«Так красиво о любви поет разве что Земфира», – мои первые слова после того, как я услышала песню «Шторм» юного исполнителя R.A.SVET. Наткнулась на него я совершенно случайно (спасибо приятельнице, которая выложила Stories с подписью: «@$%#&, это очень круто!»), перешла на профиль и сразу же влюбилась в его творчество (ну и в него самого, конечно).
Его музыка – именно то, чего так сильно не хватает современной индустрии. Все, что он делает, – честно, сильно и очень откровенно. А сам Рам (настоящее имя исполнителя) яркий, безумно талантливый и невероятно живой. Поэтому я сразу решила, что нужно делать интервью. И вот, в день его первого большого концерта мы сидим в столичном кафе и говорим о музыке, творчестве и вдохновении.
Нашего 19-летнего героя интервью зовут Рамазан Ахмедов, родился он в Дагестане, прожил там три года, а потом вместе с семьей переехал в Москву. «Жили вообще везде, где только можно было, стабильности у меня не было. За все время я сменил пять школ», – делится Рам.
О родителях говорит с невероятно искренней любовью, а маму называет своим ангелом-хранителем. «Они делали все для того, чтобы мне было хорошо. У нас был туалет на улице, а мой папа повесил красивые огни на него. Мне тогда казалось, что мы в раю живем, хотя денег не было совсем». К слову, именно с семьи и началось его увлечение музыкой. «До моего рождения мама была одной из лучших гитаристок, играла на клавишах и даже окончила музыкальное училище с красным дипломом. Потом, как только я родился, я упал на ее гитару, и все закончилось. Это ирония судьбы какая-то. (Смеется.) У нас дома, кстати, всегда играла музыка. Я слушал Виктора Цоя и Стинга. Ни в какие музыкальные школы не ходил. До сих пор помню, как в восьмом классе муж мамы вернулся из Австралии и привез гитару, я тогда попробовал сыграть «Пачку сигарет» Цоя – посмотрел видео на YouTube, и у меня получилось, представляешь! Потом я выходил на Никольскую, пел там песни, читал стихи и даже танцевал брейк-данс. А в 11-м классе купил первую гитару на «Авито».
Правда, появление R.A.SVET и сильное желание уйти в музыку случилось немного позже, а если точнее, то на первом курсе Школы-студии МХАТ. Да, сначала Рам хотел быть актером: «В 10-м классе мои учителя начали замечать, что у меня есть какие-то актерские способности, и стали предлагать мне участвовать в постановках. Мы делали спектакль «10 дней, которые потрясли мир», я там играл Керенского. И мне так понравилось! А когда была премьера, мне казалось, что мир остановился. Вроде ничего не произошло, а внутри просто бушует все. Тогда я решил, что буду актером. За месяц до поступления. (Смеется.) И везде прошел!»
В итоге Рам выбрал мастерскую Брусникина в Школе-студии МХАТ, правда, говорит, что немного разочаровался: «Я пришел туда с наивными мечтами, что здесь моя новая семья, а потом все стало как-то вязко. Конечно, в Школе-студии много крутых вещей, но большой риск уйти в актерский пафос и сопутствующий ему образ жизни. В общем, никакой семьи там не было. Я приходил весь светящийся, а мне не верили. Я проучился полтора года и уже мечтал, чтобы меня отчислили. Я чувствовал, как начинаю прогибаться под эту систему. Именно тогда я начал песни писать, это было моим спасением».
Сейчас он перевелся в МГПУ в мастерскую к Карэну Бадалову, но большую часть времени уделяет музыке. Хотя и актерскую карьеру не забрасывает. «Летом я поеду сниматься в фильме Яны Скопиной про 80-е «Скоро кончится лето». Я там буду играть солиста панк-группы».
Псевдоним у Рама тоже очень романтичный, под стать сценическому образу. Поэтому мне было очень интересно, что же за ним скрывается, ответ по-настоящему удивил: «Изначально у меня был псевдоним RAMSUN, то есть «Рам солнце». Просто я не могу без солнца жить. А вообще, R.A.SVET имеет сразу несколько значений: во-первых, Ра – это бог солнца, переводится как первоначальный свет. Во-вторых, R.A. – мои инициалы, и у многих я ассоциируюсь со светом. Ну а в-третьих, рассвет – это время, когда приходят самые лучшие песни и стихотворения или когда вы всю ночь гуляли, а наутро поцеловались. Я хотел найти такое слово, которое будет значимо для всех. Рассвет – это то, что объединяет всех, это то, что любят все. Все лучшие моменты происходят на рассвете. В нем сгорает любовь».
Кстати, о любви. Девушки у юного хартбрейкера нет, но зато есть объяснение почему. Говорит, в долгих отношениях перегорает, а стабильность мешает творчеству. «Мне сложно быть в отношениях сейчас, я пробовал. Когда я останавливаюсь на одном человеке, я перестаю писать песни. Это такая зона комфорта. В 19 лет рано оставаться в ней». А вот вдохновение Рам ищет в людях. «Это самый главный поток вдохновения. Чувствовать любовь к разным людям – это круто, потому что ты влюблен во всех. Бывает, даже встретишься с кем-то просто так, без продолжения, придешь домой и напишешь песню обо всем, что чувствуешь. Когда я пишу песни, у меня не существует никакого мира».
Тут разговор, конечно, зашел о любимых исполнителях. «В последнее время я слушаю RYX, Doors, Эда Ширана, Zoloto. Очень нравятся Сироткин, группа «Пятница», L’One, Иван Дорн. Из рэпа люблю Хаски, Скриптонита – это очень красиво сделано, а главное – с душой». И поскольку мы живем в эпоху рэпа, я не могла не спросить об отношении к главным представителям индустрии. «Мне кажется, многие работают на коммерцию. Я вот не уверен, что внутри они действительно так чувствуют. Тот же Слава Марлоу делает гениальные вещи, но мне кажется, что внутри он намного тоньше, чем на «продакшене». Я жду, когда они с Моргенштерном выпустят акустический альбом. Без шуток, что-нибудь про себя, а не про то, что они купят. Единственная проблема в том, что их песни слушают и поют дети, и есть не очень правильные тексты, а ведь это формирует молодое поколение».
И действительно, в то время как рэперы гонятся за славой, деньгами и другими сопутствующими атрибутами индустрии, Рам пишет песни, носит винтажные шмотки и говорит, что бесплатные концерты – самые крутые. «Мне все пытаются дать какие-то нравоучения и посоветовать, что мне делать со своей жизнью. А я никуда не спешу, у меня еще будет время. Я вообще люблю растягивать. Это как секс! Вот представь: ты знакомишься с девушкой, и вы с ней в первый день переспали, так ведь неинтересно. То же самое и с музыкой. Да и вообще, я люблю камерность, люблю, когда меня никто не знает, когда есть кого «захватить». И я не про масштабы, я про людей. Кто-то сказал очень хорошую фразу: «Вселенная дает тебе то, что необходимо, только тогда, когда ты к этому готов».
Рам не гонится за хайпом и популярностью, и именно это делает его творчество очень честным и настоящим, а от всех песен бегут мурашки по коже. Первый студийный альбом, кстати, вышел всего неделю назад, а поклонники уже знают наизусть почти все слова. Как Рам пишет будущие хиты – отдельная история. «Я никогда не вынашиваю песни, не мучаю слова, не редактирую их. Это первичное, если я так написал, значит, так и останется. Вот, например, «Шторм» я сочинил, когда мы с курсом поехали за город на карантине. Тогда я узнал, что мои однокурсники изменяют своим девушкам, и я представил себя на месте тех, кого обманули.
Так родилась эта песня. «Оставь меня в покое» я придумал, когда сидел на служебной лестнице и думал, чего хочу от жизни. «Актриса» – про мою профессию, «Двум влюбленным дуракам» – про наивную и чистую любовь, а вот «Просыпайся, любимая» была вообще вдохновлена песней Creep. Но самая кайфовая песня – «Рассвет». Я сидел с укулеле в пять утра в Геленджике. Хотел взять один аккорд, а получился другой, и он мне так понравился, что я даже «залип»». Кстати, эту песню Рам исполнил нам после интервью, и, пока он пел, прохожие останавливались, чтобы послушать.
Планы на будущее у молодого исполнителя тоже грандиозные. «Это мечты наивного мальчика, но я хочу собственное комьюнити. Не лейбл, а именно свое комьюнити, чтобы там были те, кто мне нравится. У меня будут съемки фильма «Скоро кончится лето», а потом меня позвали в сериал «Элен и ребята». Еще хочу в Саратове сделать фестиваль «Вудсток», чтобы все были одеты как хиппи и утром ходили встречать рассвет. Ну и конечно, собрать 1000 людей на концерте! А вообще, хочу коллабить с другими исполнителями, общаться с интересными людьми, учиться чему-то новому, слушать песни талантливых артистов. Мне есть чему поучиться, я еще много чего не знаю в силу возраста».
На этих словах заканчивается наше двухчасовое интервью. Рам сразу же убегает готовиться к концерту, а я сижу под впечатлением и задаю единственный вопрос Кате Добряковой: «Как вы его нашли?» К слову, именно она разослала его песни всем знакомым из музыкальной индустрии и помогла пробиться. «Когда я услышала Рама, у меня практически остановилось сердце. Я много кого знаю в индустрии, поэтому решила помочь ему ускорить процесс процветания. Первый человек, которому я прислала видео, был Юра Усачев. Он через час прислал аранжировку на это же видео и спросил, где я его нашла. А я говорю: «Да просто повезло». Потом Мише Козыреву, он тоже послушал и позвал в свою программу на «Дожде». Затем я отправила Боре Барабанову, он его позвал выступить со своей песней в «Мумий Тролль Бар» на шоу-кейс. Там был и Миша Козырев, и вообще вся индустрия.
Боря тогда представил Рама как уличного певца, которого он только что зацепил на Арбате, а ему самому сказал: «У тебя есть один шанс». Рам выходит и начинает играть песню «Шторм». С первых аккордов все достали телефоны и начали снимать сцену. Это был момент, когда вышел артист со своим миром и «месседжем». Тогда было все понятно. Козырев сказал, что он – алмаз».
Такой мастодонт музыкальной индустрии, как Михаил Козырев ошибается редко! Ну а мы желаем «Рассвету» сиять долго и очень ярко!