#Кино #СТИЛЬ ЖИЗНИ

Почему русские режиссеры снова массово экранизируют сказки, рассказывает колумнист PEOPLETALK, кинокритик Артем Ремизов

Все мы выросли на сказках, и по понятным причинам персонажи и их приключения кажутся нам почти родными. Но с возрастом интерес к ним закономерно угасает или трансформируется в любовь к фэнтези. В каждой стране своя самобытная культура и свой фольклор, и эти сюжеты остаются золотой жилой для режиссеров, потому что всем время от времени приятно скинуть с себя бремя ответственности и просто побыть ребенком.

Почему русские режиссеры снова массово экранизируют сказки? С чем связаны высокие кассовые сборы – с уходом мейджоров, ностальгией или другими факторами? В чем феномен успеха «Чебурашки»?

На эти вопросы мы попросили ответить колумниста PEOPLETALK, кинокритика и автора Telegram-канала «Ремизорро» Артема Ремизова, который каждый месяц подсвечивает самые волнующие события в мировой киноиндустрии, а также делится новинками кино, которые ты точно сохранишь в «Обязательно к просмотру».

Артем Ремизов, кинокритик

Заходят как-то Иван Дурак, Конек-горбунок и Баба-яга в киностудию, а продюсер им и говорит…

За последние три года российский кинопрокат пережил много чего не очень хорошего. Большие голливудские студии ушли, забрав с собой свои здоровенные релизы, как блокбастеры, так и авторские фильмы. Темы, о которых можно снимать кино и сериалы, сильно поменялись. Но неизменным осталось одно – экранизации сказок. Долгострои, которых все ждут, картины, которые мы лучше никогда не видели бы, неожиданные хиты и тотальные кассовые провалы. Наш сказочный фольклор продолжает занимать большую долю российского кинорынка. Почему? Сейчас попробуем разобраться.

Довольно часто, когда речь заходит об экранизациях сказок, можно услышать такой комментарий: «Ну а что сейчас еще делать, когда в кинотеатры ничего не привезти?» Но на самом деле обращаться к нашему фольклору начали еще до того, как Голливуд махнул рукой. «Последний богатырь», вышедший в 2017 году, стал неким катализатором любви к нашим классическим героям и тому самому сеттингу, расписанному современной хохломой. А сборы фильма Дмитрия Дьяченко в 1,7 млрд рублей показали, что нашему зрителю все это очень интересно. После появился «Холоп», который не только помог Климу Шипенко слетать в космос, но и утвердил желание зрителя смотреть такое кино, еще и всей семьей. Ну а дальше понеслось, и с 2019 года мы увидели порядка 10 больших сказочных картин (не считая анимационных «Богатырей» и прочих), причем большинство из них вышли в последние четыре года.

Оно и понятно, в последнее время запрос на нечто легкое и инфантильное повысился, а семейные походы в кино стали для многих традицией. Люди хотят отключиться от окружающего мира и снова почувствовать себя детьми. Ведь дети ничего не решают, ни за что не переживают и просто живут свою веселую жизнь, которая каждый день как новое путешествие за тридевять земель. Но, увы, порой количество сильно проигрывает качеству.

Вспоминаются «Бременские музыканты» Алексея Нужного, поразившие своим криповым гримом и слабыми аранжировками песен. Хотя вроде бы песни из культового мультфильма до сих пор на слуху: их поют и в барах, и в караоке, и на улице часиков в 6 утра в субботу, возвращаясь с шумной вечеринки домой. То есть оценить культовую нагрузку несложно, а значит, и сделать все с уважением возможно. Но, увы, получается рваное кино с незапоминающимися песнями, которое собирает свои 3 миллиарда. И пусть такие претензии для фильма с возрастным рейтингом 6+ звучат неуместно, речь у нас в первую очередь про художественное произведение.

Зрительский отклик у жанра действительно огромный. Один «Чебурашка» чего стоит – 7 миллиардов рублей и недосягаемый статус лидера за всю историю нашего проката для всех остальных фильмов (ближайший преследователь из наших – это сиквел «Холопа» с 4 миллиардами). Скорее всего, дело в том, что эти картины рассказывают про нарицательных героев, которые следуют за нами всю нашу жизнь. В детстве нам читают книжки с ними, показывают мультики. В подростковом возрасте мы встречаем их в локациях окружающего мира, а во взрослой жизни мы сами рассказываем об этих героях своим детишкам. Увидев такого персонажа, зритель на автомате рисует достаточно безопасную картинку в своей голове и, само собой, идет туда, где есть нечто знакомое. Тревожность – одна из ключевых проблем современного человека, и сказка – лучшее лекарство от нее. Пусть и временное.

И с одной стороны, это хорошо. Нашей индустрии нужны такие большие проекты, чтобы и работу кинотеатров поддерживать с помощью выручки, и тренироваться создавать красивые цельные картинки с нестыдной графикой, которая не будет расходиться на грустные мемы, а сможет удивлять и пробуждать веру в чудо. Удивительные миры на фоне многоэтажек. Вот, к примеру, 1 января выходит «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» Игоря Волошина, который, судя по трейлеру, попытается справиться с этой задачей и показать, как правильно надо тратить деньги, выделенные на производство. Это ли не телепорт в мир, где все возможно, вплоть до урагана, способного сдуть все невзгоды?

С другой стороны, такое засилье сказочного контента может говорить о стагнации. Забирая в работу фильм, у которого уже есть фундамент, созданный много лет назад, мы лишаем нашу индустрию создания чего-то нового и, самое главное, уникального. И речь сейчас не о том, чтобы прекратить это делать, нет. Скорее, попробовать распределить ресурсы чуть равномернее и дать финансовую возможность другим проектам, созданным с нуля. В советское время у нас тоже снимали много сказок, но тогда и количество оригинальных картин разных жанров им не уступало. А сейчас у нас если не сказка, то комедия с банальными шутками, иногда за гранью, где в главной роли или Нагиев, или Прилучный. И ладно, если бы все это было сделано с душой, с большим глубоким посылом. Но чаще всего это просто узнаваемые герои, говорящие банальные вещи, которые каждый родитель объяснит своему ребенку и без этого.

У нас всегда были вопросы к нашим оригинальным блокбастерам, особенно к их сценариям. Одно «Притяжение» Бондарчука чего стоит. Но ведь это не значит, что надо напрочь забыть про эксперименты и новые истории и отдать все в руки Бабы-яги. Такие проблемы не решаются по щучьему велению, они решаются с помощью шишек, которые набиваются по ходу производства. Надо просто не искать легких путей, а бросать вызовы. Тогда и сценарии будут приключенческими, и актеры более радостными в кадре, и картинка станет поразительной. Да и зачищать прокат от сторонних фильмов в угоду одной картине не придется, потому что фильм получится качественным и зритель сделает выбор в его пользу. И не потому, что его загнали в угол кинотеатра, а потому, что он сам этого хочет.