В последнее время локальные марки быстро набирают обороты, вес и значение. Практически каждую неделю на модной арене появляются новые игроки с большими амбициями и ярким талантом. Мы всегда пристально следим за такими проектами, знакомим тебя с самыми перспективными и смело передаем Анне Винтур имена, которые точно стоит знать.
Новая героиня нашей рубрики – основательница ювелирного бренда Qari Qris Анастасия Давыдова. И в этом случае мы с абсолютной уверенностью заявляем, что о ее украшениях мечтает добрая половина самых модных столичных девчонок. Почему только половина? Потому что у остальных они уже есть. Думаем, ты точно видела в соцсетях или на улицах города узнаваемые подвески с дымковской лошадкой, при виде которых испытываешь острое чувство ностальгии по детству, или сережки с колокольчиком, от которых внутри сразу становится как-то тепло и уютно. Ассоциации, кстати, у всех разные, а этим может похвастаться далеко не каждый ювелирный бренд. Иногда кольцо – это просто кольцо, а браслет – просто браслет. Но в Qari Qris такой фокус не пройдет, в коллекции каждая деталь имеет значение.
Сегодня мы предлагаем тебе поближе познакомиться с Анастасией, узнать чуть больше о том, чем она вдохновляется, когда сделала самое первое украшение и почему в коллекции бренда никогда не появятся классические сердца и трендовые бантики.
Qari Qris
Во время путешествия по Грузии я услышала стихотворение Галактиона Табидзе, в котором есть слова ქარი ჰქრის – «ветер дует». Тогда я еще не была ювелиром, но, когда сделала первые кольца своими руками, сразу поняла, как будет называться мой бренд. Для меня Qari Qris – это ветер перемен. Он развернул мою жизнь на 180 градусов, и я оказалась в точке, о которой всегда мечтала. В детстве я хотела заниматься искусством, но в моей семье говорили, что художник – это не профессия, в отличие от ученого, врача, учителя или инженера. Поэтому я не пошла в институт искусств, а отучилась на биолога, планировала уйти в науку и даже поработала учителем. Но благодаря Qari Qris все изменилось – теперь я могу работать как художник.
В 2005 году, в следующем марте бренду исполнится 10 лет. Все началось с того, что мне не понравились обручальные кольца, которые нам с будущим (уже бывшим) мужем сделали на заказ. Я плакала на улице, держа в руках коробочку с этими кольцами. Мы тогда были довольно маргинальны и хотели свадьбу без платья с фатой, без гостей, но я хотела красивые кольца. Увидев мои слезы, Миша предложил мне самой сделать обручальные кольца. Я тогда работала в реставрационной мастерской, и он сказал: «Если ты можешь вылепить крохотные ручки фарфоровых статуэток, неужели ты с кольцами не справишься?» Мы купили домой оборудование, сделали из кухни мастерскую, и я действительно создала нам обручальные кольца.
Стиль Qari Qris – на стыке поэтичного минимализма, модерна и нежного casual. Я люблю сочетать изысканность и игривость, экспериментировать с формой – морские раковины, цветы, орнаменты или плавные линии. Наши украшения не яркие акценты, а легкие штрихи к образу, нежные полутона. На каждой девушке они смотрятся по-разному. Кто-то сочетает сережку «Дымковская лошадка» с брючным костюмом, сбавляя градус серьезности, а кто-то, наоборот, вместе с белой футболкой и джинсами надевает жемчужное колье-чокер.
Первое кольцо я сделала на обычном ювелирном мастер-классе. Он длился два дня: сначала меня учили плавить и раскатывать металл, загибать его и запаивать в кольцо. На второй день мне предложили припаять к кольцу что-то простое. Но я усложнила задачу – придумала колечко-цветок с дымчатым прозрачным раухтопазом (драгоценный камень. – Прим. ред.). Для него потребовалось сделать шесть паек, а это сложно: если перегреешь один лепесток цветка, все остальные отвалятся. Но у меня получилось! Ювелир, которая проводила мастер-класс, сказала: «Вау! Впервые на моем мастер-классе кто-то создает такое сложное кольцо. У тебя талант!» Я тогда поняла, что способна создавать красивые вещи даже без «корочки» от института искусств. Благодаря этому кольцу я поверила, что у меня все получится.
Для эстетов, которым важно, чтобы окружающие предметы отражали их внутренний мир. Этих предметов может быть совсем мало, но каждый из них со своей художественной ценностью, со своим смыслом.
С детства. Я всегда любила необычные вещи. Например, у меня есть страсть к советскому дизайну, так как в детстве меня окружали предметы в духе фильма «Я шагаю по Москве». Подростком я надевала папину советскую куртку, которую он сшил сам, и считала себя очень крутой. Хотя тогда, в 90-е, в моем родном, довольно провинциальном городе никто этого не понимал.
Я никогда не стремилась вписываться в тренды. Например, я не буду носить банальные подвески с сердцами, хотя сама я сделала сердце, но другое, необычное, волнистое, которое я не встречала ни у кого. Как дизайнер я не делаю что-то посредственное или устаревшее, просто потому что у меня есть художественный вкус. Такой вот неочевидный путь в моде.
Я создала первое кольцо и поняла, что хочу заниматься только этим. Первое время я работала за верстаком по 12–16 часов: училась по видеоурокам на YouTube, пробовала, экспериментировала. Когда фантазия обретает материальную форму, становится осязаемой и завершенной, сам творческий процесс – это мое вдохновение.
Бренд Loewe меня всегда удивляет. Иногда мы параллельно делаем нечто похожее. Например, весной мы в Qari Qris с художницей Ниной Захаровой делали мультфильм по коллекции «Навсегда»: маленькая девочка крутится перед зеркальцем, а вокруг нее лежит большой мир мамы – ее помады, кремы, украшения. Оказалось, Loewe тоже сделали мультфильм со своими шерстяными брелоками. Мне нравится их смелость делать современным что-то старомодное. Глядя на их фотографии, видео, коллекции, я убеждаюсь, что в моде нет никаких правил, – можно делать все, что вздумается. Ролики Jacquemus всегда вызывают у меня восторг, люблю их тонкий юмор, легкий абсурд, жизнерадостность.
Еще меня вдохновляют художники – Пауль Клее и Микалоюс Чюрленис. Картины последнего напоминают украшения Qari Qris внутренним свечением, неявными смыслами, мягкостью и нежностью оттенков, плавностью, сюжетами.
Моя внутренняя свобода. В Qari Qris я могу создавать все, что захочу, и всегда найдется ценитель моих украшений, их легкости и глубины.
В разнообразии коллекций. Они не похожи друг на друга, потому что каждая коллекция отражает мои переживания и ощущения в момент, когда я ее придумывала и создавала. А периоды всегда разные. Первая коллекция называется «Движение», и ее ключевое украшение – спираль, по которой, балансируя, движется жемчужина. Вторая коллекция Shadows – это размышление о том, что предметы часто не похожи на свои тени, как и человек не всегда то, кем он кажется. Коллекция «Тифлис» – про легкость, влюбленность, дуновение ветерка, изгиб реки, трепетность и нежность. Коллекция Genesis отражает зарождение жизни на Земле, она про воду, отпечатки раковин и моллюсков, про начало начал, живую форму. Коллекция Kintsugi посвящена красоте несовершенства, трещинам и шрамам, философии ваби-саби. В коллекции «Сказка» я выражаю любовь к дому, к детству с его наивностью и волшебством, к истории семьи и места, которые мы бессознательно впитываем с младенчества. Последняя коллекция «Навсегда» – о связи матери и ребенка, о маленькой ладошке внутри большой, о волнующемся сердце родителя.
Влюбленность, разочарование, возрождение, материнство – это моя линия жизни, но также и история взросления любой девушки. Украшения – это символы, с помощью которых я рассказываю о нашей жизни. Именно это объединяет все коллекции и отличает Qari Qris от других брендов.
У нас есть хит продаж – подвеска с дымковской лошадкой, которую все обожают. Но больше всего я горжусь не ею, а тройными серьгами-мобилями с жемчугом из коллекции «Тифлис». В них мне удалось выразить движение, динамику и полет фантазии. Еще я люблю волнистые серьги из той же коллекции за их плавную форму. Они передают мое ощущение гармонии и сексуальности.
У меня точно никогда не будет украшений, связанных с оружием. Также не будет ничего с изображением бриллианта, потому что это фальшь: если бриллианты – то настоящие, никаких имитаций и подделок.
Я создаю бренд украшений, которые больше, чем ювелирные изделия, – это символы со своими смыслами. Горжусь тем, что у меня есть Qari Qris и что я развиваю бизнес.
Мы делали коллаборацию с Машей Егоровой, и я не рассчитала размеры подвески-вазы. Получилась ваза размером в 10 сантиметров и весом со слиток золота. Понятно, что ее невозможно носить – будет камнем тянуть вниз. К счастью, мы все исправили, сейчас это лаконичная и удобная подвеска.
Свобода творчества. Сложно, когда ты сильно зависишь от денег и не можешь себе позволить этой свободы. Я поначалу вручную тиражировала коллекции и не могла делать новые. Когда бизнес стал развиваться, приходилось многому учиться, я даже не придумывала украшения, а занималась операционными делами. Только когда я отладила все бизнес-процессы, у меня возникло пространство для создания новых коллекций.
Мечтаю в следующем году открыть красивый магазин на первой линии. Сейчас у нас уже есть шоурум на Петровке, но мне хочется развиваться. Еще я нацелена выйти на международный рынок. Я хочу заниматься только созданием коллекций, воплощением творческих идей, коллаборациями с художниками. Пока же учусь делегировать задачи, чтобы Qari Qris и без моего участия работал как слаженный механизм.
Смелость быть собой. Можно завязать на сумочке шелковый платок, а на ноги надеть яркие носки и сандалии, красиво выйти из дома в пижаме и ощущать радость, что можно себе нравиться любой и ловить удивленные взгляды прохожих.
Я осуществила бы мечту – открыла магазин и производство в Европе. Финансово отблагодарила бы команду и всех, кто причастен Qari Qris. Все остальные деньги я отдала бы на благотворительность. Мне хочется поддерживать детей и стариков, потому что у меня самой есть дочь, а еще, наверное, как и все, я боюсь старости и одиночества.
По правде, мне всегда хватало денег для счастья. Даже когда я работала учителем с зарплатой в шесть тысяч рублей. У меня всегда ровно столько денег, сколько нужно для счастья.
Пусть это будет Шарлотта Генсбур. Для меня она уникальная, невероятно красивая женщина. Но пока я еще не создала украшение, которое посвятила бы ей. Когда-нибудь точно его придумаю.
С чувством юмора у меня все в порядке, но я не хотела бы создавать украшение-мем, мне это не близко. Пусть мемы будут в Интернете, а в серебре и золоте – важные и глубокие смыслы.
Каждый имеет право на существование. В конце концов, у художников для роста всегда есть дно и есть небо – ты знаешь, от чего оттолкнуться и куда лететь.
Для меня это розочки и бантики, хотя они, наоборот, в тренде, но лично мне не нравятся. Мне не хочется заканчивать на такой категоричной ноте, потому что я верю – каждая девушка имеет право на самовыражение, так что не стоит ориентироваться на чужие вкусы, надо прислушиваться к своему сердцу.