Планируешь уехать за границу, но не знаешь, что и как там делать, сколько нужно денег и сможешь ли ты выжить в чужой стране? Эти люди давно уехали из родных мест и вполне успешно живут в новых условиях. PEOPLETALK встретился с опытными эмигрантами, которые поделились с нами своими историями и хитростями.
США
Руслан Пелых, 33 года, режиссер
Мы с женой переехали в Нью-Йорк около двух лет назад. Я всегда мечтал об этом городе, когда в детстве смотрел американские фильмы.
Первый раз я оказался в Америке как турист. Нашу работу, видеоролик Angel, выбрали для показа на фестивале fashion-фильмов в Калифорнии. И нас с женой пригласили для участия в программе фестиваля. Мы сразу же начали готовиться к переезду – собирать деньги и готовить документы для рабочей визы.
В это же время в Москве у меня начался так называемый профессиональный рост, появилось много артистов и клиентов, повалили заказы на клипы. Но я уже не хотел продолжать карьеру режиссера на родине. Сделав несколько заказов, чтобы получить достаточно денег для переезда, я отказал остальным.
Основная причина переезда помимо любви к Нью-Йорку – все-таки рабочая. Я понимал, что практически все, что делается в России в моей сфере, это копии западных продуктов. Зачастую некачественные и безвкусные.
Начинать с нуля в Америке было действительно очень трудно. Пришлось привыкать к американскому менталитету, который кардинально отличается от нашего, и учить язык, который я знал очень плохо.
Основная трудность в Нью-Йорке – поиск клиентов. Сейчас я снимаю в основном рекламу (одежда, обувь, украшения и так далее) и иногда клипы. Если честно, я до сих пор не понимаю, как нахожу здесь клиентов. Скорее, это они меня находят.
Здесь никому не интересно, насколько крутые работы ты делал у себя на родине, всем важно, что и с какими людьми ты делаешь тут. Я старался понять менталитет заказчиков, особенности их работы. Кстати, большое отличие от русских в этом плане – они позитивно настроены и в жизни, и в работе. В бытовых условиях мне это очень нравится, а в работе чрезмерный позитив и вежливость для меня, скорее, недостаток. Здесь люди боятся друг друга обидеть. Во время съемки очень часто слышишь amazing, awesome, gorgeous! Люди могут восхищаться, а потом больше никогда не позвать на следующие проекты. Поэтому здесь я никогда не воспринимаю всерьез похвалу.
В Нью-Йорке очень дорогая еда. Первое время деньги улетают так быстро, что не успеваешь уследить за тем, на что они тратятся. В среднем однокомнатная квартира на Манхэттене стоит 2200–2500$ в месяц. Почти все в Нью-Йорке делят квартиры с сожителями, как в сериале «Друзья». В то же время очень много старых домов и квартир в плохом состоянии, климат не всегда благоприятный, очень холодные зимы и жаркое лето. Летом, кстати, очень много крыс на улицах и в метро.
Практически в любом районе Манхэттена спокойно в любое время суток. Почти в каждом доме посылки оставляют прямо в коридорах на первом этаже, будь то одежда, косметика или даже компьютеры.
В Нью-Йорке комфортно себя чувствуют люди любой ориентации и вероисповедания. Ты можешь одеваться как хочешь или совсем не одеваться, а ходить в одних трусах по центру города. Почти весь Манхэттен можно обойти пешком, и тем более объехать на велосипеде.
Я люблю атмосферу Нью-Йорка. Всегда ношу с собой камеру, снимаю улицы, дома и людей. Весь город – как одна большая локация для съемок. Нью-Йорк вдохновляет. Как-то я услышал фразу: «Можно прожить всю жизнь в Нью-Йорке и все равно найти в нем что-то новое для себя!» Я уверен, что это абсолютная правда. Здесь я чувствую себя как дома.
Для переезда нужны деньги, хотя бы на несколько месяцев жизни, и четкое понимание того, чем ты хочешь заниматься. Хорошо, если у тебя уже есть какая-то специальность, которая может быть востребована здесь и поможет получить рабочую визу.
Мой личный совет: если твоя цель Нью-Йорк, старайся не спрашивать у людей их личное мнение о жизни здесь и о твоих шансах переехать сюда. У тебя может получиться то, что не получалось у тысячи человек. И уж точно никогда не спрашивай совета у тех, кто вернулся обратно. Они могут поделиться только своим неудачным опытом.
Швеция
Татьяна Прокофьева, 29 лет, лингвист
В Швецию я переехала почти шесть лет назад. Тогда получение образования там было бесплатной опцией. Я отучилась на курсах шведского, сдала английский (IELTS), собрала документы и отправила в пять шведских вузов. В мае 2010 года я получила письмо с королевской маркой о том, что меня приняли в университет города Линчёпинга на двухгодичное обучение по специальности «Мастер программы по лингвистике и культуре».
Мне повезло, в Стокгольме жили друзья, они-то и приютили меня на ночь. А уже на следующее утро меня встретил шведский приятель, с которым я познакомилась в Интернете, когда пыталась отыскать себе съемное жилье в Линчёпинге.
Не всем удается так легко найти себе жилье и знакомых в Швеции, но это дело случая и коммуникабельности. Сначала все мои проблемы решались другом Хенриком, он помогал оформлять номер телефона, банковскую карту. Правда, были и минусы: у меня украли только что купленный велосипед.
Уезжать из своей страны просто, но привыкать к другой стране – на это нужны силы и терпение. А еще готовность почувствовать, что ты пустое место вместе со всеми твоими отечественными дипломами и заслугами. Это не вопрос престижа или популярности твоей родины, дело в том, что ты автоматически признаешься чужим. Ты не знаешь языка и культуры, не знаешь, как работают магазины, госучреждения и что означает приглашение на фику (fika – шведский 5 o’clock, только это кофе и булочка с корицей). Фика происходит в любое время, но особенно чтится на работе по пятницам в 10:15 (и не секундой позже).
Мне кажется, даже если бы у меня в кармане был миллион, я все равно нищенствовала бы в университетские годы, потому что жизнь в Скандинавии довольно дорогая, начиная от стоимости съемной квартиры и заканчивая продуктами питания.
Через два года я нашла работу в Стокгольме и переехала жить туда. Но саму работу я искала ровно год. Это при том, что я каждый божий день в течение года посвящала этому два часа. Сначала я тешила себя своим прелестным английским и думала, что сейчас как все меня позовут на собеседование! Но не тут-то было. Никто не желает брать на работу человека, который не говорит по-шведски. А я, хоть и отходила на курсы шведского в Москве, говорила в основном «моя твоя не понимать». Так что пришлось мне напрячься и по методике всех упертых американцев говорить со шведами на ломаном шведском. Это было ужасно стыдно. Еще я стала посещать курсы лингвистики на шведском. Все экзамены завалила, но начала понимать беглую шведскую речь за 2–3 месяца. А потому уже и работу получила. Устроилась администратором в сеть английских спецшкол. Аккурат под мое запланированное повышение я узнала, что жду ребенка от своего бывшего коллеги, с которым тогда уже жила вместе. Радовались мы недолго, ибо контракт со мной перезаключать не стали, и это при всем хваленом шведском равноправии. Отсюда я сделала вывод, что надо быть готовой ко всему и быстренько искать работу с нуля. Работу я в итоге нашла еще до того, как родила, к тому же по специальности, а вышла на нее, как только сыну исполнилось шесть месяцев.
Сейчас меня устраивает жизнь в Стокгольме, и я прекрасно понимаю, что в своей профессии могу реализоваться только за границей. Судебная лингвистика практикуется пока только в ряде стран. Я люблю город, в котором живу, хотя он совершенно не похож на родную Москву.
Социальная защита – это просто бальзам на душу семьям с детьми. Ты платишь налоги (кстати, довольно большие – 30% в лучшем случае) и видишь, что они идут на тебя же в конечном итоге. Мне нравится спокойный и размеренный образ жизни. На работе меня устраивает общаться с начальником на «ты» и знать, что он никогда в жизни не позволит себе повысить на меня голос или не отпустить домой, если нужно пораньше забрать ребенка из садика.
Шведы, скорее, просто вежливые, чем действительно заинтересованные. Но они вполне привлекательны именно потому, что ненавязчивы. А если вдруг захотеть с ними подружиться, надо быть готовым к тому, что это придется делать годами.
По дому я, конечно, скучаю. Например, когда у меня проблемы, я не могу позвонить друзьям или просто пойти выпить с ними кофе. Родители и брат должны ждать визу, чтобы приехать ко мне, они не могут просто взять билет на самолет и прилететь на выходные. Так что у всего есть оборотная сторона, которую нужно иметь в виду, когда пакуешь вещи.
Мало просто хотеть переехать куда-то ради того, чтобы поменять страну, нужно еще знать, зачем ты это делаешь. Я считаю, что уезжать нужно только в том случае, если ты никак не можешь не уехать.