#Интервью #ЭКСКЛЮЗИВ

Мрачная эстетика, отсылки к творчеству Дэвида Линча и звание главного фотографа рэп-индустрии: Саша Сахарная о таланте, работе с Pharaoh и поиске своего стиля

Если ты обожаешь русский рэп, наверняка слышал имя Саши Сахарной, а если не слышал, точно видел ее работы. «Страха нет» OFFMi, «Иностранец» T-Fest, «Улицы, дома» Saluki, Great Depression Markul, «Сожги этот альбом» Loqiemean, No Label Lil Krystall – обложки для всех этих альбомов делала именно она. За несколько лет Саша успела поработать, кажется, со всеми топовыми артистами: от Pharaoh и Boulevard Depo до 104 и Платины. Поэтому негласное звание главного фотографа отечественной рэп-индустрии звучит более чем оправданно.

Свобода, образность и мрачность – основы творчества нашей сегодняшней героини. Саша виртуозно погружает героев в свой дарковый мир, чем-то напоминающий фильмы Тима Бертона и Дэвида Линча, ломает все стереотипы и доказывает, что обложка музыкального релиза – самостоятельное искусство. А самым главным в профессии фотографа она считает поиск собственного стиля. К слову, именно этому и был посвящен ее недавний воркшоп, который прошел в локации для хоррор-квестов. Все для того, чтобы погрузить участников в свою стилистику и помочь им найти вдохновение.

Мы решили пообщаться с Сашей и узнать побольше о том, из чего состоят ее фотографии, как она выбирает героев и почему талант – это не главное.


О своем пути

На мой взгляд, чтобы чего-то добиться, нужно много работать. Я довольно рано это просекла и на протяжении всего пути придерживаюсь простого правила. Существует, кстати, теория 10 тысяч часов, которую предложил социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры». Так вот она гласит: «Чтобы добиться успеха и стать экспертом в определенной деятельности, необходимо потратить на это 10 тысяч часов». И я полностью согласна. У меня было множество примеров перед глазами, когда фотографы, режиссеры и другие творческие ребята обладали большим талантом, но очень мало работали и не развивали его, не уделяли своей деятельности достаточно времени. В итоге многие работящие коллеги достигали большего своим упорством, трудом, количеством повторений и горящим взглядом. Однако мы все разные, у всех свой подход к работе. Для меня больше всего подходит путь постоянной практики и экспериментов.


О таланте

Я почти уверена в том, что я не сильно талантлива. У меня просто появилось хобби, которое потом стало делом жизни. Хотя, возможно, я просто скромничаю. (Смеется.) У меня были и неудачные проекты, да и вообще, я часто бываю собой недовольна, но каждый раз говорю себе: «Ничего страшного, завтра я сделаю в два раза лучше». И это работает.

Художник должен быть голодным. Работа творческих людей – это всегда про совершенствование себя и поиск чего-то нового. Если человек на 100 % доволен результатом, скорее всего, в нем ничего особенного нет. Конечно, есть работы, которые мне нравятся. Это может быть крутая съемка с технической стороны или необычная локация, но зачастую в список моих любимых проектов попадают те, после которых у меня остаются приятные воспоминания.

У меня есть теория, что правильная атмосфера на съемке – залог успеха. Когда я работаю с артистами не по принципу «заказчик-клиент», а как творческая коллаборация, во время съемки возникает какой-то уникальный вайб, который виден даже через фотографию. Это никак нельзя объяснить, магия просто чувствуется.


О любимой съемке Pharaoh, которая так и не вышла

Несколько лет назад я снимала Глеба для промо его тура, это была наша первая совместная работа. Съемка продолжалась два дня, и вторую часть мы снимали в отеле. Вдохновением послужила Энни Лейбовиц и ее сотрудничество с Rolling Stones. Когда группа была в туре, им часто были нужны портретные фотографии, и она просто растягивала белую простынь и на ее фоне делала легендарные кадры, которые впоследствии отправляла в журналы. Мне очень понравилась такая концепция, и я предложила сделать несколько кадров в похожем формате.

Мы приехали в отель, повесили простынь, а Глеб встал около нее. Я говорю: «Давай попробуем что-нибудь сделать, чтобы не очень просто получилось». И совершенно случайно рядом с ним оказались ножницы, маркер и еще пара предметов. Глеб без моего малейшего слова или подсказки взял все, что там лежало, и начал импровизировать. Он писал слова и фразы, резал простыню и импровизировал. Впервые в жизни я делала, кажется, миллион кадров в секунду, боясь упустить что-то важное. В этот момент на съемочной площадке царила гробовая тишина. Это был настоящий перформанс и тот самый случай, когда артист вложил большую часть своей энергии в съемку. Такое очень редко бывает. Обычно герои забирают, а не отдают. На следующих проектах многие члены команды вспоминали этот день и говорили, что почти никогда не видели ничего подобного. Эти кадры так и не были опубликованы, но мне даже нравится, что сложилось именно так.


О выборе героев

Я стараюсь не соглашаться на съемки, если не чувствую героя или мне не нравится общий вайб и настроение истории. Но в то же время люблю дикие контрасты. У меня давно была идея, например, снять певицу МакSим со всеми ее нежными и жизнеутверждающими песнями, но в своей, дарковой стилистике. У нас настолько контрастные миры, что это могло бы работать очень круто.

Мне вообще нравится концепция, когда фотограф создает свой уникальный стиль, доводит его до идеала, делает очень узнаваемыми свои работы и становится классиком впоследствии. В мире есть миллиарды вещей, о которых люди даже не подозревают.

В таком случае герои будто попадают в его вселенную. Мне это очень близко и я бы хотела пойти по такому пути. Конечно, порой я соглашаюсь на коммерческие, рекламные проекты, но для меня это бывает морально тяжеловато.


 О работе с музыкантами и негласном звании главного фотографа рэп-индустрии

Мне нравится работать с музыкантами, потому что зачастую они дают полную свободу. В отличии от тех же глянцевых журналов, где есть рекламодатели, спонсоры и четкая стилистика. Я не люблю, когда меня загоняют в рамки, во мне сразу просыпается внутренний бунтарь. С артистами все иначе. Зачастую, единственное тз- чем страннее и необычнее — тем лучше. Когда я начинала, я совершенно никого не знала из индустрии. Тогда во мне включилось что-то подростковое, и я поставила цель максимально развиться в этой сфере. Мне настолько хотелось знакомиться и делать что-то крутое, что я просто снимала все концерты, тусовки и даже бэкстейджи. На все мероприятия брала с собой камеру и старалась снимать максимально креативно. Это замечали люди в индустрии и уже обращались ко мне с какими-то определенными просьбами. Так началось мое сотрудничество с артистами, а в 2018-м я сделала около 300 съемок.

Кстати забавный факт, что сейчас в моем плейлисте нет почти ни одного рэп трэка. Я обожаю Тома Йорка и группу Radiohead. Вообще английская музыкальная сцена мне очень близка: James Blake — один из моих любимых музыкантов. Также сейчас меня очень вдохновляет рок 70-х годов, группы Jefferson Airplane, Simon & Garfunkel, Cream.


О сложностях работы с творческими людьми

К каждому артисту нужно найти подход. Перед съемкой я стараюсь изучить человека, узнать, что ему нравится и что близко. Только при глобальном ресерче может произойти некая коллаборация. Если говорить о сложностях, многие, наверное, ждут, что я буду рассказывать об опозданиях и прочих организационным моментах, странных запросах, но я отношусь к этому проще. У меня всегда есть план Б, на случай если кто-то опоздает или что-то забудет. Я продумываю все моменты заранее, поэтому практически никогда не сталкиваюсь с подобными сложностями. Все решаемо.


О поиске своего стиля

Мне всегда было сложно понять, зачем брать стилистику другого художника и пытаться сделать точь в точь тоже самое. Классно вдохновляться, но преобразовать во что — то своё, добавлять фирменное видение. Мы все уникальны, и у каждого есть свой неповторимый стиль, который нужно прочувствовать и передать в своих работах. Ведь фотографии – некое отражение нас самих. К примеру, мне с самого детства нравились фильмы Тима Бертона, я выросла на классическом американском голливудском кино и ценностях идеализированной Америки. Когда только начинала свой путь в качестве фотографа, в тренде были съемки на пленку среднего формата, с натуральным светом. Я тоже пыталась работать в этой стилистике, но у меня ничего не получалось. И я никак не могла понять, почему. А потом дошло: «Конечно я это не буду чувствовать, потому что мне это просто не нравится, это не мое». Тогда я просто взяла блокнот и записала туда 30 вещей, которые мне близки: когда соединила все эти элементы, все встало на свои места. Так что стиль – это просто маленькие частички того, что ты любишь.                                                                                        


О вдохновении

Я часто вдохновляюсь Дэвидом Линчем и у меня встречаются визуальные отсылки, но я никогда не пытаюсь снять точь в точь как он. Я стараюсь вкладывать немного ощутимый вайб в свои работы. И это считывается. Мне очень часто говорят: «О, этот клип просто Линч на минималках». Вообще он очень сильно повлиял на мое творчество. Я смотрела буквально все его фильмы и короткометражки, у меня в архиве гигабайты его работ. Я настолько пропиталась его творчеством и атмосферой, что делаю отсылки неосознанно. И это нормально. Но если человек сначала копирует одно, потом второе, а затем третье – это уже проблема. В таком случае нужно потратить больше времени не на съемки, а на поиск себя. Я не верю в теорию, что все, что можно было изобрести уже изобретено. В мире есть миллиарды вещей, о которых люди даже не подозревают.


 О творческом кризисе

Поиск вдохновения – это работа. Я никогда не сижу и не жду, когда капля упадет с неба и создаст невероятный узор. Если мне нужно вдохновиться, я иду в библиотеку, на выставку или просто погружаюсь в компьютер с определенной целью – найти что-то, что меня зацепит. Для меня вдохновение – это не какой-то подарок небес, а просто рабочий процесс, с которым я ежедневно сталкиваюсь.

Уже более полугода я практикую медитации. Не хочу ничего пропагандировать, но мне это очень помогло принять или переосмыслить какие-то вещи. Если у меня что-то не получается, полгода назад я бесилась и злилась бы, а сейчас научилась работать с этим. Я говорю себе: «Саш, ты не железный человек, если сейчас не идет, то пойдет завтра, или через неделю, или через месяц или два». Я просто принимаю этот момент, сажусь работать с вдохновением, и в результате все само приходит.


О мечтах

У меня есть детская мечта познакомиться с Дэвидом Линчем или хоть как-то прикоснуться к его творчеству. Потому что я невероятно благодарна ему, насколько сильно он повлиял на меня, на мое творчество и на мой стиль жизни. Очень хотелось бы соприкоснуться с его талантом, это необязательно должна быть съемка, просто любая творческая коллаборация в любом направлении.

Мне часто говорят: «Ну что, Саш, всю отечественную рэп-сцену уже сняла, дальше Трэвис Скотт и Канье Уэст?» Честно признаться, я устала от этих вопросов. Музыка Трэвиса мне вообще не близка. Канье я считаю безумно талантливым, но, если выбирать, с кем работать, я отдала бы предпочтение не самым известным инди-музыкантам, которые мне близки музыкально, а также работе в кино.


О глобальных целях

Их очень много, но самое главное – я просто хочу каждый день быть счастливой. Я ловлю момент и понимаю, что весь смысл и радость – в процессе. На самом деле мне очень повезло, потому что у меня получилось превратить то, что я люблю, в дело жизни. Я буквально вчера осознала, что ни дня не работала не по своей профессии и еще со школы зарабатывала деньги на фотографии.