Советское кино любят за продуманных и таких родных героев, за шутки, актуальные до сих пор, и за сюжетные твисты. Фильмы той эпохи могут запросто перенести в прошлое, заставить поностальгировать или узнать что-то новое. Кажется, нет такого человека в нашей стране (и за ее пределами), который не слышал про Шурика и операцию «Ы» и не знает, что про зайцев – это неактуально.
Сейчас эти фильмы – энциклопедия советского прошлого, на «страницах» которой можно узнать практически все. Из культовых картин Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая мы (молодое поколение) знаем не только, что приличные люди в булочную на такси не ездили и что многие дома были похожи как две капли воды, но и то, что «именно обувь делает женщину женщиной». Да, кино оказало сильное влияние и на моду. В эпоху железного занавеса главными фэшн-инфлюенсерами наших мам и бабушек становились именно героини любимых фильмов. Тысячи девушек приходили в ателье с запросом сшить платья, юбки или блузки, как у Барбары Брыльски, Людмилы Гурченко, Алисы Фрейндлих и Ирины Муравьевой.
Но кто же создавал образы для них? А главное – как? Сегодня решили погрузиться в архив советского кино и разобраться, из чего состоят культовые образы любимых персонажей.
Зиночка из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Сразу после выхода фильм Леонида Гайдая разлетелся на цитаты. Причем не только на словесные, но и на модные. Образы Натальи Селезневой, которая сыграла жену Шурика Зиночку, произвели неизгладимое впечатление на тысячи модниц Советского союза.
О белом костюме в дуэте с красными перчатками и платье с геометрическим принтом мечтали в прямом смысле все. И это не удивительно, ведь автором всех этих нарядов был Вячеслав Зайцев – тогда еще начинающий дизайнер. Специально для фильма он создал несколько образов, которые должны были отразить характер героини. И у него это однозначно получилось. Кокетливые, но в меру сдержанные наряды сделали не самую большую роль актрисы яркой и запоминающейся.
Надя из «Иронии судьбы»
«Ирония судьбы» Эльдара Рязанова в представлении не нуждается. Почти за полвека фильм стал неотъемлемой частью кануна Нового рода, а его герои – почти родными. Лента подарила миру не только теплые традиции, но и тренды. Платье Нади горчичного цвета стало настоящим хитом среди советских женщин. Говорят, многие приходили в ателье с четким запросом сделать платье, как у главной героини. Кстати, культовый образ никто специально не создавал. Платье было взято из архива «Мосфильма» и даже появлялось в фильме «Опасный поворот», который вышел за три года до «Иронии судьбы». Для картины Рязанова художница по костюмам Ольга Кручинина укоротила его, подогнала по фигуре и добавила ремень с золотой пряжкой. И вуаля, получился хит!
Гога и Катерина из фильма «Москва слезам не верит»
Над созданием образов для культового фильма Владимира Меньшова работала художница по костюмам Жанна Мелконян. Задача стояла непростая – совместить две эпохи и сделать из актрис сначала 19-летних студенток, а потом взрослых женщин. В ход шли корсеты, нижние юбки и всевозможные хитрости. А ткани для создания костюмов в духе 1950-х годов и вовсе искали на складе в Подмосковье.
Кстати, на площадке появлялись и личные вещи актеров и съемочной группы. К примеру, желтый плащ Катерины принадлежал Вере Алентовой, а вот джинсы Wrangler, которые носил Гога, мужу Жанны Мелконян.
Людмила Прокофьевна и Верочка из «Служебного романа»
В создании образа «мымры» активное участие принимала и сама исполнительница роли. Алиса Фрейндлих искала тот самый костюм, который идеально отразил бы ее персонажа, а еще помогала подобрать самую немодную прическу. Кстати, очки Людмилы Прокофьевны на самом деле принадлежали отцу оператора картины. «Она с такой неистовостью бросилась в поиски безликого, бесполого существа. С упоением надевала какие-то страшные костюмы, жуткие туфли. И с гримером работала над тем, чтобы прическа ее безобразила как можно больше. Это было большое актерское мужество», – рассказывал Эльдар Рязанов о работе с актрисой.
Несмотря на фантастическое преображение героини Фрейндлих, главная модница картины все-таки Верочка. Одна только сцена с ботфортами чего стоит. Над ее образами, к слову, работала уже знакомая нам Жанна Мелконян.