза эти ограничения применяются к определенным изделиям дороже 300 евро.

Поэтому в настоящий момент мы просим наших клиентов, чье основное место жительства неизвестно, подтвердить, что приобретаемые ими изделия не будут использоваться в России.

Мы понимаем, что данные меры, направленные на соблюдение требований законодательства, могут создавать для ряда клиентов определенные неудобства.

В настоящий момент мы работаем над улучшением процедуры и приносим свои извинения за все связанные с этим недопонимания и неудобства. Мы относимся ко всем нашим клиентам из любой страны мира с равным и неизменным уважением, и это действительно приоритет для Chanel», – говорится в официальном стейтменте бренда.

От дополнительных комментариев представители российского офиса Chanel отказались.

Впрочем, официальный стейтмент ни в коем случае не успокоил общество, а решением французского модного дома возмущены уже оказались не только среднестатистические покупатели, но и звезды российского шоу-бизнеса, которые являются поклонниками бренда уже на протяжении многих лет. Виктория Боня, DJ Катя Гусева и PR-агент Марина Ермошкина объявили войну Chanel, опубликовав видео в Сети, на которых они «расправляются» с их сумками, разрезая ножницами аксессуары стоимостью около 400 тысяч рублей. 

Не осталась в стороне и Ольга Бузова. В отличие от своих коллег она не стала портить дорогие вещи. Вместо этого певица поделилась снимками, на которых она показала свою коллекцию Chanel, и публично обратилась к руководству бренда. Бузова призналась, что ее оскорбили действия модного дома, поэтому она требует вернуть ей все потраченные на их товары деньги, которые она направит на благотворительность. 

«Я обращаюсь к дирекции вашего бренда с просьбой вернуть мне деньги за купленное мной! Полученные деньги я удвою и переведу в благотворительный фонд «Старость в радость»», – говорится в публикации Ольги Бузовой. 

Присоединилась к числу оскорбившихся и Яна Рудковская, которую часто можно заметить в первых рядах показов модного дома: «Для меня как для человека, который более 20 лет покупал вещи Chanel и Chanel Haute Couture, а также сидел на их показах в первом ряду, это шок, шок и шок!!! Ну а для человека, который оставил там более 1 миллиона евро за эти годы, это даже как-то унизительно». (Здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены.)

Правда, после того как в знак протеста бутики бренда в Москве и Париже обклеили стикерами с Гитлером, звезда встала на защиту Chanel: «Я не буду ничего резать и кромсать. С каждой вещью у меня связана определенная история. Я дождусь определенного момента и более чем уверена, что в будущем, этот бренд посвятит свою коллекцию российским женщинам, которых они действительно очень сильно и незаслуженно обидели. А как известно, кто-кто, а мы точно умеем прощать!!!»

Но, кто бы что ни говорил, кажется, французский модный дом не собирается отказываться от своего решения. Более того, с недавних пор с похожей политикой выступил и конгломерат LVMH. В их компанию входят такие бренды, как Christian Dior, Loewe, Givenchy, Celine, Fendi, Louis Vuitton, Marc Jacobs и другие.

Пользуясь случаем, мы решили пообщаться с маркетологами, аналитиками, байерами и другими экспертами в этой области и узнать, насколько Запад зависит от продаж товаров роскоши в России, как отразится решение премиальных брендов на спросе российских потребителей и смогут ли верные поклонники простить Chanel, который открыл этот ящик Пандоры и заявил об отказе продавать товары русским. 

В целом, как выяснилось, уровень продаж предметов роскоши в России не так уж и высок по сравнению с другими европейскими странами. И даже если Запад насовсем откажется от продажи товаров люкса российским покупателям, то обойдется незначительными потерями.

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group

«В люксовом сегменте РФ крайне зависима от поставщиков из Европы и США, на долю которых приходится более чем 3/4 предложения fashion. Но при этом европейские бренды от продаж в РФ зависят незначительно.

В мировых оборотах доля покупок россиян не превышает 5–6 %. При этом около половины этих средств россияне оставляли вне границ РФ.

То есть внутри страны продавалось не более 3 % мирового оборота люксовой одежды, обуви и аксессуаров».

Немало важную роль в этой истории играют и столичные модницы, которые сначала горевали по закрытым бутикам бренда, а теперь разрезают дорогостоящие аксессуары на куски. Как теперь они будут существовать при отсутствии некоторых люксовых марок на российском рынке, и как это повлияет на спрос покупателей в целом.

Кроме этого, нам, конечно же, важно было понять, как отразится отсутствие люксовых брендов на российском рынке и как повлияет это на спрос покупателей. По мнению завкафедрой коммерции и торгового дела факультета управления университета «Синергия» Галины Чернухиной, в России минимальна доля брендов такого уровня, как Chanel, поэтому отсутствие люксовых вещей ощутит лишь малая часть населения. 

Однако те бренды, которые еще не ограничили продажи русским, все так же будут пользоваться спросом, призналась президент холдинга «Ли-Лу» Оксана Бондаренко.

Оксана Бондаренко, президент холдинга «Ли-Лу»

«Клиенты будут продолжать активно покупать товары класса люкс, которые еще пока присутствуют на российском рынке. Однако пока непонятно, как с введением порога на ввоз за единицу товара стоимостью 300 евро можно будет привезти что-то к нам официально».

Эту информацию подтверждают и в бутике KM20. Представители концепт-стора признаются, что у мультибрендовых магазинов имеется преимущество, так как в отличие от универмагов (по англ. — department store) они всегда «закупают небанальные вещи, не только классические».

Концептуальный магазин KM20

«В нашем случае предложение породило спрос, а клиенты стали активнее знакомиться с новыми брендами и покупать их: Vetements, Raf Simons, Dries Van Noten, JW Anderson, Maison Margiela, Mugler и др. Обстоятельства недавних событий, несомненно, отразились на общем благосостоянии людей в России. Тем не менее наши постоянные клиенты, как и новые, продолжают приобретать последние коллекции сезона и остаются частыми гостями концепт-стора КМ20», 

К слову, о брендах. На российском рынке есть и другие премиальные марки, которые также пользуются большим спросом у потребителей. И они, в отличие от некоторых, пока не переняли политику Chanel не продавать свои товары русским покупателям. Правда, найти эти бренды сейчас можно исключительно в department store, так как их локальные бутики временно закрыты на территории России.

«Это Gucci, Prada, Hermes и многие другие. Я не говорю уже о ювелирных брендах, как Cartier, Bulgari и т.д.», – поделилась Оксана Бондаренко.

Но смогут ли все-таки покупатели простить Chanel после их возращения на российский рынок – мнения экспертов на этот счет расходятся. Основательница коммуникационного агентства PR Inc. Ольга Дашевская считает, что поклонники бренда перестанут приобретать их товары после антироссийской кампании.

Ольга Дашевская, основатель и старший партнер коммуникационного агентства PR Inc.

«Есть люди, которые уехали из страны и сами отказались от России, поэтому они, наверное, так же будут приобретать за рубежом то, что приобретали и раньше. А те, кто может себе позволить достаточно дорогие сумки бренда Chanel и при этом остались жить в России, думаю, откажутся от бренда после антироссийской кампании. Произошло смешение геополитической и люксовой платформ, которые раньше никогда не пересекались.

То есть геополитика и люкс совершенно на разных площадках находятся, поэтому Chanel таким образом перестает быть просто производителем люксовых товаров.

Сегодня это бренд, который следует за политической ситуацией и занимает в мировом расколе четкую антироссийскую позицию.

Получается, вышел в Chanel – отказался от России.

Сама госпожа Шанель, которой я всегда восхищалась и очень хорошо знаю ее биографию, была замешана в политических играх во второй половине своей жизни. Я думаю, что какие-то верные поклонники оставят свою приверженность бренду и перестанут покупать их товары».

Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс считает иначе. По ее мнению, когда политическая обстановка нормализуется, постепенно пройдут и взаимные обиды:

«Такую сильную эмоцию негодования можно скорее объяснить не «страстями по сумочке», а общей фрустрацией от многочисленных жестов неприятия и «культурной отмены» в сторону граждан РФ. Chanel попал «под горячую руку».

Ни один бизнес не в восторге от того, что происходит сегодня, для всех это очень неприятно и некомфортно – и для компаний, и для покупателей.

Но, как многократно доказала история, в случае если политическая обстановка нормализуется, а экономика устоит и поднимется, постепенно взаимные обиды и страсти улягутся и накал негативных эмоций спадет.

Бизнес и покупатели снова найдут общий язык. Тому пример бренд Hugo Boss, который активно покупают во всем мире, в том числе и в России, несмотря на то, что компания выросла благодаря заказам на военную форму для германской армии во Второй мировой войне. Покупатели на всех континентах свободно пользуются продукцией мировых лидеров, которые в свое время активно работали на вермахт –  братья Дасслер, создатели брендов Adidas и Puma, BMW, Mercedes, Opel, Siemens, Bosch, Nestle и другие.

Рынок и спрос формируются под влиянием сильных экономик и сильных брендов, и им прощаются ошибки. Время постепенно смывает эти следы».

Правда, пока французскому модному дому все-таки придется потерпеть некоторые неудобства из-за своего решения. В связи с их отказом на рынке растет спрос на фейковые вещи, что, несомненно, подрывает репутацию бренда. 

Галина Чернухина, кандидат экономических наук, завкафедрой коммерции и торгового дела факультета управления университета «Синергия»

«Решение Chanel не продавать свои изделия россиянам может привести к всплеску спроса на «реплики» и контрафактные товары, тогда как мировые бренды активно борются с производителями фейковых вещей.

Несмотря на это, рынок поддельного люкса в РФ достигает огромных масштабов.

Фейки пользуются спросом у потребителей, потому что простой обыватель не всегда отличит копии от оригинальных вещей», – рассказала кандидат экономических наук Галина Чернухина.


Очевидно, что сегмент класса люкс претерпевает в России значительные изменения. Насколько злопамятными окажутся отечественные модницы, – большой вопрос. Однако почему-то складывается впечатление, что один громкий скандал и темные витрины бутиков на Столешке подрывают раздутый авторитет премиальных брендов гораздо сильнее, чем финансовый кризис – возможности тех, кто обычно их покупает.