Главная интрига года – новый сериал «Преступление и наказание» с Иваном Янковским и Аленой Михайловой в главных ролях должен был выйти на «Кинопоиске» еще 26 октября, но буквально за несколько минут до начала премьеру перенесли. Сначала на один день. Потом на следующий. И еще на следующий. Наконец, прокатчики заявили, что релиз переносится на неопределенный срок.
Можно представить себе, как расстроились зрители и сам Достоевский, если бы видел весь этот беспредел. Было бы символично дату выхода перенести ко дню рождения писателя, но отменять в последний момент… За ответами, конечно, все поспешили в Интернет, а там слухи множатся, как грибы после дождя. И вот уже заговорили о том, что все дело не в рекламной кампании с целью подогреть интерес к сериалу, а в блюстителях нравственности, и это уже интересно.
Предпоказ сериала для прессы прошел 22 октября. Редактор PEOPLETALK, по понятным причинам, не могла пропустить это важное событие и посмотрела первые две серии.
Пришло время выложить карты на стол и рассказать, какой получилась новая версия, а заодно разобраться, что могло задеть униженных и оскорбленных. Ведь 2 ноября в 22:00 в онлайн-кинотеатре сериал стал доступен к просмотру.
Скажем сразу: сериал нам понравился, несмотря на то что начинается он немного скучно. Уже к концу второй серии редактор с сожалением поймала себя на мысли, что, может, все-таки покажут третью и не придется так долго ждать? А это хороший знак! Казалось бы, все или почти все знают сюжет, да и экранизаций Достоевского пруд пруди, но Владимиру Мирзоеву есть чем удивить зрителя. И дело совсем не в том, что действие перенесено в наши дни – разница не так ощущается, а местами и вообще непонятно, в каком времени происходят события. Взять хотя бы квартиру Мармеладовых, в которых нет никаких признаков современности, а чахоточная Катерина (Виктория Толстоганова) моет детей по старинке в каком-то тазике. Магия в самом повествовании.
Здесь трудно не вспомнить недавний успех «Мастера и Маргариты», в котором события романа происходят в гипотетическом советском настоящем. Это вроде бы знакомая история, однако любовь между главными героями настолько убедительна, что в нее веришь, чего нельзя сказать о романе Булгакова. Нюанс в акцентах. И в «Преступлении и наказании» Мирзоева так же. Иван Янковский в роли Родиона Раскольникова не тянет внимание на себя, и история начинает играть новыми красками.
На этот раз с новой стороны раскрыли персонажей Любови Аксеновой и Юлии Снигирь – сестры Раскольникова Дуни и Марфы Свидригайловой. В романе им почти не уделено никакого внимания, зато в экранизации Мирзоева они из функций превращаются в противоречивых личностей из плоти и крови, за отношениями которых интересно наблюдать. Авдотья Романова вынуждена работать няней в богатом поместье Свидригайловых, чтобы содержать больную мать и оплачивать обучение брата, который однажды станет юристом.
Ее положение и так нельзя назвать простым, но вдобавок ей приходится терпеть домогательства со стороны хозяина поместья Аркадия Свидригайлова (Владислав Абашин). Она буквально ходит по лезвию ножа – ведь Марфа безумно любит своего мужа, но со своей ревностью справляется весьма оригинально. Помещица однажды спасла его от тюрьмы и связала договором, позволяющим удерживать его подле себя. Однако найти средство против измен она не смогла и поэтому решила взять их под свой контроль. Она знает, что интерес супруга угаснет, как только он сделает Дуню своей любовницей, и прямо говорит девушке об этом. Она даже щедро предлагает свести ее со своим богатым братцем Петром Лужиным (Никита Тарасов).
Понятно, что участвовать в подобных играх – смертельно опасно, и героиня Аксеновой уклоняется от близости со Свидригайловым, тем самым невольно все больше влюбляя его в себя. Марфа объясняет ее холодность неопытностью и даже приглашает к себе, чтобы научить искусству соблазнения. Не эта ли сцена так возмутила ханжей? Хочется надеяться, что нет, ведь она ничуть не нарушает логику повествования. Да и характер ревнивицы и отчаянной женщины Юлия Снигирь передала настолько пронзительно, что хочется сесть вместе с ней, чтобы натирать сумки из крокодиловой кожи кремом для рук. Мы знаем, что Марфа умрет, знаем, от чьих рук, но даже здесь Анастасии и Владимиру Мирзоевым удалось удивить зрителя, заставив сожалеть о том, что мы больше не увидим такого интересного персонажа. В книге же ее уход не казался таким болезненно-трогательным и драматическим.
Еще один плюс сериала – что в отличие от романа в нем есть и смешные эпизоды, хотя, казалось бы, достоевщина – это про безнадегу и тлен. Не хочется лишать зрителя интриги, но в доказательство приведем один момент, когда Петр Лужин якобы льет слезы по погибшей сестре, а на деле просто «мучается от ольхи». Вообще, персонаж Тарасова получился довольно забавным, хотя у писателя он был, скорее, скрягой и особой симпатии не вызывал. Да и друг главного героя Дмитрий Разумихин (Тихон Жизневский) не раз вызовет улыбку.
Но теперь о главном герое. Он явно страдает раздвоением личности – ему то и дело на ухо нашептывает черт (Борис Хвошнянский). Вообще, броманс Раскольникова и черта – отдельный вид удовольствия. Пока герой Янковского шатается по Петербургу, страдая от нищеты, голода и задетого самолюбия, и раздумывает, как убить старуху-процентщицу (Ела Санько), можно заметить также отсылки и к другим произведениям Достоевского.
Монолог на камеру Раскольникова о собаке произносил совсем другой персонаж в «Братьях Карамазовых». И теперь еще один дисклеймер: герой Янковского не только мучается от страшных снов, но и от страшных видений, в одном из которых он обнаженный танцует в луже крови. Образ яркий и запоминающийся – не это ли та самая скандальная сцена, которая поставила под угрозу выход сериала? Во всяком случае, так пишут в Сети, а мы знаем, там врать не станут.
И хотя сериал имеет маркировку 18+, а сами создатели предупреждали о наличии сцен секса, будет обидно, если в конечном итоге художественный замысел пострадает, а сериал переносили потому, что его пришлось в спешке перемонтировать.
Итак, возвращаемся к тому, с чего начали. Главное достоинство новой версии в том, что сериал оставляет интригу, несмотря на то что содержание книги известно, но при том не искажает замысел автора, а, напротив, обогащает его. И это здорово.
Особенно любопытно, какими покажут отношения Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. В данный момент герои Янковского и Михайловой еще не встретились. Была ли между ними любовь или их связывало нечто другое? Достоевский не дал точного ответа. Какой будет связь Сони и Родиона в сериале? Посмотрим и узнаем.