#МОДА

Отмените это немедленно: 5 архивных коллекций дизайнеров, за которые сейчас их могли бы закэнселить

Культура отмены – главный социальный феномен последних лет, который затронул и кино, и музыку, и, конечно, моду. За прошедшее десятилетие фэшн-индустрия кого только не пыталась закэнселить. Под раздачу попали и Канье Уэст, и Ульяна Сергеенко, и Демна Гвасалия, и Алессандро Микеле. Одних получилось «убрать», а вот других, к счастью, нет.

Кстати, о том, почему сейчас так легко можно отменить любого (даже самого крупного) игрока, мы общались с автором Telegram-канала «Печенюшки&Co» Фатимой Алиевой.

Однако сегодня мы решили посмотреть на ситуацию немного под другим углом, а точнее – погрузиться в архив и вспомнить провокационные коллекции дизайнеров, которые в третьем десятилетии XXI века считываются совершенно иначе. И уверены, если бы показы состоялись в этом году, их авторов отменили бы моментально. Ну что, начнем?


Jean Paul Gaultier, осень-зима 1993

Работая над созданием коллекции Chic Rabbis, которую весь мир увидел на парижской Неделе моды в 1993 году, Жан-Поль Готье вдохновлялся традиционными нарядами евреев-ортодоксов. Так, на показе появились модели, которые томно дефилировали по подиуму в длинных черных пальто, с прическами, имитирующими пейсы (длинные пряди волос от висков до плеч), а на их головах красовались огромные меховые шапки, напоминающие штраймлы (традиционный хасидский головной убор). Дизайнер настолько проникся этой темой, что даже на пригласительных написал часть текста на иврите.

Реакция на шоу еще тогда была неоднозначной. Хасидов возмутил тот факт, что традиционные мужские костюмы были надеты на женщин. Однако никакого серьезного скандала не последовало. А теперь представим, как быстро Готье обвинили бы в культурной апроприации в современном мире. Учитывая тот факт, что пару лет назад на Адель буквально накинулась толпа хейтеров за то, что она всего лишь надела купальник с флагом Ямайки.


Givenchy, весна-лето 1997

В январе этого года в рамках кутюрной Недели моды в Париже состоятся показ Schiaparelli, на котором мы увидели «Божественную комедию» Данте в прочтении креативного директора Дэниела Розберри. Cамым обсуждаемым моментом шоу стали выходы Ирины Шейк, Наоми Кэмпбелл и Шалом Харлоу. Трем легендарным моделям достались платья с искусственными головами животных. И тут началось самое интересное – на бренд ополчились зоозащитники, которые обвинила Schiaparelli в романтизации насилия над животными.

Интересно, что они сказали бы, если бы увидели дебютную коллекцию Александра Маккуина для бренда Givenchy, вдохновенную греческими богинями? Ведь тогда Наоми Кэмпбелл появилась на подиуме в головном уборе с рогами животного.


Christian Dior, весна-лето 2000

В 2000 году у руля Christian Dior стоял Джон Гальяно, который вдохнул в модный дом новую жизнь. А вместе с ней и присущий дизайнеру эпатаж. Так, в новом тысячелетии он представил миру кутюрную коллекцию Homeless, отсылавшую к образам бездомных парижан. «Роскошные» кутюрные платья были декорированы разбитыми бутылками, кухонной утварью и разорванными лоскутами ткани. Кстати, именно тогда мир увидел легендарный газетный принт Гальяно.

Громкого скандала после шоу не последовало. Хотя некоторые критики обвиняли Гальяно в неэтичной эксплуатации образа неимущих и бездомных на благо многомиллионной фэшн-индустрии. Интересно, как отреагировало бы сообщество сейчас на такую выходу дизайнера?


Alexander McQueen, весна-лето 2001

Одной коллекцией Александра Маккуина ограничиться не получилось, потому что практически каждая из них заслуживает места в этой подборке. Итак, следующий претендент на «отмену» – показ Voss 2001 года – один из самых зрелищных не только в карьере дизайнера, но и в истории моды. В качестве локации для шоу был выбран заброшенный автобусный парк, а гостей рассадили напротив огромного зеркального куба. Через час он засветился изнутри, и зрители увидели комнату с мягкими белыми стенами, напоминающую ту, что есть в психиатрических больницах. Весь показ был посвящен теме заточения и душевного неравновесия.

Отдельную роль в этом спектакле сыграли модели, которые не просто дефилировали, а хватались за голову, падали, истерично смеялись и довольно правдоподобно изображали шизофрению. Согласись, сейчас увидеть такое на подиуме просто невозможно.


Vivienne Westwood, весна-лето 2009

В 2009 году коллекцию главной бунтарки индустрии моды Вивьен Вествуд показывали не профессиональные модели, а цыгане. Еще тогда неочевидное решение дизайнера подверглось жесткой критике не только со стороны сообщества, но и государства. Дело в том, что в то время напряжение в отношениях между цыганами и итальянцами было особенно острым. Один из членов городского совета Милана сказал: «Я думаю, что у дизайнера слишком романтическое представление о цыганах, которое уже давно устарело… Эти люди не хотят работать, живут воровством и не уважают наши законы».

Правда, тогда культура отмены еще не была так популярна, да и социальные сети только начали реализовывать план по захвату мира, поэтому сильного резонанса это шоу не вызвало. А вот что было бы сейчас – другой вопрос.