#Кино

Культовые фильмы знаменитых режиссеров: на что обращать внимание

Кадр из фильма «Солярис»

Сейчас стало особенно модно смотреть фильмы Тарковского, Нолана и Линча. Но, к сожалению, многие вообще не понимают, в чем их смысл. Признаемся, когда мы в первый раз посмотрели «Довод», потом целый час гуглили что-то в стиле «как понять фильм, если ничего не понятно». А сегодня решили собрать фишки культовых режиссеров, чтобы смотреть их работы было чуть легче. 


Андрей Тарковский

Кадр из фильма «Зеркало»

Культовые фильмы: «Зеркало», «Иваново детство», «Сталкер», «Солярис», «Андрей Рублев»

На что обращать внимание: сам Тарковский говорил, что снимает фильмы «не для отдыха глаз», поэтому смотреть его работы очень тяжело. Время в его картинах идет по-особенному. Режиссер всегда хотел передать ощущение чего-то космического. Это прослеживается не только в «Солярисе» (действие которого как раз происходит в космосе), но и в других фильмах. Также почти во всех картинах режиссер отсылает к образам из предыдущих фильмов. Так, например, россыпь яблок появляется сначала в «Ивановом детстве», а потом в «Андрее Рублеве». Шаль матери из «Зеркала» появляется у жены Криса в фильме «Солярис», а через несколько лет мелькает в «Жертвоприношении».


Дэвид Линч

Кадр из сериала «Твин Пикс»

Культовые фильмы: «Человек-слон», «Твин Пикс», «Шоссе в никуда»

На что обращать внимание: Линча называют гением сюрреализма, его фильмы не поддаются законам логики и формализма. Он как-то сказал: «От фильма ждут поверхностного и последовательного сюжета, однако человек может понять гораздо больше, чем ему кажется, просто иногда он не в состоянии передать это словами». В фильмах Линча много противоречий, он часто прибегает к приему антитезы (риторическое противопоставление). Также Линч во многих картинах использует макросъемку, чтобы показать детали. Важную роль играет движение вглубь персонажей. Например, в фильме «Синий бархат» главный герой погружается в собственное сознание, чтобы раскрыть преступление. Это показано как раз через этот прием.


Кристофер Нолан

Кадр из фильма «Довод»

Культовые фильмы: «Довод», «Начало», «Интерстеллар», «Престиж»

На что обращать внимание: Нолан – один из самых сложных режиссеров современности. Чтобы понять его фильмы с первого раза, нужно смотреть очень внимательно (хотя, возможно, и это не поможет). Сам режиссер считает, что если показать зрителю абсолютно все, то магия пропадет. Во многих картинах Нолана полностью нарушена хронологическая цепочка, события могут происходить задом наперед, а также прерываться многочисленными флешбеками и флешфорвордами. Это особенно заметно в фильмах «Начало» и «Довод» (к просмотру последнего мы готовились неделю). Визитной карточкой режиссера считается прием мизанабим (простыми словами это рассказ в рассказе, фильм в фильме или картина в картине). Так, в «Начале» весь сюжет строится вокруг сна внутри сна. Еще одной фишкой режиссера считается параллельный монтаж.


Квентин Тарантино

«Криминальное чтиво»

Культовые фильмы: «Криминальное чтиво», «Убить Билла», «Однажды в Голливуде», «Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка»

На что обращать внимание: во всех фильмах Тарантино персонажи очень много говорят, но диалоги не выглядят затянутыми и скучными. Важную роль в картинах играет освещение, чаще всего источник света находится не очень высоко, что помогает сделать дополнительный акцент на беседе. Также часто камера находится в движении, чтобы раскрыть пространство и избежать статичности изображения.