25 апреля в Dolby Theatre состоится церемония вручения «Оскара» – главной премии в мире кино. И мы уже знаем номинантов, претендующих в этом году на награду в главной категории – «Лучший фильм». Наш колумнист Элен Акопян, креативный продюсер, директор по маркетингу кинотеатра «Москва» и эксперт в области кино и кинопроката, рассказывает о них.
«Отец»
Комедийная драма Флориана Зеллера (для него это полнометражный дебют), снятая по его же одноименной пьесе, с сильным актерским составом – Энтони Хопкинсом, Оливией Колман, Оливией Уильямс и Марком Гэтиссом. В центре сюжета – одинокий 80-летний мужчина, путающийся в пространстве и именах, но утверждающий, что помощь ему не нужна. С этим, правда, не согласна его дочь, которая берется за поиск сиделки.
Фильм, кстати, уже отметили на кинофестивале в Сан-Себастьяне – он получил «Приз зрительских симпатий за лучший фильм», а еще был номинирован на «Золотой глобус» в категориях «Лучший драматический фильм», «Лучшая мужская драматическая роль», «Лучшая женская роль второго плана» и «Лучший сценарий», но уступил другим претендентам. Теперь «Отца» ждет гонка за «Оскар», и сразу в шести номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая работа художника» и «Лучший монтаж».
«Иуда и черный мессия»
Биографическая драма Шака Кинга («Кайф с доставкой», «Выскочка») с Лакитом Стэнфилдом и Дэниелом Калуя в главных ролях. Тяжелая, но стоящая внимания история, события которой разворачиваются в Чикаго 1968-го: мелкий жулик занимается воровством, прикидываясь агентом ФБР и предъявляя фальшивый жетон, пока однажды не попадается настоящему агенту и встает перед выбором между тюрьмой и работой информатором. В тюрьму главный герой, конечно, не хочет, поэтому внедряется в ряды «Черных пантер» (леворадикальная организация темнокожих).
Фильм снят по мотивам реальных событий и особенно актуален на фоне только недавно прошедших в Америке протестов #BlackLivesMatter. За мощную драму на экране и современную повестку шесть номинаций на «Оскар»: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана» (в ней представлены оба актера), «Лучший сценарий», «Лучшая работа оператора» и «Лучшая песня».
«Манк»
Видео содержит сцены потребления табака. Курение вредит вашему здоровью!
Биографическая драма Дэвида Финчера, снятая по сценарию его отца, о Германе Манкевиче, который в 1942-м разделил с Орсоном Уэллсом «Оскар» за сценарий к «Гражданину Кейну» (фильм до сих пор считается одним из шедевров кинематографа), об американской киноиндустрии в целом и лицемерии медиа и власти. Помимо именитого режиссера у «Манка» еще и хороший актерский состав: главные роли исполнили Гэри Олдмен, Аманда Сейфрид, Лили Коллинз, Том Пелфри и Арлисс Ховард.
Вообще, это красивая черно-белая история о Голливуде 1930-х, смотреть которую без исторической справки, правда, будет тяжеловато. Поэтому, возможно, Дэвид Финчер и выбрал Netflix вместо мирового проката – так есть возможность избавиться от ориентации на кассовые сборы и сделать фильм глубже и тоньше, рассчитывая на зрительскую осведомленность.
Всего на предстоящем «Оскаре» «Манк» получил 10 номинаций: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший режиссер», «Лучшая работа оператора», «Лучшая работа художника», «Лучшие костюмы», «Лучший звук», «Лучший грим и прически» и «Лучший саундтрек». На «Золотом глобусе» у картины, кстати, было шесть категорий, но победителем «Манк» не стал ни в одной.
«Минари»
Корейцы продолжают покорять Голливуд, и, судя по успеху «Паразитов» на прошлогоднем «Оскаре», их недооценивать не стоит. «Минари» – отчасти автобиографическая драма Ли Айзека Чуна («День освобождения», «Жизнь удалась») по его же сценарию о молодой корейской семье, переехавшей в американскую глубинку с «американской мечтой». Но фильм не столько о том, каково это – иммигрировать в чужую страну и учиться жить в ней, сколько о том, что такое семья и как она открывает в нас все самое лучшее.
На кинофестивале «Сандэнс» картина, кстати, взяла «Гран-при» и «Приз зрительских симпатий», а на «Золотом глобусе» была признана «Лучшим фильмом на иностранном языке». Неудивительно, что на «Оскаре» «Минари» представлена сразу в шести номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучший саундтрек».
«Земля кочевников»
Видео содержит сцены потребления табака. Курение вредит вашему здоровью!
«Лучший драматический фильм» и «Лучший режиссер» (Хлоя Чжао) по итогам «Золотого глобуса», еще раньше получивший и «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Для «Оскара» у этого фильма есть все составляющие: талантливый режиссер, сильный актерский состав в лице главной героини и любимицы Академии Фрэнсис МакДорманд и классический для американского кинематографа жанр роуд-муви.
В центре сюжета «Земли» – 60-летняя Ферн, оставшаяся без работы и дома после закрытия единственной фабрики в городе, погрузившая все нажитое в фургон и ставшая одной из племени современных кочевников, путешествующих от штата к штату в поисках сезонного заработка. Динамики от фильма ждать не стоит, а вот картин настоящей Америки и очень красивых сцен – еще как.
На «Оскар» картина Хлои Чжао претендует в шести категориях: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая работа оператора» и «Лучший монтаж».
«Девушка, подающая надежды»
Криминальный триллер Эмиральд Феннел (это ее полнометражный дебют) с Кэри Маллиган в роли яркой блондинки, которая охотится на похотливых мужчин, желая отомстить за погибшую в студенческие годы подругу. И этот фильм – не просто грамотно выстроенный триллер и переосмысление жанра rape and revenge («месть за изнасилование»), а громкое высказывание о феминизме и равноправии. Чем не история для «Оскара»? На него картина, кстати, претендует в пяти категориях: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучший монтаж».
«Звук металла»
Риз Ахмед и Оливия Кук в музыкальной драме от сценариста «Места под соснами» Дариуса Мардера, для которого «Звук» стал первой полнометражной режиссерской работой. В центре сюжета – барабанщик, бывший наркоман, теперь повернутый на здоровом образе жизни, который во время выступления начинает терять слух. Чтобы найти себя в мире тишины и научиться быть глухим, он селится в центре помощи, где ему предстоит пройти все стадии принятия болезни. И зрителям вместе с ним.
До «Оскара» громких номинаций у фильма не было (разве что «Лучшая мужская драматическая роль» на «Золотом глобусе»), зато Академия выделила его сразу в шести категориях: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший сценарий», «Лучший звук» и «Лучший монтаж».
«Суд над чикагской семеркой»
Действие биографической драмы Аарона Соркина («Большая игра») разворачивается в Чикаго 1968-го, где демонстрация против войны во Вьетнаме вылилась в стычки с полицией, а семерых участников беспорядков обвинили в заговоре против американского правительства. Историю для экранизации практически не переписывали, более того – в фильм вставлены документальные хроники тех дней, но это не делает его скучным – события часто выходят за пределы суда, раскрывают каждого участника процесса и не зацикливаются на одних только исторических фактах. Бонусом – отличный актерский состав: Марк Райлэнс, Саша Барон Коэн, Эдди Рэдмейн, Фрэнк Ланджелла, Джозеф Гордон-Левитт, Джереми Стронг, Майкл Китон и многие другие.
На «Золотом глобусе» «Суд», кстати, стал победителем в категории «Лучший сценарий», а вот в других номинациях («Лучший драматический фильм», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший режиссер» и «Лучшая песня») удачи не снискал. Хотя, возможно, все еще впереди – на «Оскаре» у картины шесть номинаций: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший сценарий», «Лучшая работа оператора», «Лучший монтаж» и «Лучшая песня».