#МОДА

Кто куда, а мы в метавселенную: как прошла вторая Неделя моды в виртуальной реальности и сможет ли она соперничать с настоящей

Будущее, о котором нам рассказывали в книгах и фильмах, кажется, наступило. Сегодня студенты пишут дипломные работы с помощью нейросетей, искусственный интеллект сам генерирует уникальные фотографии и тексты, а загадочные метавселенные привлекают все больше людей и крупных компаний. Конечно, индустрия моды не могла оставаться в стороне.

За последние пару лет огромное количество fashion-брендов отправились покорять виртуальную реальность, создавая в ней собственные миры и выпуская товары, которые можно купить, но нельзя потрогать. Gucci, Balenciaga, Ambush, Burberry, Etro, Tommy Hilfiger, Nike и Dolce & Gabbana одними из первых предложили своим преданным поклонникам купить NFT. А Louis Vuitton и вовсе создали приключенческую игру-головоломку – Louis The Game.

Но на этом интересное не заканчивается, наоборот, оно только начинается. В конце марта на платформе Decentraland прошла Metaverse Fashion Week – то есть Неделя моды в метавселенной. Что это такое и почему мероприятие так горячо обсуждают в фэшн-кругах, решила разобраться наш колумнист и автор Telegram-канала «Мамкина модница» Инна Комбарова. Передаем ей слово и предлагаем устроить полное погружение в мир будущего.

Инна Комбарова, автор Telegram-канала «Мамкина модница»


Metaverse Fashion Week дубль два. Что нового?

Вдохновившись прошлогодними успехами и внушительным списком дизайнеров, платформа Decentraland решилась провести вторую Metaverse Fashion Week, которая в этот раз длилась с 28 по 31 марта. Главной темой Недели моды стало «Наследие будущего», а шоу должны были продемонстрировать потенциал взаимодействия между открытыми метавселенными и раздвинуть границы понятия цифровой моды. «Звучит круто!» – скажете вы. «Но так ли это в реальности?» – спрошу я. Давайте разбираться.

На самом деле любая «движуха» в digital-мире, которая затевается реальным брендом, будет возможна только при наличии «проводника» в этот мир. Ни один крупный игрок фэшн-рынка не решится покорять метавселенную без опытных разработчиков, которые крутятся там. И это понятно всем без исключения. Поэтому возводить сотрудничество двух индустрий в главную тему Недели моды как минимум странно.

Второй момент, который меня удивил, – это то, что по сравнению с прошлым годом значительно сократилось количество реальных брендов. Если в марте 2022-го в расписании Недели моды числились Paco Rabanne, Dolce & Gabbana, Etro, Tommy Hilfiger, Dundas, Cavalli, Nicholas Kirkwood, Elie Saab и Imitation of Christ, то в этом году почти половина брендов отказались от участия. Из всех показов, проведенных в рамках MVFW, я обратила внимание только на Dundas и Adidas (которые впервые провели шоу в метавселенной).

MVFW

А вот основными игроками Metaverse Fashion Week стали ZERO10, DressX и Fabricant (одни из самых известных цифровых брендов одежды). Но назвать их участие чем-то эксклюзивным попросту нельзя, потому что они сейчас и так везде. С новым (читай: старым) разобрались, теперь переходим к самому путешествию по локациям.


Как прошло мое путешествие в Decentraland?

В этом году я решила сама прогуляться по Decentraland и тут же столкнулась с проблемой, что ни с телефона, ни с планшета зайти на платформу невозможно, то есть мобильность игры сразу же теряется. Но я человек упрямый, и останавливаться на полпути вовсе не собиралась. Поэтому позаимствовала компьютер у сына, отменила все встречи и отправилась в загадочную метавселенную. Про встречи я упоминаю не просто так, а чтобы вы поняли, что это занятие далеко не на час. Отсюда вопрос: какая категория людей основные пользователи и откуда у них столько свободного времени?

MVFW

Удобство взаимодействия с самой метавселенной тоже хромает – приложение для IOS по факту не работает, поэтому приходится играть через браузер, из которого тебя постоянно выкидывает, забивая кэш. Кстати, в первый день был такой наплыв пользователей, что посетить локации было просто невозможно, а на заявленный показ Dundas многие и вовсе не попали. Однако кое-что меня все же приятно удивило, и это образы метафэшиониста (модников из метавселенной), которые явно готовились к мероприятию и купили не только digital-одежду, но и макияж, маникюр и (внимание) движения.  


В чем фишка?

Помимо показов в первый день была медитация с Alo Yoga. Они вообще продумали активность на каждый день – йога, мастер-класс по дыханию и практика Рейки. Выглядит это так, будто ты должен встать из-за компьютера и делать упражнения, которые диктует тренер. Это самое неочевидное сотрудничество на Metaverse Fashion Week, и в этом еще одно подтверждение, что Неделя моды – не только про показы и одежду.

MTFW

На второй и третий день можно было научиться работе в нейросети. Звучит красиво, но по факту ты просто заходишь в локацию и слушаешь презентацию, а сделать ничего не можешь. Также в расписании были панельные дискуссии от Vogue Singapore, и это очень интересный заход глянца на территорию метавселенных, но реализация оставляет желать лучшего. На деле ваш аватар просто смотрит реальную зум-конференцию с экспертами.


А что с бутиками?

Теперь плавно переходим к самому интересному – digital-бутикам брендов. Сразу хочу отметить, что передвижение по локациям реализовано очень удобно. К примеру, в левом верхнем углу находится не просто карта с координатами, а иконка MVFW, кликнув на которую можно посмотреть события, проходящие в данный момент.

Сама карта Decentraland подразделяется на Luxury Plaza и Neo Plaza. Luxury отвечает за большие бренды, например Dolce & Gabbana, Tommy Hilfiger и DKNY.

Кстати, у последнего бренда вообще огромный четырехэтажный бутик с пиццерией, баром и дискотекой на крыше. Только вот есть один нюанс – все это пространство пустое, кафе не эксплуатируется, а на танцполе нет музыки. Выглядит проект масштабно, а на самом деле сплошная грусть. Хоть бы NPC (неигровой персонаж, которым управляет компьютер) туда поставили, с которым можно было бы взаимодействовать и покупать товар. Единственный плюс – на входе в бутик можно бесплатно взять одежду.

Бутик Tommy Hilfiger в метавселенной

А вот к Tommy Hilfiger вообще нет вопросов, бренд отлично проработал свое пространство. В бутике представлены вещи, которые создаются при участии нейросети, и каждый день открываются новые локации с работами digital-художников. Так бренд поддерживает цифровое искусство. Кстати, в магазине можно собрать пазл с названием бренда и получить в подарок эмоцию. До сих пор не могу до конца осознать, что лишние движения в игре нужно заслужить.

Далее направляемся к провальному кейсу Vivienne Westwood. Хотя, казалось бы, после смерти маэстро из этого нужно вынести максимум. Но нет. Чтобы попасть на иммерсивную инсталляцию, нужно перейти с сайта на сайт, провести манипуляции с файлом PDF, расстроиться примерно пять раз (потому что все виснет) и потом, если повезет, завершить все это. В локации Dear Vivienne мы можем пройти квест, заценить фирменный тартан бренда и лестницу с буквами SEX. На этом чудеса заканчиваются.

После бутика Vivienne Westwood я решила отправиться в Adidas. И ушла оттуда не с пустыми руками. Всем пользователям дают возможность получить бесплатную куртку. Правда, она будет сильно тормозить игру, если ты решишь ее надеть. Ах, эта цифровая мода!

Бутик Coach в метавселенной

Самой лучшей локацией, на мой взгляд, стали Coach и их презентация сумки Tabby Bag. Заходим в бутик через розовый город и поднимаемся в саму сумку, где каждый день можно пройти квест, выиграть боа и примерить сумку.

Бутик Coach в метавселенной

Подводим итоги

Во-первых, хочется отметить, что после прошлой MVFW люксовые бренды решили отказаться от участия в метавселенной. Фокус сместился на мидл-сегмент. И это правильное решение, учитывая аудиторию Decentraland. Во-вторых, самое интересное на неделе моды – сами участники и то, как они одеты. Многие даже указывают в описании свои реальные соцсети. Но все это интересно наблюдать первые пару дней, потом становится скучно. В-третьих, мне до сих пор не совсем понятно, кому это нужно. Кто все эти люди, которые готовы часами сидеть у компьютера, терпеть баги и играть в странные игры? За четыре дня мне стало ясно, что главной целью большинства игроков было достать бесплатную одежду. На этом все. Поэтому мне кажется, что на данный момент люксовым брендам нет смысла заходить на подобные площадки. Ведь вся платежеспособная аудитория занята реальной работой и не может себе позволить сидеть в метавселенной по несколько часов в день.

MVFW