#Культура

Платье Дороти из «Волшебника страны Оз» и наряд из «Завтрака у Тиффани»: кто создал самые дорогие костюмы за всю историю кинематографа

«Встречают по одежке» – похоже, это выражение запросто можно отнести к кинематографу. Многие из нас при просмотре фильма обращают внимание не только на сюжет, актеров, но и на наряды главных героев. Об их создателях, художниках по костюмам, мы знаем не так много, хотя их работы отмечают кинонаградами, а модные журналы то и дело в деталях обсуждают тот или иной аутфит.

При этом часто модельеры обесценивают свой труд, принижая творение и думая, что оно точно не станет популярнее самого фильма. Тем временем о белом платье Мэрилин Монро помнит каждый, а вот фильм, где она предстала в нем, полагаем, смотрели не все…

Рассказываем, какие еще наряды из кино оказались незаслуженно забытыми и заоблачно дорогими.


«Волшебник страны Оз» (1939)

Кто бы мог подумать, что это скромное ситцевое платье в сине-белую клетку стало одним из самых дорогих за всю историю кинематографа. Наряд для героини Джуди Гарленд в фильме «Волшебник страны Оз» создал знаменитый голливудский художник по костюмам Адриан Гринберг.

Фото: кадр из фильма «Волшебник страны ОЗ»

В разное время он придумывал костюмы для «Великого Зигфелда» (1936), «Дамы с камелиями» (1936) и «Марии-Антуанетты» (1938). Но, похоже, самым запоминающимся стало именно платье для Дороти. Несмотря на простоту, модельеру потребовалось более трех тысяч эскизов, чтобы, наконец, его придумать. При этом многие отмечали, как он плохо сшит.

Фото: кадр из фильма «Волшебник страны ОЗ»

«При ближайшем рассмотрении становится ясно, швы и стежки неровные. Кто-то может возразить, что это сделано намеренно, так как платье девочки с фермы и не могло быть сшито иначе. Но более вероятно, что эти детали ускользнули от глаз Адриана, особенно в таком простом костюме, совершенно не похожем на шелковые одеяния, которые он создавал для своих любимых актрис Кэтрин Хепберн и Джоан Кроуфорд», – писали современники модельера.

Несмотря на критику, в 2015 году платье продали за 1,5 млн долларов.

Образ Дороти в фильме состоял не только из платья, но и из туфель – специально для фильма сделали четыре пары обуви. Две сразу же были проданы в частные коллекции. Одна была похищена из музея Джуди Гарленд. И наконец, последняя хранится в музее Киноакадемии.

«Зуд седьмого года» (1955)

Фото: кадр из фильма «Зуд седьмого года»

Создатель знаменитого платья Мэрилин Монро, Уильям Травилла, отозвался о своем творении весьма сухо. «Это то дурацкое платье?» – заявил он как-то журналистам. Тем не менее Травилла явно прибедняется. Он был любимым модельером актрисы и создал наряды для восьми фильмов с ее участием.

Об истории белого платья для «Зуда седьмого года» почти ничего не известно. Некоторые историки моды даже считают, что Уильям Травилла не шил его самостоятельно, а купил в одном из магазинов. Правда, он сам не подтверждает этот факт. Да и судя по фасону платья, идеально подчеркнувшего формы Монро, видно, что наряд делали специально под нее.

Фото: кадр из фильма «Зуд седьмого года»

Платье запомнилось благодаря сцене в «Зуде седьмого года», где героиня Мэрилин Монро встает над решеткой вентиляции метро и пышная юбка при этом развевается.

После трагической смерти Монро платье купила актриса Дебби Рейнольдс – всего лишь за 200 долларов. Она планировала собрать музей с нарядами из голливудских фильмов, но что-то не сложилось. В 2011 году Рейнольдс продала то самое «дурацкое платье» за 4,6 млн долларов.

«Завтрак у Тиффани» (1961)

Фото: кадр из фильма «Завтрак у Тиффани» (1961)

Легендарное черное платье для героини Одри Хепберн придумал французский дизайнер Юбер де Живанши. И кажется, оно идеально подчеркнуло характер героини. Простое и сдержанное спереди и откровенное, со сложным вырезом, сзади. Говорят, что этот наряд в свое время олицетворял безумный дух Нью-Йорка 1960-х. Роль Холли Голайтли, наивной и эксцентричной девушки, для Хепберн стала глотком свежего воздуха – она позволила ей отойти от амплуа серьезных героинь.

Фото: кадр из фильма «Завтрак у Тиффани» (1961)

Сама Одри дружила с Юбером де Живанши. Модельер сделал несколько копий платья из «Завтрака у Тиффани». После смерти актрисы дизайнер пожертвовал одно из них благотворительной организации City of Joy Aid, которую поддерживала Хепберн. В 2006 году еще один наряд выставили на аукционе – и продали за 900 тысяч долларов.

«Моя прекрасная леди» (1964)

Фото: кадр из фильма «Моя прекрасная леди»

Сперва Сесил Битон создавал наряды для театра – он поработал над бродвейской постановкой «Веер леди Уиндермир» (в ней он, кстати, еще и сыграл), а затем над мюзиклом «Моя прекрасная леди». Талант дизайнера заметили и пригласили работать художником по костюмам в Голливуд. Именно Битон создал то самое платье из шелка с кружевом для героини Одри Хепберн в фильме «Моя прекрасная леди». К нему полагался аксессуар в виде шляпы со страусиными перьями и цветами. За свою работу Битон удостоился премии Киноакадемии. А впоследствии платье продали коллекционеру за 3,7 млн долларов.

Фото: кадр из фильма «Моя прекрасная леди»

Вообще, за свою жизнь Сесил Битон создал много шедевров моды для бродвейских постановок и голливудских фильмов. Его много раз отмечали наградами, хотя сам Сесил не считал себя только дизайнером. Битон также был фотографом, мемуаристом и очень известным человеком в Голливуде. Он признавался, что крутил романы с разными великими людьми – в том числе с Гэри Купером и Гретой Гарбо.

«Титаник» (1997)

Фото: кадр из фильма «Титаник» (1997)

Команда известного голливудского художника по костюмам Деборы Линн Скотт проделала огромную работу, чтобы создать полюбившееся многим вечернее платье Роуз (Кейт Уинслет). Дебора и остальные дизайнеры изучили эпоху, к которой относятся события «Титаника». По ее словам, это помогло понять, в каком стиле должно быть платье. Наряд Роуз – образец моды эдвардианской эпохи с прямым силуэтом и удлиненным корсетом. В тот период носили платья с коротким рукавом. Сзади – обязательно шлейф. На создание наряда ушло примерно 1000 часов работы.

Фото: кадр из фильма «Титаник» (1997)

В 2012 году знаменитое платье приобрел анонимный покупатель за 330 тысяч долларов.

«Дюна» (2021)

Фото: кадр из фильма «Дюна»

«Самое дорогое платье нашего времени», – говорят создатели фильма «Дюна» о наряде героини Ребекки Фергюсон. Правда, точную цену не раскрывают, поэтому приходится верить на слово.

Фото: кадр из фильма «Дюна»

Украшения для платья от Жаклин Уэст несколько месяцев создавали вручную. Каждое звено сетки из бусин плел один из художников по костюмам «Дюны». Вдохновением для создания наряда стали работы Кристобаля Баленсиаги.