Кирилл Рейв (Kirill Rave) – один из самых ярких и узнаваемых фиджитал-художников России, резидент VS Gallery, член Международного союза педагогов-художников, номинант 1-й Московской Арт Премии, участник биеннале в Германии, Испании и России.
С 1 августа по 8 сентября в парке «Зарядье» можно было увидеть его аудиовизуальную девятиметровую инсталляцию на тему космоса. Также с 29 августа по 27 ноября на «Хлебзаводе №9» в рамках выставочного проекта «Искусственное» представлены его работы. Прямо сейчас и вплоть до 2 декабря его работы можно увидеть в Русском музее, а также с 25 сентября – в Национальном музее Пекина.
В интервью PEOPLETALK Кирилл Рейв рассказал о трендах в фиджитал-искусстве, основных темах своих произведений, а также объяснил, чем отличается цифровое искусство от работ, созданных нейросетью.
Для хронологии. Профессия ваших родителей также связана с искусством? Был какой-то случай или момент, когда вы осознали, что это именно тот путь, который суждено пройти?
В «суждено» я не верю, рисую практически с рождения, никогда не прекращал, менял только способ самовыражения. Художник – это не магия, а профессия, уникальный «путь самурая» и очень много труда, как в создании бренда или бизнеса, где 5–10 лет – это только начало.
У моей мамы есть художественное академическое образование, она кандидат педагогических наук, профессия папы связана со строительством. Одно время меня забавляло, что строитель + художник = архитектор. Сейчас это не кажется интересным совпадением, поскольку я склоняюсь больше к художественным практикам, нежели к дизайну.
Как отличить произведение цифрового художника от арт-объекта, сгенерированного искусственным интеллектом?
Генерация с помощью искусственного интеллекта может быть произведением цифрового художника, если содержит авторский подход, а не промт (так называют вопрос, ключевые слова или инструкцию, по которым нейросеть генерирует результат. – Прим. ред.) из одного простого слова, например. В данном случае результатом будет среднее арифметическое из базы нейросети. Случайный результат, а не осознанный итог многолетней практики.
Какие на данный момент тренды в цифровом искусстве? И часто ли вы следуете им?
Использование искусственного интеллекта сейчас явный тренд, видео набирает обороты. Если я не вижу, как использовать технологию для развития собственной стилистики, я ее не использую. В инструментах и стартапах легко заблудиться, тем более что все это может быстро исчезнуть, как Clubhouse или пейджер.
Судя по вашим работам, затрагивающим космос, палеонтологию и микологию, вы досконально погружаетесь в тему. Как происходит обычный творческий процесс? Какие книги (возможно, энциклопедии, научную фантастику) вы читаете?
Больше всего меня вдохновляет поглощение визуальной информации: документальное кино и путешествия. Иногда внезапные встречи с экспертами, они подсказывают мне наиболее интересные источники. Философию читаю редко, из фантастики мне нравятся книги Виктора Пелевина, думаю, что это база. Мне кажется особенно важным даже не то, что ты читаешь, а то, какие мысли при этом приходят в голову.
Ваши работы часто говорят о будущем. В вашем представлении оно скорее оптимистическое или мрачное? Если (как вы писали в одном из постов) мы все окажемся в облаке («перейдем из углерода в кремний»), то что будет – человечество изменится или мы изменим цифровую среду?
Сейчас я думаю, что мы не все окажемся в цифровых облаках. Будущее в моем представлении частично оптимистическое, частично мрачное. Рай или разруха не наступят никогда. Кто-то всегда приспособится к любым условиям, а кто-то совсем нет. От личного восприятия и будет зависеть, какое именно будущее наступило.
Можете вспомнить самую неоднозначную реакцию посетителей на ваши произведения?
Реакцию я не вспомню, но встретить у моих работ про космос астронома, а у работ про религию священника – это мощно. Лично мне хватило, чтобы на время забыть, кто я и где я.
Вы говорили, что нейросети – это инструмент в работе художника. Поскольку с технологиями сейчас экспериментирует каждый второй, как отличить медиахудожника (в частности, фиджитал-) от других? Какие трудности и преимущества работы с нейросетями вы выделяете для себя?
Самое сложное в работе с нейросетями – уйти от стандартных эффектов как можно дальше. Все остальное надоест очень быстро и тебе, и окружающим. Скорее всего, эти работы не пройдут экспертизу временем и отправятся в помойное ведро.
Многие художники очень серьезно относятся к своим произведениям и критикуют тех, кто превращает искусство в предмет интерьера. Скажите, а лично вас раздражает, если, условно говоря, из чашки с репродукцией ваших картин будут пить чай или кофе?
Если я захочу выпустить нечто подобное, то сделаю все, чтобы с выпитым кофе ваш разум провалится сквозь дно этой кружки и вы ощутили то, что никогда не забудете. Что касается моих работ, куда конкретно коллекционер повесит произведение – меня не касается, если только он не захочет узнать мое мнение. Я считаю, нужно уважать друг друга.
Чем отличается творчество в аудиовизуальном дуэте Broken Composers с Виталием Ю и ваше собственное? Затрагиваете какие-то другие темы? Пересекаются ли ваша музыка и искусство?
Проект Broken Composers появился потому, что мне нужна была музыка для моих работ. Далее он пошел своим путем: в нем использованы такие медиумы, как перформанс, световая городская инсталляция и так далее. Я как художник создаю галерейные и музейные работы. Иной масштаб и задачи, но смыслы пересекаются. Основой инсталляции Broken Composers «PSR J1032-5804» для фестиваля «Город света» в «Зарядье» послужили два элемента: глитч с оптическими иллюзиями и обнаруженный в этом году таинственный сигнал из космоса, структура которого легла в основу звука инсталляции. Таким образом, получился вход в другую реальность. В нашем проекте представлены масштабные инсталляции на тему стихий и помешательств.
Интересно ли вам сотрудничество с такими сферами, как реклама, кино, гейминдустрия, мода? Если бы вы создали виртуального персонажа (из видеоигры), то каким он был бы (обратила внимание, что у вас чаще абстракции, чем персонажи)?
Я сотрудничаю со всеми, кому интересен мой авторский стиль и подчерк, все остальное может сделать нейросеть. У меня есть аватары – говорящие головы и фигуры во весь рост. Они часто существуют отдельно от среды, но, думаю, это скоро изменится.
В сентябре нас ждут выставки в Русском музее и Национальном музее Пекина. Расскажите, какой идеей объединены ваши работы?
Общей идеи для этих работ нет, это разные коллекции на разные темы. Мне очень важно создавать многообразие тем в рамках авторской стилистики. Чем богаче стиль художника – тем лучше.
Есть ли у вас произведение, которое вы не продали бы коллекционеру? Скажем, отдали бы в дар музею или просто демонстрировали на выставках.
Была бы моя воля, я бы вообще ничего не продавал. Жил бы на донаты! (Улыбается.)