Пару часов назад стало известно о смерти легендарного дизайнера и главного футуриста эпохи 1960-х Пако Рабана. Пресса окрестила его «Жюль Верном высокой моды», Коко Шанель однажды в шутку назвала слесарем, а сам Франсиско Рабанеда (настоящее имя модельера) считал себя обыкновенным ремесленником и всячески пресекал разговоры о легендарности.
Пако Рабан родился в Стране Басков в 1934 году, а его мама работала швеей в ателье легендарного Кристобаля Баленсиаги. Когда началась война они переехали в Париж, где и прошло все детство будущего дизайнера. С ранних лет он интересовался архитектурой, а в студенчестве начал заниматься изготовлением аксессуаров и бижутерии из нетипичных материалов (уже в этом прослеживается новаторский подход к делу). В 1950-х он устроился на работу в Balenciaga, где был дизайнером аксессуаров, потом ушел в Givenchy, а затем в Christian Dior. Ну а в 30 лет началась абсолютно новая глава в жизни Пако Рабана – он открыл собственный бренд и принялся творить историю.
Его футуристичные платья носили главные иконы стиля прошлого столетия: Одри Хепберн, Бриджин Бардо и Франсуаза Арди. Именно он – автор наряда Джейн Фонды в культовой «Барбарелле». А сюрреалист Сальвадор Дали, говорят, однажды и вовсе устроил перформанс посреди Барселоны, когда выкрикивал, что их страна может гордится лишь двумя гениями.
Чтобы почтить память Пако Рабана, мы решили вспомнить его дебютную коллекцию под названием «Манифест: 12 непригодных для носки платьев из современных материалов». Спойлер: он делал неносибельные платья задолго до того, как это стало мейнстримом.
Итак, возвращаемся к коллекции, показ которой состоялся 1966 году. Тогда гости шоу увидели всего 12 образов, но каждый из них бил прямо в цель. Модели выходили на подиум в платьях-кольчугах, топах, созданных из пластиковых дисков и нарядах из бумаги. На удивление, консервативная парижская публика была в восторге от коллекции, а Пако Рабан начал восход на модный олимп.
«Вековые нитки и иголки остались в прошлом, их заменил рабочий стол с плоскогубцами, проволокой, перфоратором и штампами для вырезки отверстий. Многие считают, что это, возможно, самая громкая модная сенсация нынешнего поколения», – писали редакторы глянцевых журналов.
Несмотря на то что первые платья были созданы в качестве эксперимента, чтобы показать всему миру возможности работы с пластиком, они настолько понравились публике, что их начали продавать в самых известных модных магазинах США.
Кстати, сидеть в них было нельзя. Все из-за риска помять диски и проволочные кольца. Поэтому в комплекте всегда прилагались дополнительные детали. Сам дизайнер объяснял успел своих платьев очень просто: «Мои платья пользуются популярностью, потому что они шокируют. Не может быть, чтобы женщина надела их и осталась незамеченной».