Никто не запретит нам наслаждаться мультфильмами в любом возрасте. И это уже давно не guilty pleasure. Мы, миллениалы и зумеры, не находим ничего постыдного в любви к аниме и сериалам «Симпсоны» и «Приключения Рика и Морти». Движущиеся картинки и правда достаточно долгое время ассоциировались исключительно с досугом для детей, но так было не всегда. Более того – первые мультфильмы, как в свое время прототип куклы Барби по имени Лилли (коллекционная фигурка по мотивам эротического комикса), предназначались для взрослой аудитории.
Еще в эпоху немого кино нарисованные от руки короткометражки демонстрировались в так называемых Десятицентовых музеях (Dime museums) – в XIX веке они существовали в Балтиморе, Бостоне, Чикаго, Нью-Йорке и других центрах культурной жизни США. Они представляли собой заведения, предназначенные для воспитания морального облика рабочего класса, в том числе иммигрантов. Однако развлекательная программа заметно отличалась от досуга среднего и высшего класса. Здесь на мероприятиях выступали звезды водевиля, фокусники, артисты цирка и шоу уродов, а также показывали кино и мультфильмы эротического содержания.
Вообще, изначально мультфильмы не делились на категории для детей и взрослых. Изменения произошли в 1922-м, когда была основана Ассоциация кинокомпаний Америки (The Motion Picture Association of America, позднее известная как Motion Pictures Producers and Distributors Association). Именно тогда члены ассоциации установили первые ограничения. До этого в короткометражках часто присутствовали намеки на секс, насилие, употребление алкоголя, табачной продукции и использование ненормативной лексики. И все это началось еще до введения национального стандарта нравственной цензуры кино в США – Кодекса Хейса, вступившего в силу в 1930-м. Уже тогда их маркировали как X-rated и запрещали к показу для широкой аудитории.
Впервые цензуре подвергся короткометражный мультфильм Disney «Алиса решает головоломку» (Alice Solves the Puzzle) 1925 года, откуда вырезали сцену, где таможенный инспектор осматривает лодку персонажа Пита, спрятавшего в пасти пеликана контрафактный виски.
В книге «Запрещенная анимация» Карла Коэна самым ранним порнографическим мультфильмом указан «Закрытое сокровище» Эвереди Хартона, снятый в 1928 году для частной вечеринки в честь Уинзора Маккея. В нем рассказывается о путешествии фаллоса по стране. Тогда ни одна студия в Нью-Йорке не рискнула обрабатывать пленку, поэтому монтировали его где-то на Кубе.
В 1930-е Американская ассоциация кинокомпаний разработала и приняла кодекс Хейса, названный в честь автора и главы организации. Согласно новым правилам, в кино и анимации были запрещены демонстрация наготы, секса, сцены родов, межрасовых отношений, белого рабства, оскорбления по национальности и вероисповеданию, использование ругательств, в том числе слов, имеющих отношения к религии, даже таких как: «боже», «черт», «Иисус».
В связи с этим, например, образ секс-символа 30-х Бетти Буп претерпел изменения – ее платье удлинили, декольте убрали, из светской львицы Бетти превратилась в «одинокую домохозяйку», а позднее и вовсе вся серия была табуирована. Аниматор Шамус Калхейн вспоминал, как руководство Fleischer Studios и Paramount Pictures было шокировано эпизодом Bamboo Isle. Речь о сцене, в которой Бетти Буп топлес танцует гавайский хулу – ее груди закрывало цветочное ожерелье, а на бедрах красовалась травяная юбочка. Вырезать ее тогда не стали, поскольку она была основной, но сам мультфильм вскоре приостановили, хотя художники хотели спасти Бетти, сделав образ менее сексуальным, но в таком виде она просто стала неинтересна зрителю. Были и другие случаи: например, канарейку Твити Пай из Looney Tunes сделали желтой, якобы чтобы никто из цензоров не подумал, что она голая. Правдив слух или нет – так и останется в истории.
С началом Второй мировой войны по госзаказу анимационные студии, в числе которых были Looney Tunes и Disney, выпустили обучающие мультфильмы для новобранцев, в которых показывали, как управлять самолетом, носить камуфляж, использовать винтовку и другие виды оружия. Тогда же появились пропагандистские мультфильмы против нацизма, например «Дональд Дак в стране Натци», «Фотовыставка Боско», «Даффи Коммандос», «Герр встречает зайца». Иронично, что после войны бывший нацистский конструктор, придумавший «Фау-2», Вернер фон Браун, стал работать в NASA и записывать обучающие передачи про космос для Disney. Как видим, анимация выполняла задачи не только развлекательные, но и служила политическим инструментом и предназначалась не только для детей.
И хотя кодекс Хейса в 1968 году отменили, многие табу легли в основу того, что мы сейчас знаем как рейтинговую систему Американской киноассоциации, или MPPA (Motion Picture Association of America). Иными словами, просмотр контента имеет ограничения по возрасту: фильмы категории G (General Audiences) предназначались для любой аудитории, М (Mature) можно смотреть подросткам от 11 до 13 лет, R (Restricted Persons under 16) доступно лицам, не достигшим 16-летнего возраста, которые допускаются на сеанс только в присутствии родителей, и, наконец, X (Adults only) – просмотр лицам до 17 лет запрещен.
Большинство мультфильмов того времени воспевали семейные ценности, что неплохо, ведь они красочные, добрые и неизменно со счастливым концом. Как правило, это классические сюжеты про принцев и принцесс – «Белоснежка» (оскароносная и революционная для своего времени), «Золушка», а позднее – «Красавица и Чудовище», «Русалочка», «Мулан». Однако в 60–70-е аниматорам было уже тесно в рамках таких историй. Им хотелось экспериментировать со стилем, жанрами и самим сюжетом, который отражал бы окружающую их действительность. Тогда же появилось много анимационных студий, и это дало новый виток в развитии взрослой мультипликации.
Нас прежде всего интересуют мультфильмы категории R и X, в которых демонстрировали наготу, секс, насилие, запрещенные вещества и прочие табу. Начнем с того, что параллельно с отменой кодекса Хейса происходили другие социальные изменения. В американском обществе возникли контркультурные движения – битники и хиппи, религия перестала быть моральным компасом для людей, которые теперь черпали мудрость в течениях нью-эйдж, что способствовало процветанию различных сект. В политике американцы тоже разочаровались после военной кампании во Вьетнаме и Уотергейтского скандала. И конечно, художники не могли остаться в стороне – они также стали высказываться на социальные темы, чего ранее не было.
Одним из пионеров взрослой анимации считается Ральф Бакши. Его скандальные «Похождения кота Фрица» (1972) получили рейтинг X и были выпущены в ограниченном прокате за наличие порнографических сцен, но впоследствии мультфильм стал хитом. Главные герои – антропоморфные животные, кот Фриц и его друзья, просто ищут, с кем бы переспать, но попадают в разные передряги. Они крепко ругаются, устраивают оргии, ходят на протесты, употребляют запрещенные вещества. Ничем не напоминает «Коня БоДжека», «Тука и Берти», «Южный парк», «Симпсонов»?
Бакши был первым, кто решился показать жизнь маргиналов. В «Трудном пути» его герой Майкл Корлеоне, сын итальянца и еврейки, влюбляется в афроамериканку Кэролл. Бакши не щадит красок, показывая жизнь в гетто, расовую нетерпимость, сексуальные извращения, разборки мафии, насилие и смерть. А его «Поп Америка» и вовсе получила статус культовой – мультфильм рассказывает о четырех поколениях русско-еврейских эмигрантов на фоне глобальных событий. Само действие начинается с еврейских погромов казаками в Российской империи и убийства раввина, а затем переносится в США, где герои застают Первую и Вторую мировые войны, Великую депрессию, войну во Вьетнаме, расцвет субкультур. И при этом все повествование связано музыкой – от классического джаза до панк-рока.
Можно заметить, что анимационные фильмы Ральфа Бакши похожи на карикатуры и комиксы с элементами эротики и «чернухи». Художник также впервые начал активно применять технику ротоскопирования, совмещая кадры с реальными людьми и анимацией. Достаточно вспомнить его откровенный и провокационный «Параллельный мир» (1992) с Брэдом Питтом, Ким Бейсингер и Гэбриелом Бирном в главных ролях. По сюжету художник Джек попадает в собственный комикс, где встречает девушку мечты – блондинку-нимфоманку Холли Вуд (отсылка к «Голливуд»). Она мечтает переспать с ним, чтобы покинуть мир мультяшек и оказаться в мире людей, однако им мешает другой человек – детектив Фрэнк, ветеран Второй мировой войны, случайно попавший сюда в результате автомобильной аварии. Сам Фрэнк влюблен в другую мультяшку, но отказывает ей в чувствах – ведь иначе равновесие нарушится и оба мира погибнут.
Вслед за Бакши, использовавшим ротоскопирование в своих ранних работах, Роберт Земекис создал почти аналогичный по духу хорни-фильм «Кто подставил кролика Роджера?» (1988), где люди и мультяшки существовали в одном пространстве. Да и как забыть негодование сексапильной Джессики Рэббит, восклицающей: «Я не плохая, просто меня такой нарисовали! Если б вы знали, как тяжело приходится женщине, которая выглядит как я».
Отдельно стоит упомянуть мультфильмы Ральфа Бакши в жанре фэнтези. Многие его работы как бы маскируются под сказку, но по сюжету и визуалу они совсем не предназначены для детей. Его «Волшебники» (1977) на первый взгляд рассказывают о классической борьбе добра и зла, однако на деле противостояние двух братьев-магов поднимает вопросы экологии и стремительного развития технологий, а также осуждается тема нацизма. Полнометражный мультфильм «Властелин колец» – и вовсе находка для поклонников Толкина. И хотя он так и не был завершен, сходство его персонажей с экранизацией Питера Джексона налицо, в особенности образ Голлума, эмоции Фродо и Сэма, появление Гэндальфа. И вишенка на торте – одним из аниматоров «Властелина колец» был молодой Тим Бертон. Он же, кстати, продолжил создавать мрачные готические сказки и черные комедии в духе «Кошмар перед Рождеством», «Труп невесты» и «Франкенвини», которые предназначены скорее для подростков и взрослых, нежели маленьких детей.
При этом Тима Бертона нельзя назвать последователем Бакши: его стиль и сюжеты совсем разные, например, он отдает предпочтение кукольной анимации. Тим Бертон совсем не эксплуатирует секс, зато он довольно смело шутит на тему смерти. При этом, как и его предшественники, он поднимает взрослые темы, прибегая к фэнтези, фантастике и комиксам.
Конечно, нельзя забыть и невероятно красивое и в то же время откровенное фэнтези «Огонь и лед», созданное Бакши с другой суперзвездой «низкого жанра» в анимации – Фрэнком Фразеттой. Этот мультфильм регулярно попадает в подборки «лучших мультфильмов всех времен». Повествование разворачивается в Медном веке, и поэтому обнаженные торсы мужчин и нагота женщин вполне объяснимы, несмотря на то что нижнее белье у них современное. Сюжет сценаристов Джерри Конвея и Роя Томаса прост: правитель цивилизации Льда Некрон похищает Тигру – наследницу империи Огня, однако его планам мешают доблестный воин Ларн и его таинственный спутник Черная Маска. Кстати, визуальное сходство с «Конаном-варваром» и «Зеной – королевой воинов» не случайно – над этими проектами трудились те же самые сценаристы Marvel Comics Джерри Конвей и Рой Томас.
В похожем стиле комиксов сделаны другие «взрослые» мультфильмы, например культовый «Тяжелый металл» (1981) и его сиквел «Тяжелый металл 2000» (1999). Эти графические новеллы получили популярность не только благодаря откровенным эпизодам, но и саундтрекам известных хеви-метал групп. Над мультфильмом трудились такие прославленные иллюстраторы, как Луис Ройо и Хуан Хименес, еще до выхода хита «Безумный Макс» рисовавшие в стиле дизельпанк и в жанре постапокалипсиса. Особенно удачным оказался образ пепельноволосой воительницы Таарны, путешествующей верхом на существе, напоминающем птеродактиля, – точь-в-точь как из графического романа «Арзак» Жана Жиро, более известного под псевдонимом Мебиус. Герои пытаются спасти мир, параллельно достигая нирваны, убивая зомби и прочих монстров, занимаясь сексом и участвуя в революциях.
Взрослая анимация бурно развивалась и в других странах мира. В Европе ярким примером стала «Сатимания» о повседневной жизни в публичном доме и другие эксперименты Загребской школы. Но были и такие сюрреалистические мультфильмы, как получившая в 1973 году специальный приз в Каннах «Дикая планета» Рене Лалу по сценарию сюрреалистов Ролана Топора и Стефана Вуля о контакте землян с гигантской расой высокоразвитых инопланетян. Несмотря на необычную «перекладочную» технику анимации, мультфильм завораживал и одновременно пугал зрителя, погружая его в дискомфортное состояние.
То же можно сказать о работах чешского режиссера-аниматора Яна Шванкмайера, который использовал технику коллажа, кукольное искусство, наивное искусство, фольклорные элементы, африканские и полинезийские маски и фетиши. При этом он часто экспериментировал с жанрами. Его анимационные фильмы «Алиса», «Полено», «Конспираторы наслаждений» и другие полны отсылок к искусству и литературе, а повествование напоминает галлюцинацию. То же можно сказать про относительно новые мультфильмы – черная комедия «Магазинчик самоубийств» и хоррор-фэнтези «Криптополис», которые изобилуют сценами насилия и демонстрации физических уродств.
В Японии также параллельно существовали солнечные аниме в духе Хаяо Миядзаки и провокационные работы с обилием насилия и откровенных сцен. Травмирующим для психики может показаться мультфильм «Мидори» Хироси Харады, в котором осиротевшая 12-летняя девочка оказывается в цирке уродов, где ее подвергают насилию и унижениям. Однако взрослая анимация не ограничивается шок-контентом. Пример тому – мультфильмы «Паприка» Сатоси Кона и «Призрак в доспехах» Мамору Осии, в которых поднимаются темы искусственного интеллекта, природы сновидений, реальности, смысла бытия. При этом там могут присутствовать сцены обнаженного тела (например, когда персонажу делают акупунктуру).
В России взрослая анимация связана с расцветом Интернета. Если раньше аниматоры могли затрагивать скорее экзистенциальные и вечные вопросы, как, например, в короткометражных мультфильмах Юрия Норштейна и Анатолия Петрова, предназначенных скорее для фестивалей, чем для широкого зрителя, то в 90-е и 2000-е появляются веб-сериалы, затрагивающие социальные темы. Например, «Масяня», в котором демонстрируются алкоголь, табачная продукция и хардкорный юмор без политкорректности.
Сегодня рынок анимации фактически монополизирован империями Disney, Pixar и DreamWorks. Именно они задают мировые тренды в жанре анимации. Правда, преимущественно они создают контент, нацеленный на детскую аудиторию. Подчеркнем, что сегодня студии значительно продвинулись в плане сюжета. Мультфильмы для детей также отошли от классических сказок и стали затрагивать более взрослые темы. Взять хотя бы ставший каноном «Шрек», который разоблачил все пародии на сказки. За ним последовали «Корпорация монстров» и, наконец, «Холодное сердце». Дети стали гораздо более вовлеченными в события, которые происходят вокруг. Поэтому в детских мультфильмах невзначай поднимаются темы расовой нетерпимости, разоблачения любви с первого взгляда и поиска собственного предназначения.
Взрослая анимация, напротив, стала чуточку скромнее по сравнению с экспериментами Ральфа Бакши и его коллег. Волна феминизма и политкорректность установили негласные табу касательно демонстрации наготы и шуток про расизм. При этом одним из сериалов-долгожителей остаются «Симпсоны», которые предсказали многие политические изменения в Америке, например победу Дональда Трампа на выборах президента США, пандемию коронавируса. Второй по длительности сериал «Южный парк» также посредством пародии и черного юмора высмеивал жизнь американского обывателя. Здесь есть и туалетный юмор, и расовые шутки, а также ругательства и эротические эпизоды. При этом персонажи-друзья слушают современную музыку и вообще в теме поп-культуры.
Подобный контент для подростков и взрослых показывают на таких каналах, как MTV, Fox, Hulu, Netflix, Cartoon Network с учетом возрастной системы рейтинга. Так, фильмы категории G доступны всем, PG рекомендует присутствие родителей, PG-13 – детям до 13 лет просмотр не желателен, R – лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого, NC-17 – лицам до 18 лет просмотр запрещен.
В последние годы потребности молодой аудитории изменились: зумеры больше заботятся об экологии, более осознанно подходят к питанию, выбору друзей и партнера. Поэтому многие откровенные фильмы и комедии, в которых герои напиваются до упаду, попросту не отражают их ценностей. Взять хотя бы такой некогда популярный у миллениалов веб-сериал Happy Tree Friends, который в России был запрещен Роскомнадзором в 2008 году за пропаганду культа насилия и жестокости – сейчас он попросту не вызвал бы никакого вау-эффекта. При этом такие мультсериалы, как «Время приключений», «Рик и Морти» и «Футурама», поднимающие темы экологии, науки, технологий и искусственного интеллекта, одинаково успешны и среди зуммеров, и среди миллениалов. Последние анимационные мультфильмы, такие как «Персеполис» Маржан Сатрапи и Венсан Паронно, «Вальс с Баширом» «Кот Раввина» и «Конгресс» Ари Фольмана, также затрагивают темы войн и политики, расовой нетерпимости и одиночества в современном мире.