В современном мире множество вещей потеряли свою физическую ценность. Всего за несколько лет появились виртуальная одежда и игры с дополненной реальностью, а популярность стриминговых сервисов возросла в разы. Поэтому неудивительно, что в эпоху новых технологий появилось и новое искусство. Речь об NFT – самой загадочной аббревиатуре прошлого года, о которой говорили все. И вот доказательство: за 2021-й частота ее использования в открытых источниках увеличилась на 11 000 %, а общая сумма операций по покупке всех NFT-токенов перевалила за два миллиарда долларов. Только представь, даже пока ты будешь читать этот материал, кто-то заработает миллион долларов на криптоискусстве.
NFT вызвал настолько сильный резонанс в обществе, что получил отклик в массовой культуре. В марте прошлого года Saturday Night Live выпустили пародийное музыкальное видео с Питом Дэвидсоном, где тот пытается выяснить, что же такое NFT и даже сравнивает его с «Монополией». А в конце декабря вышла новая серия «Южного парка», в которой авторы показательно высмеяли все безумие вокруг NFT.
Коллекция цифрового арта теперь есть и у Пэрис Хилтон, и у Эминема, и у Джастина Бибера, и даже у Снуп Дога. Они не боятся тратить огромные деньги на работы диджитал-художников. Но есть и обратная сторона медали. Многие эксперты называют NFT хайпом, и делают это вполне обоснованно. Вот, например, сооснователь Coin Base, одной из крупнейших криптобирж в США, говорит о том, что лет через пять около 90 % NFT не будет ничего стоить. Так есть ли будущее у NFT? Расскажут эксперты.
Кто такой этот ваш NFT?
Для тех, кто все проспал, разбираемся с самого начала. Что же такое NFT? Расшифровывается эта аббревиатура как Non Fungible Tokens – то есть невзаимозаменяемый токен. Понятнее не стало, верно? Тогда разберем по словам: представь, ты пришел в магазин, чтобы купить обычную белую футболку. На момент покупки они все взаимозаменяемые, ты можешь выбрать любую футболку размера М, и в них не будет никакой разницы. И вот ты выходишь из магазина в обновке, видишь Рианну и A$AP Rocky (фантазировать никто не запрещал) и просишь их расписаться на ней. После этого действия футболка становится невзаимозаменяемой, потому что она стала единственной и неповторимой.
Теперь переходим к слову «токен». Это цифровой сертификат, который гарантирует обязательства компании перед его владельцем, проще говоря, токен – аналог акций на фондовой бирже в мире криптовалют.
Кстати, NFT – вещь не такая уж и новая. Она существует с середины 2010-х годов, но первая популярность пришла к ней в 2017 году, когда появился сайт CryptoKitties, на котором можно было приобрести цифровых котиков за криптовалюту.
А бум на цифровой арт случился в начале прошлого года. 11 марта 2021-го произошло одно из поворотных событий в digital-искусстве. NFT-работу американского художника Майка Винкельманна (более известного под псевдонимом Beeple) продали на аукционе за рекордные $ 69 миллионов.
Что можно токенизировать?
Ответ тебя удивит, но токенизировать можно практически все. В прошлом году основатель Twitter Джек Дорси продал на аукционе первый твит в истории соцсети почти за $3 миллиона, а создатель знаменитой гифки Nyan Cat выложил ее на маркетплейс Foundation и передал права за $580 тысяч.
Модные бренды тоже не стоят в сторонке. Gucci, например, выпустили виртуальные кроссовки, которые можно купить на маркетплейсе, а потом использовать в играх. А уже в этом году японский бренд Ambush запустил свою NFT-коллекцию.
Некоторые дельцы создают настоящие перформансы, превращая физическую картину в NFT. В марте прошлого года компания Injective Protocol выкупила работу Banksy у галереи за $95 тысяч и сожгла ее в прямом эфире. А сразу после этого картину художника превратили в NFT-токен с помощью блокчейна.
А в чем собственно смысл?
По сути, любую работу, выгруженную на маркетплейс, можно скачать, установить на заставку смартфона или даже распечатать и повесить на стену. И вот тут у всех скептиков (и не только) возникнет вопрос: «Ну и зачем платить миллионы за то, что можно получить бесплатно?» Все дело в сертификате владения – ты можешь делать с картинкой все что угодно, но владеть ей все равно будет покупатель, ведь запись о том, что именно он ее полноправный владелец, будет храниться в блокчейне, а вот авторство будет все равно за художником.
Кто этим пользуется?
NFT-искусство стало настоящим спасением для digital-художников. До появления специальных маркетплейлов не было площадок, где творцы могли монетизировать свои работы. Теперь же их творения продаются за тысячи (а то и миллионы) долларов на самых разных площадках.
Марат Гельман, галерист, коллекционер, руководитель Dukley European Art Community
«С появлением NFT для большого количества цифровых художников открылась дверь на художественный рынок. Раньше арт-индустрия отвергала digital-искусство из-за отсутствия разницы между копией и оригиналом. А это один из главных фетишей художественного рынка. С появлением NFT появилась возможность придания статуса оригинала файлу. Также для коллекционеров всегда было важно происхождение работы и история ее владельцев. Но до блокчейна приходилось полагаться на экспертов, историков искусства. А в NFT-искусстве ты можешь посмотреть всю историю от момента создания до информации о владельцах. Думаю, в скором времени использование токенов станет повсеместным. Ну и конечно, появление NFT совпало по времени с кризисом традиционных институтов арт-рынка. Галереи как способ выведения художников в свет оказались слишком громоздки, электронное искусство пришло вместе с технологиями маркетплейса. Художник и коллекционер находят друг друга напрямую. Коллекционер легко может выставить купленную работу на перепродажу, а наличие вторичного рынка делает покупку искусства занятием еще и азартным. Отсюда и пошли разговоры о хайпе».
Я хочу купить или создать NFT, что мне нужно сделать?
Рост популярности NFT совпал с ростом индустрии, или, правильнее сказать, рост индустрии этому способствовал. С развитием NFT появилось достаточно большое количество маркетплейсов, которые продолжают развиваться и в новом году. Среди них: OpenSea, Rarible, SuperRare, NiftyGateway, Foundation, AtomicMarket, Portion, Ephimera, Mintable и еще множество других. Человеку, далекому от мира криптоискусства, сложно разобраться, в чем разница и где лучше покупать и продавать работы. Поэтому мы решили спросить у эксперта.
griffitc.eth (CEO NFT Russia)
«OpenSea – одна из самых первых платформ. Это как глобальный рынок – все, что ты делаешь на других платформах, транслируется на OpenSea. Он хорош относительно недорогой стоимостью одного газа. То есть при создании коллекции ты платишь один раз, а все последующие работы загружаешь бесплатно. Что касается других платформ, например Rarible, там придется постоянно платить за минт.
На платформе Foundation все в два раза дороже, чем на том же Rarible. Потому что помимо минтов ты еще делаешь листинг (размещение на маркетплейсе). Без этого ты не сможешь участвовать в аукционе.
Где лучше продавать – сложный вопрос, все зависит от проекта. Если это генеративная коллекция, ее стоит продавать на OpenSea, потому что люди туда приходят именно за такими вещами. Также есть закрытые площадки, например Foundation. Попасть туда можно только по приглашению от уже зарегистрированного пользователя. Еще сложнее попасть на площадку SuperRare, там нужно получить инвайт не от обычных пользователей, а от самих основателей платформы».
Кто все это покупает?
Уверены, за время прочтения первых блоков материала у тебя назрел вопрос: кто и, главное, зачем все это покупает? Мы пообщались с экспертами и на эту тему.
Uzen, продюсер агентства Arka
«Изначально в этой игре участвовали в основном те, кто занимается криптовалютой. Сейчас рынок постепенно разрастается, художники сами покупают и коллекционируют работы. Сначала это казалось дикостью – покупать пиксельную картинку за полторы тысячи долларов. Но, когда ты вливаешься, тебе действительно хочется поддержать какого-то художника».
Ксения Башлай, CVO Relictum NFT Marketplace
«Приобретают NFT по разным причинам и с разными целями. Это могут быть и геймеры, приобретающие редкие или «полезные» игровые предметы, может быть инвестиция в диджитал-арт, может быть проявление социального статуса через владение и принадлежность, может быть просто поддержка талантливых художников или покупка для себя. Это широкая аудитория с разной мотивацией».
Какие у меня риски при покупке?
Опасностей и рисков в мире NFT в разы больше, чем на рынке крипты. Вот пример одного из них: в августе прошлого года была запущена официальная верифицированная коллекция из 7000 картинок с мемным лягушонком Sad Frog Pepe. Всего за неделю владелец аккаунта заработал более 4 миллионов долларов, а потом об этом узнал настоящий автор Пепе. И, как можно догадаться, был не очень доволен происходящим. После его жалобы всю коллекцию убрали с платформы. Но самый нахальный случай был в прошлом году, когда на одной из платформ появились работы художницы Qinni, которая умерла в 2020 году.
Именно поэтому многие люди в арт-индустрии скептически относятся к NFT. Неужели все платформы можно так легко обмануть? Если это так, что делать для регулирования процесса покупки и продажи и как избежать обмана.
Во-первых, нужно следовать старому доброму совету – думать головой. Почти на всех платформах есть верификация пользователей, поэтому эксперты не советуют покупать работы в непроверенных аккаунтах. «Чтобы мошенничества на таком уровне не происходило, должна быть сформированная команда художников, которая следила бы на всеми выложенными работам. В дальнейшем это должен проверять искусственный интеллект», – рассказал продюсер агентства Arka Uzen.
Полина Бондарева, сооснователь платформы цифрового искусства Masters digital
«Единственное решение этой проблемы – создание курируемых платформ, которые совместно с ведущими мировыми экспертами отбирают художников и следят за тем, чтобы представить вам действительно качественные работы и проверенный контент.
Говоря о юридической стороне, самой главной задачей на данный момент является перенос и закрепление правообладания NFT в международное право. На сегодня в России нет эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей правовые отношения в отношении покупки цифрового искусства».
Глеб Костарев, директор Binance в Восточной Европе
«Сейчас очень много разговоров о регулировании криптовалютного рынка на самом высоком уровне. Думаю, что после того, как будет ясно с регулированием криптовалют в целом, мы увидим больше ясности и в регулировании NFT. В случае обнаружения незаконного тиражирования работы мы рекомендуем обращаться напрямую в службу поддержки NFT-маркетплейса».
Допустим, случилось самое страшное. Человек купил работу у мошенника, а настоящий художник подал на него в суд. В таком случае владение аннулируется?
«Ввиду отсутствия механизмов правового регулирования данных конфликтов претензия может предъявляться только платформе, осуществившей минтинг работы и ее продажу», – отвечает Полина Бондарева.
Из-за этого многие коллекционеры пока скептически относятся к NFT-работам. Как объяснить ценителям, что это то, во что нужно вкладываться? И вообще, нужно ли это делать?
Марат Гельман: «Скептицизм – это хорошо. В случае с NFT это обусловлено тем, что владение в виртуальном пространстве и владение в реальном мире все-таки разное. И пока в блокчейне не будет решен вопрос пространства хранения, скептицизм можно считать обоснованным. В этом смысле я тоже скептик. И я себя стараюсь обезопасить. Например, купив работы на маркетплейсе, договариваюсь с художником, что дубликат работы будет храниться у меня».
NFT – это хайп или искусство будущего?
Разобравшись с понятием NFT, процессом создания криптоискусства и даже рисками для покупателей, мы переходим к самому главному вопросу. NFT – это хайп или искусство будущего?
Во-первых, стоит еще раз зафиксировать, что NFT – это не только искусство, но и целая технология, потенциал которой еще не раскрыт полностью. Это необходимый инструмент для фиксации прав на нематериальные виды искусства. За этот год уже стало понятно, что NFT останется с нами надолго. Но разве за ним будущее арт-индустрии?
Дмитрий Наумкин, директор маркетингового агентства Aspect Ratio
Пока пространство NFT выглядит жутковато. Искусствоведам лучше туда не ходить — потеряют сон. Но постепенно оно становится профессиональным. Оттуда уже ушли шальные деньги, а им на смену пришли грамотные художники и коллекционеры, которые почти научились формулировать свои эстетические ценности. А главное, у этого рынка появляются собственные художественные законы и предсказуемое ценообразование. И это значит, что NFT успешно прошёл через хайп, выжил и стал взрослым.
Мы знаем, что искусство отражает жизнь и, соответственно, NFT-искусство отражает цифровую жизнь. Заменит ли эта digital-жизнь нашу реальную? Уже постепенно заменяет. Насколько мы станем цифровыми, настолько NFT — искусство будущего. И похоже, что цифровыми мы станем очень скоро.
Глеб Костарев: «С точки зрения использования NFT – это намного больше, чем просто предметы криптоискусства. Например, у Binance Smart Chain есть целая инновационная экосистема невзаимозаменяемых токенов. Говоря о перспективах, одним из первых трендов станет массовое принятие NFT. В этом году NFT как класс активов и инструмент для привлечения фанатов, любителей искусства получит сильный импульс. Также NFT будут сильно востребованы в GameFi. В этом году мы увидим много новых и перспективных игр на блокчейне. Также мы увидим усиление конкуренции с традиционными рынками развлечений, появится больше моделей использования NFT».
Марат Гельман: «Мы еще не разобрались, какие новые критерии пришли вместе с блокчейном и новыми криптоколлекционерами. Это очень интересно и, я даже сказал бы, захватывающе. Существующее со времен Леонардо да Винчи четкое разделение на «физиков» и «лириков» сейчас разрушается. Генеративное искусство создается программистами или коллаборацией художников и программистов. Разрушаются и жанровые границы. Звук, например, синтезируется с картинкой в одно произведение искусства. Динамические качества становятся так же важны, как и композиция. Получается революция в арт-индустрии.
Но не стоит думать, что NFT заменит традиционное искусство. Он займет свое место. А через некоторое время и вовсе станет таким же привычным, как живопись. Так что не вытеснит, но потеснит и будет выступать на равных с любым другим видом искусства».