«Все, что отнимает жизнь, возвращает музыка», – сказал в свое время фронтмен ливерпульской четверки Джон Леннон. И как бы мы ни пытались с ним спорить и утверждать, что музыка не может играть такой роли в жизни людей, любые аргументы разбиваются об очевидность фактов: музыка способна связать, разочаровать, обрадовать, заставить чувствовать. На наш скромный взгляд, ни одно проявление искусства не может быть таким многогранным, как музыка. Она – прямое отражение времени, музыка задает настроение и передает те эмоции, которые люди боятся проявить или ощутить в обычной жизни.
О том, какая музыкальная эпоха является самой культовой, можно спорить бесконечно. И мы не собираемся вступать в этот спор. Скажем лишь, что российская музыкальная сцена в 90-х оставила настолько значимый след в истории, что игнорировать его просто невозможно. Новые стиляги, первые концерты зарубежных исполнителей, откровенные клипы, полная свобода и начало вещания MTV – перечислять события можно бесконечно. И если разбирать их по годам, не хватит и книги. Поэтому сегодня остановимся на 1993 году. Тем более что повод более чем подходящий.
В 2023 году компания «МТС» масштабно празднует 30-летие. В честь круглой даты «МТС Лейбл» выпускает музыкальный сборник с ностальгическим названием «1993 % ХИТОВ». В плейлисте ребята собрали 12 переосмысленных современными звездами песен, вышедших ровно 30 лет назад. В записи приняли участие Zivert, IOWA, Дора, SQWOZ BAB, Гио Пика, Dead Blonde, Mirele, GSPD, KAMAZZ, Максим Свобода, CHEBANOV и артисты «МТС Лейбла» – группа Settlers. Они перезаписали ключевые для этого года песни Владимира Преснякова, Игоря Николаева, Ирины Аллегровой, группы «Лесоповал», Татьяны Булановой, Михаила Круга и других артистов той эпохи.
Специально к этому событию PEOPLETALK решил узнать у 10 современных исполнителей, почему они выбрали ту или иную песню. Так что включай плейлист «1993 % ХИТОВ», и поехали!
«Мы росли под эту песню, она всегда где-то рядом звучала. Я даже не представляла, что могу когда-то спеть песню Ирины Аллегровой, и даже не думала с ней соревноваться, ни в коем случае. Поэтому, когда поступило предложение поучаствовать в таком проекте, я постаралась сделать что-то совершенно непохожее, и мне нравится, что эти две версии получились такими разными.
Я надеюсь, что спустя еще лет 30 ее тоже кто-то споет. Ничто не давалось мне так легко, как запись этой песни. Я доверилась нашим парням Лёне и Саше(гитарист и басист группы IOWA. – Прим. ред.),и мы сделали классную аранжировку в стиле Леди Гага. Также вы можете услышать отсылки и к нашим песням – «Одно и то же» и «Бьет бит».
«Я хорошо себя помню в 1993 году, потому что именно тогда я стал победителем шоу «Утренняя звезда» на Первом канале, у меня был приз гран-при. Это был мой первый успех именно детского творчества, меня узнала вся страна. Еще в детстве я начал слушать группу «А’Студио», она всегда была со мной. Я в целом большой фанат этой группы, и, когда мне предложили спеть именно этот трек, я согласился, потому что это была одно из моих давнишних желаний.
Начав работу над треком, я позвонил продюсеру Евгению Орлову (продюсер группы «Отпетые мошенники», шоу «Голос» и др. – Прим. ред.), он посоветовал сделать диско-фанк-версию, и с первого раза песня получилась такой, как было нужно. В финале добавили музыкальные моменты: отсылки к группе Dirty Loops(шведская поп-рок-группа. – Прим. ред.), нестандартные вокальные линии и импровизации».
«Песня вызвала у меня ностальгические чувства по моему детству, по семейным застольям, на которых она пелась. Мне кажется, мы с Игорем Николаевым даже чем-то похожи, не только глазами, но в целом, ментально. Родственные души, наверное. Я очень долго думала, в каком стиле сделать трек, и в какой-то момент поняла, что лучше, чем синти-поп, сделать не получится.
Работали над аранжировкой мы вместе с гением Дмитрием Ковязиным (диджей и продюсер Kovyazin D. – Прим. ред.). Поэтому решили сделать именно синт-вейв в советском стиле. Все вышло восхитительно. В 1993 году мне было минус семь лет(Mirele сейчас 23. – Прим. ред.). Я была где-то, наверное, на другой планете и совершенно не знала еще Игоря Николаева. Но я рада, что пришла в этот мир, чтобы узнать эту песню».
«Эта песня довольно неоднозначная. Мы сразу поняли, что не хотим делать кавер в таком же характере, как она есть в оригинале, и решили начать работу с настроения. Мы попробовали подать свой вариант через драматизм текста, захотелось сделать медленный и нуарный вариант. В итоге мы перевернули песню с ног на голову, поэтому она получилась с уклоном в трип-хоп и группу Portishead (британская музыкальная группа. – Прим. ред.)».
«Послушал, подумал 0 секунд, сразу понял – это мое. Мне очень понравилась эмоция, что бодун может быть таким веселым и задорным. Мне это подходит, и я решил пронести это в массы. Песня замечательная, обожаю группу «Дюна» всей душой. Мы этот трек делали со звукорежиссером Феликсом Котло и постарались сохранить то зерно, которое было в музыке, не хотели сильно его менять. Честно говоря, думаю, что 1993 год был не самым веселым временем для всех. Поэтому здорово, что в такое темное время появилась такая светлая песня, она ассоциируется у меня с лучником света в окошке. Думаю, она будет популярна еще минимум 300 лет».
«Для меня эта песня оказалась очень сложной – в ней слишком много эмоций и драматизма. Я пыталась записать ее три дня, потому что все никак не могла прийти в нужное состояние, чтобы хотя бы приблизительно передать те переживания, которые отражены в ней. Я искренне старалась, чтобы люди прочувствовали то, о чем рассказывает лирическая героиня. «Как жаль» глубоко откликается в моем сердце.
Я раньше не слышала эту песню, но моя мама и бабушка, например, знают ее. Я сама 1999 года рождения, но мне кажется, что 1993 год, как и эпоха 90-х в целом, был тяжелым и противоречивым временем. Поэтому и музыка соответствующая – чувствительная, наполненная смыслом, тревогой. «Как жаль» абсолютно точно передает атмосферу того времени – непередаваемая русская печаль и тоска».
«Девяностые у меня ассоциируются со свободой, были веселые времена. Изначально, как оказалось, песня Евгения Осина – не оригинал, поэтому мы построили свою на оригинальном стихотворении Андрея Вознесенского «Мерзнет девочка в автомате». Очень быстро ее сделали. В целом мне ближе по душе рок, поэтому и наша версия записана в таком стиле».
«В 1993 году родился мой муж (GSPD. – Прим. ред.), и он к тому же аэрофоб, поэтому мне было очень весело работать над этой песней. Я ценитель музыки 80-х и 90-х, поэтому знала и любила эту песню. На волне моды мы сразу четко поняли, что будем делать фонк-версию».
«1993 год – это еще и год моего рождения. Песня известна мне с детства, и было интересно самому ее переработать, подать под своим соусом. Сразу же, как только поступило предложение, я поехал в студию, и мы практически с одного дубля записали музыку. Работа с песней вообще была не в тягость, быстро, одним днем все было сделано.
В целом 90-е были временем перемен, перемен в головах людей, и в плане музыки и культуры тоже. Из детства помню, естественно, лихие девяностые. Как говорили взрослые – тогда жизнь начала ощущаться как-то по-другому, по-новому. Я хочу верить, что 30 лет – это еще только начало».
«Эта песня легендарная, всем известный хит. Для меня было честью исполнить ее. Она у меня вызывает теплые воспоминания из детства. Я в нее вложился максимально душой и сердцем, подошел со всей серьезностью. Изначально было пять версий аранжировок, и я исходил из того факта, что у песни уже была своя аудитория. Хотелось и ее поддеть, и зацепить новую.
Самое интересное, что этой песне 24 января исполняется 35 лет. Сергей Васюта в честь этого и пригласил меня исполнить ее. Я, конечно, помню свой 1993 год. Ребята в школе говорили, что в 1993 году будет конец света, я тогда был еще ребенком. Конец света, к счастью, не настал, но зато вышла эта замечательная песня, которую мне посчастливилось спеть».