#Вспомнить все #СТИЛЬ ЖИЗНИ

От флешмобов до главной площадки для блогеров: вспоминаем историю «ВКонтакте» в лицах

«Путь в тысячу ли начинается с одного шага» – это доказывает история «ВКонтакте», главной российской соцсети. За почти 18 лет платформа сильно трансформировалась, но неизменным осталось одно – вовлеченность пользователей. Мир не стоит на месте, и аудитория также ищет новые способы коммуникации. Если раньше мы ликовали от скорости обмена сообщениями и мемами, то сегодня нам хочется делиться рилсами и аудиосообщениями.

«ВКонтакте» уже давно больше чем просто соцсеть: в ее экосистеме более 200 различных проектов от приложений для онлайн-знакомств и игр до инструментов ведения бизнеса. Благодаря системе монетизации и таргетированной рекламе появилось еще больше возможностей для продвижения своего продукта, в том числе для блогеров.

С самого начала существования «ВКонтакте» была и остается кузницей талантов, которые находят здесь своих первых поклонников.

Составили таймлайн о главных вехах развития крупнейшей российской социальной сети «ВКонтакте», а также ее самых ярких звездах.


Аккурат в день рождения создателя Павла Дурова, которому тогда исполнилось 22 года, впервые официально заработала соцсеть «ВКонтакте». Первыми пользователями стали студенты с форума СПбГУ, который ранее также создал Дуров вместе со своим братом Николаем. Но уже в конце ноября доступ стал открытым для всех. Тогда же на домене vkontakte.ru поимо функций расширенного поиска, профиля с указанием школы, вуза, места работы, личных сообщений и фотоальбомов появились первые сообщества, встречи и заметки. Благодаря масштабной рекламе проект стал на слуху – и к концу года в нем зарегистрировалось более 50 тысяч человек.

Уже в первый год «ВКонтакте» обошел по трафику другую соцсеть, «Одноклассники», которая была запущена на полгода раньше. И хотя по количеству подписчиков она уступала своему конкуренту (3 миллиона пользователей против 4 миллионов), сайт стремительно набирал обороты, заняв второе место в Рунете (уступив лишь развлекательному сайту Bash.im). 

В этот период «ВКонтакте» становится уже не только местом для общения. Во-первых, в отличие от зарубежных и отечественных аналогов интерфейс «ВКонтакте» открывается не с ленты новостей друзей, а с личной страницы, мотивируя пользователя загружать больше данных о себе и создавать идеальный образ себя. Во-вторых, внутри соцсети любой пользователь получает неограниченный доступ к фильмам и музыке – все благодаря новому разделу «Видео» и «Аудиозаписи». Это значительно увеличило трафик сайта – по вечерам пользователи просматривали более 12 тысяч страниц в секунду. Такими показателями в Рунете не мог похвастаться никто. Также в июле 2007 года 24,99 % акций впервые продали фонду Digital Sky Technologies, которому на тот момент уже принадлежали сервисы Mail.ru. Позднее фонд разделил бизнес на компании Mail.ru Group и DST Global.

Уже в первый год существования «ВКонтакте» Павлу Дурову поступали предложения об инвестировании со стороны российских и зарубежных бизнесменов, но он отклонял их, поскольку не хотел, чтобы сайт существовал исключительно за счет рекламы. В этот период он все-таки решил добавить несколько платных функций, чтобы поддержать работу сайта. Тогда впервые были введены монетизация и система рейтинга (ныне отсутствует). Появилась возможность отправлять друг другу «подарки» за «голоса», купленные за реальные деньги. Впервые появилось приложение «Игры», среди которых легендарной стала игра «Счастливый фермер», где пользователи ухаживали за виртуальными грядками. Весной в социальной сети появилась небольшая пасхалка – советский интерфейс «ВСоюзе». В конце октября 2008 года состоялся публичный запуск API «ВКонтакте», который ознаменовал эпоху технологической открытости. В марте 2009-го в соцсети зарегистрировалось более 30 миллионов человек. Тогда же сайт «переехал» на новый домен и стал vk.com вместо vkontakte.ru. К концу года сайт был переведен на 50 языков.

До 20 октября 2010 года главная страница во «ВКонтакте» напоминала анкету: под личной информацией была стена, на которой каждый желающий мог оставить сообщение и нарисовать граффити. Павел Дуров изменил дизайн сайта и ввел режим микроблога, однако не все пользователи это оценили и даже устроили флешмоб под лозунгом «Дуров, верни стену!», впоследствии ставший мемом. Но он остался непреклонен, заверяя, что в долгосрочной перспективе люди оценят его нововведение. С тех пор в профиле пользователя отражаются личные записи. Но это не единственное событие: команда «ВКонтакте» переехала в историческое здание Санкт-Петербурга – Дом Зингера. Тогда же у компании появился неофициальный маскот – собака Спотти с небольшим шрамом на ухе, которую Павел Дуров нарисовал на благотворительном аукционе. В итоге в конце года соцсеть побила очередной рекорд, перешагнув отметку в 21 миллион активных пользователей.

Следующей стадией развития для «ВКонтакте» стало появление мобильного приложения в 2011 году, а в октябре 2012-го появилось обновление VK App для iOS, в июне – для Android. Летом 2011-го заработала команда поддержки, агенты которой отвечали на любые вопросы пользователей. В этот же период соцсеть по запросу правообладателей начала удалять музыкальные треки, но пользователи и тогда нашли выход – стали попросту переименовывать композиции. Например, Тейлор Свифт стала Тамарой Свитер, а Nirvana можно было найти как Мир Ванны. Ненадолго это помогло, но позже алгоритмы стали вычислять и удалять треки по звуковому оттиску. Кроме того, среди новых функций были добавлены хештеги и групповые чаты. Весной 2011 года Mail.ru Group снова приобрела акции компании. 16 июля 2012-го прошел чемпионат по программированию VK Cup. На соревнование зарегистрировались 6 000 участников из 90 стран и 750 городов. В разные годы его финалистами становились 14 чемпионов мира по спортивному программированию. Сейчас VK Cup – один из самых заметных турниров в России.

В мае 2013-го «ВКонтакте» перешел на собственный компилируемый язык программирования KPHP, благодаря которому скорость загрузки страниц увеличилась в два раза. В следующем году компания выложила KPHP open source, предоставив свободный доступ всем сторонним разработчикам. 10 сентября «ВКонтакте» установила новый рекорд посещаемости: 50 миллионов человек в сутки. В марте 2014-го в соцсети появились стикеры, а в июне разработчики усилили безопасность, введя двухфакторную аутентификацию.

В апреле 2013 года сооснователи «ВКонтакте» Вячеслав Мирилашвили и Лев Левиев продали свои 48 % акций инвестиционному фонду United Capital Partners. При этом доля Mail.ru Group на тот момент уже составляла 39,99 %. 24 января 2014 года Павел Дуров продает свою долю (12 %) в компании инвестору Ивану Таврину, которую 16 сентября у него перекупает Mail.Ru Group, став единственным владельцем соцсети. В конце 2014 года ежемесячная аудитория выросла до 60 миллионов.

18–19 июля 2015 года в Санкт-Петербурге впервые проходит «Фестиваль ВКонтакте». Более 50 тысяч пользователей соцсети смогли не только встретиться друг с другом офлайн, но и послушать выступления популярных музыкантов. Мероприятие оказалось настолько успешным, что его стали проводить ежегодно, переименовав во всем знакомый open-air VK Fest. За все время в рамках музыкального фестиваля на сцене выступали не только музыканты, но и блогеры. Среди героев: «Звери», The Hatters, «Иванушки International», Ольга Бузова, Сергей Жуков, Баста, Дима Билан, Клава Кока, Instasamka, Macan, HammAli & Navai, Люся Чеботина, Mia Boyka, Шура, Ева Польна, OG Buda и другие. VK Fest стал для молодых и амбициозных артистов площадкой, позволившей заявить о себе. Более того – в российской соцсети стали регистрироваться иностранные знаменитости, такие как Джаред Лето, Том Круз, Кевин Спейси, Шакира и Моби. Правда, некоторые из них отказались от страничек в пользу сообществ.

1 апреля 2016 года соцсеть обновила дизайн сайта и приложений, сделав их более понятными и узнаваемыми для широкой аудитории. Уже 9 июня появилась умная лента, отражающая интересные записи выше остальных. В конце сентября появилась возможность отправлять голосовые сообщения. 29 декабря 2016 года во «ВКонтакте» появились истории – короткие публикации фото и видео, которыми можно делиться в друзьями в отельном блоке (не на странице) на 24 часа. Спустя два года эта функция станет доступной и для сообществ. 12 апреля 2017 года добавилась возможность из приложения VK Play Live вести прямые трансляции – блогеры стали активно записывать стримы и вести репортажи. 28 апреля 2018 года пользователи смогли отправлять защищенные голосовые и видеозвонки, а спустя два года – устраивать групповые звонки, количество участников в которых пока ограничено восемью. Для удобства пользователей «ВКонтакте» запустила в 2018 году платформу встраиваемых сервисов VK Mini Apps, чтобы все приложения находились внутри соцсети. Таким образом, человек внутри соцсети мог заказать различные услуги, а алгоритмы могли лучше считывать его поведение и потребности. Тогда же был введен сервис VK Pay, позволивший оплачивать покупки. Все это значительно помогло бизнесу найти свою целевую аудиторию.

2020 год стартовал с открытия нового офиса «ВКонтакте» в бизнес-центре «У Красного моста» в Санкт-Петербурге. Из-за пандемии коронавируса VK Fest впервые прошел в онлайн-формате: его посмотрел 41 миллион человек. 4 июня в соцсети появился сервис коротких видео «VK Клипы» с бесконечной лентой роликов. В том же месяце введена система донатов VK Donut (с комиссией 5 %), благодаря которой подписчики сообщества могли финансово поддерживать авторов. Также разработчики представили проект VK ID – единый аккаунт для входа в сервисы VK. В 2021-м соцсеть добавила в приложение голосового помощника Марусю, которая помогает включать любимые песни и подкасты. В августе открылся третий штаб «ВКонтакте» в Петербурге – рядом с Исаакиевским собором. Сервисом «VK Видео» ежедневно пользуется свыше 40 миллионов человек.

В октябре 2021-го IT-компания Mail.ru Group сменила название на VK, ставшее единым брендом компании. Главой холдинга становится Владимир Кириенко, бывший первый вице-президент «Ростелекома». VK стремительно масштабируется за счет покупки целых компаний или их долей, например Skillbox, «Яндекс Дзен» и «Яндекс Новости». В 2022 году корпорация VK запускает развлекательные и образовательные сервисы, например, VK Play и «Сферум». При этом в соцсети появляются новые приложения – «VK Звонки» и «VK Мессенджер», а в феврале 2022-го – лента трендов «Актуальное», основанная на нейросети.

В конце мая «VK Видео» запустила линейку эксклюзивного контента «VK Видео» Originals. «VK Видео» провела премьеры развлекательных шоу Medium Quality, а также мини-сериалов от французской компании Studio+, популярных корейских дорам. Разработчики представили приложение «VK Знакомства». В 2023-м VK Fest расширил свою географию: кроме Санкт-Петербурга, Москвы и «Сириуса» (Сочи) он прошел во Владивостоке и Новосибирске. В июле число предпринимателей, ведущих бизнес во «ВКонтакте», выросло на 25 %. Благодаря нейросети алгоритмы защищают пользователей от оскорбительного контента.

«ВКонтакте» стала мультимедийной платформой, приток аудитории которой стремительно растет. В 2023 году число пользователей в России выросло на 12 % по сравнению с 2022 годом – до 84,6 миллионов. В 2024-м аудитория «ВКонтакте» составляет уже 90 миллионов пользователей в месяц. В основном возраст пользователей варьируется от 25 до 44 лет.


Строго говоря, эпоха «ВКонтакте» еще продолжается, открывая все новые и новые лица. Еще в самом начале платформу активно тестировали российские звезды. Поскольку многие пользователи создавали фейковые страницы, было решено ввести систему верификации – любая публичная персона или сообщество после проверки получали галочку, служившую подтверждением личности. В 2023 году из-за увеличения числа блогеров, авторов и бизнесменов были введены новые условия, согласно которым серую галочку получал любой авторизованный пользователь, подтвердивший свою личность, а синюю – только публичный человек или сообщество.

Среди знаменитостей, ведущих свой аккаунт — Егор Крид, Тимати, Алексей Воробьев, Виктория Дайнеко, Нюша, Ольга Серябкина, Юлианна Караулова, Ольга Бузова и другие звезды шоу-бизнеса.

Неофициальным лицом бренда «ВКонтакте» в нулевые была российская модель Алена Шишкова – именно ее образ послужил прототипом блондинки на первом стикерпаке. Со временем количество стикеров с разными знаменитостями увеличилось. Например, особенно популярны были стикерпаки по мотивам сериала «Игра престолов».

В последние годы лицами «ВКонтакте» становятся самые активные участники платформы – блогеры. Среди них, например, Mia Boyka, Даша Дошик, Валя Карнавал, Влад Бумага А4, Милана Хаметова и другие.