#НОВОСТИ

Когда отдаешь, тебе возвращается кратно: Эльвира Глухова о местах силы, инвестициях в Россию и ошибках бизнеса

Эльвира Глухова – ростовщик, создатель компании «Первая Гильдия Ростовщиков», стаж в бизнесе – более 18 лет, многодетная мама, филантроп. Поговорили с ней о местах силы, инвестициях в Россию и ошибках бизнеса.

Константин Образцов

Чтобы развивать свой бизнес, необходимо постоянно подпитываться энергией созидания. Где вы берете эту энергию, что вас вдохновляет? 

Меня вдохновляют результаты работы – мои лично и моей команды. Если у меня получается, хочется делать еще больше. Это, кстати, проявляется не только в профессии, но и в отношениях с окружающими. Например, когда я вижу, что соседи, которые сначала воспринимали меня с недоверием, начинают вслед за мной украшать свои дома лепниной, высаживать туи, скашивать борщевик, мне и самой хочется делать еще больше. Когда вдохновляешь других, вдохновляешься сам. 

Конечно, заряжают места силы. Если говорить о природе, то это те пространства, где соединяются разные энергии – солнца, земли, воды, воздуха. Красная поляна, Камчатка, Алтай, озеро Байкал – Россия невероятно богата на такие места. 

Не менее сильной может быть и человеческая энергия. Петербургский международный экономический форум – это тоже мощнейшее вдохновляющее место. Там можно находиться бесконечно, не уставать, а только все больше и больше заряжаться. На последнем форуме мы с коллегами провели более пяти часов на пленарном заседании и даже не заметили, как пролетело это время, настолько сильным был поток энергии. И вышли мы оттуда с огромным желанием прямо сейчас начать что-то делать – создавать новые бизнесы, продвигать законопроекты и наводить порядок везде.

Вы управляете большой командой, которая постоянно растет и развивается. Каких принципов придерживаетесь в работе, в управлении? 

Я стараюсь в каждом увидеть и развить его суперсилу, а свою роль вижу в том, чтобы вдохновлять, подсказывать и давать поле для самореализации. Мне не нужно, чтобы мои сотрудники делали то, что я им сказала. Они должны делать то, что им нравится, зарабатывать на этом, и тогда буду зарабатывать я.

Я убеждена, что суперсила есть у каждого, просто кто-то ее либо еще не осознал, либо уже отказался от нее. Даже самую мощную искру способны загасить негативные комментарии от авторитетных для человека людей. «Ты не справишься!», «У тебя все равно ничего не получится!» – эти слова могут стать оружием тотального уничтожения инициативы.

В нашей компании мы внедряем гибкую систему управления, которая заключается в том, что мы растим команду осознанных управленцев, самостоятельно принимающих решения в зоне своей ответственности. По сути, каждый сотрудник реализует собственную бизнес-модель по тому направлению, за которое он отвечает. Так формируется среда, где мы создаем ценность и реализуем миссию компании. Я уверена, что люди мотивируются не деньгами, а идеями, и только реализуя идею человек может максимально полно раскрыть свой потенциал. 

Получается, в вашей компании каждый сотрудник – предприниматель? 

Да, мы стремимся к синергии партнерств, где каждый максимально эффективен и все покупают друг у друга услуги. Такой принцип уже практикуют некоторые известные компании, а мы внедряем его в финансовой сфере. С нами работает командный коуч, мы систематически проводим стратегические сессии, формируем общее целеполагание, синхронизируем горизонтальные связи. 

У нас есть правило, что члены правления при достижении их отделами определенных метрик получают долю в бизнесе. Это очень эффективный инструмент командной работы, который решает сразу несколько проблем. Люди уже совсем иначе воспринимают задачи своего направления, а ценные умы не стремятся покинуть компанию. 

Деятельность вашей компании связана с финансами и недвижимостью, но вы называете себя ростовщиком. Многим это слово кажется непривычным и даже негативным…

На мой взгляд, негативное восприятие этого понятия совершенно не соответствует его сущности. Именно с ростовщичества начиналось банковское дело, и это инструмент для решения финансовых проблем, а не для их создания. К сожалению, сейчас у нас в обществе бытует огромное количество финансовых мифов. Складывается ощущение, что люди просто не хотят адекватно воспринимать реальное положение дел. Многие пребывают в уверенности, что у них не смогут взыскать единственное жилье, или что можно обанкротиться и банк от этого не обеднеет. Банк действительно не обеднеет, потому что за всех, кто не платит, всегда платят те, кто платит. Следовательно, за эти долги просто заплатят другие клиенты банка. Но правильно ли это и к чему это может привести?

Мы заинтересованы в повышении финансовой грамотности наших клиентов, продвигаем законопроекты, защищающие интересы как граждан, так и финансовых институтов.

Вы много взаимодействуете с большими бизнес-проектами. Какие типичные ошибки, которые совершают предприниматели, можете выделить? 

Предприниматели – люди открытые и доверчивые, и в этом их главная беда. Я и сама могу стать жертвой обмана. Раньше я думала, что это я одна такая наивная, а оказалась, что это общая проблема. Предприниматель по сути своей деятельности настроен на взаимодействие с миром, он транслирует окружающим свои ценности, и появляется много желающих использовать такое стремление к открытости в корыстных целях. С этим можно бороться, объединяясь в команды, фильтруя партнеров, подключая к каналам коммуникаций юристов и специалистов службы безопасности. 

Еще одна распространенная ошибка заключается в том, что из-за постоянной нехватки времени предприниматели хотят сделать все побыстрее, кое-как, на коленке. Это может привести к огромным финансовым потерям. Например, недавно я стала свидетелем того, как команда потратила несколько сотен миллионов на платформу, которая никому оказалась не нужна. Им было просто некогда провести исследование, чтобы убедиться в ее необходимости.

И какой рецепт от этой спешки?

Надо обязательно заземляться, и очень хорошим заземлителем может стать команда. Когда ты излагаешь свою гениальную идею, а на тебя смотрят недоуменно, не понимая и не разделяя твоего энтузиазма, – это здорово отрезвляет. Главное, не потухнуть в этот момент. 

Жертвами мошенников становятся не только предприниматели, но и их клиенты. И обилие инфоцыган снижает доверие к честному бизнесу. Могут ли профессионалы рынка повлиять на ситуацию, чтобы не проигрывать на фоне псевдоэкспертов?  

Нужно создавать условия, в которых серый бизнес сам умрет от голода. Я считаю цифровизацию лучшим инструментом создания безопасной среды, борьбы с теневой экономикой и мошенничеством. Сейчас наша команда создает сервис для риелторов и кредитных брокеров, чтобы после прохождения сертификации они могли продвигать свои услуги. Наше платформенное решение позволит собрать в одном месте исчерпывающую информацию о добросовестных подрядчиках.

Что нужно знать, чтобы не потерять деньги в 2024 году?

Сейчас лучшее время, чтобы вкладываться в свою страну. Нужно не покупать доллары, а инвестировать в экономику России – приобретать землю или ценные бумаги отечественных компаний, развивать внутренний туризм и т.д. Можно открывать свой бизнес и вкладываться в него. Всегда актуальны инвестиции в себя – в здоровье или обучение. Главное, чтобы ценность оставалась внутри страны.

А что потом произойдет с этой ценностью? Какой позиции вы придерживаетесь, например, в вопросах наследования? Нужно все оставлять детям?

Я придерживаюсь прямо противоположной позиции. Я вижу, что 90% наших клиентов, которые вынуждены расставаться с недвижимостью из-за неплатежеспособности, в свое время получили ее безвозмездно – путем приватизации, наследования или дарения. Полученное даром также и уходит, ценно только заработанное.

А бизнес вообще не имеет смысла оставлять в наследство. Если у человека нет желания им заниматься, то дело все равно пропадет. Поэтому я считаю, что наша ответственность перед детьми заключается не в том, чтобы передать им заработанное нами, а в том, чтобы научить их самих работать, зарабатывать, отвечать за свои поступки, научить их рыбачить, а не наловить для них рыбы.