#МОДА

Почему тренды так быстро умирают и стоит ли их спасать?

Привет всем фэшиониста! На связи ваш преданный редактор моды, и сегодня я хочу поговорить о трендах. Точнее, о том, как они умирают. Немного депрессивно для конца года? Но тем не менее тема интересная и абсолютно точно достойна вашего пятиминутного внимания.

Свою первую авторскую колонку хочу начать с единственного правила в контексте моды, которое не нарушается мной никогда, – я не ношу вещи, которые носят все. Именно поэтому у меня не было той самой сумки Jacquemus Le Chiquito, нейлоновой Prada Re-Edition 2000, ремня с внушительным логотипом Diesel и кроссовок Adidas Samba (хотя они, признаться честно, мне очень нравятся). Конечно, у моей банковской карты есть своя версия происходящего, но, так как говорить она не умеет, предлагаю поверить автору этого материала на слово.

«Как может редактор моды не мечтать о самых трендовых айтемах последних лет?» – спросите вы. А я отвечу, что проблема кроется в слове «трендовые», как бы парадоксально это ни звучало. Как только за определенной вещью начинает тянуться неприятный шлейф хайпа, все желание купить ее моментально испаряется. Но не стоит думать, что такие мысли посещают только меня. Если тренд добирается до широкой общественности, рост превращается в спад, а интерес к продукту уменьшается в геометрической прогрессии. And just like that он умирает. В принципе, на этом умозаключении можно было закончить, но я решила копнуть глубже и проследить за тем, как тренд рождается, становится популярным, а потом отправляется в архив. Начнем?

Соглашусь, тренды – вещь непростая. Одни их задают, вторые им следуют, а третьи вообще за ними не успевают. Но самое страшное заключается в том, что некоторые (в том числе и мы с вами) путают понятия. Сейчас попытаюсь объяснить. В современном мире есть глобальные тренды, а есть так называемые fads (то есть причуды или прихоти общественности). К примеру, балетки – тренд, а модель Miu Miu – прихоть. И должна заметить, внимания ко вторым намного больше. Но это не есть хорошо. Одна из особенностей fads в том, что после резкого взлета популярности идет такое же резкое падение.

Кстати, на эту тему есть немало исследований. Пару лет назад двое студентов из Стэнфордского университета проанализировали, как менялись предпочтения людей на примере выбора имен для детей за последние 100 лет. Оказалось, чем больше времени уходило на то, чтобы имя стало популярным, тем дольше оно оставалось в тренде. И наоборот – чем быстрее росла популярность имени, тем быстрее она угасала. Это обусловлено тем, что люди не хотят быть так называемым стадом, а это применимо не только к именам, но и к музыкальным предпочтениям, соцсетям (привет, Clubhouse) и, конечно, моде. И вот простой пример: мысленно переносимся в 2017-й, когда каждый второй мечтал о кроссовках Balenciaga Tripple S. Уже через год популярность хайповой модели не то чтобы пошла на спад, а просто испарилась. Носить такие кроссовки стало дурным тоном. Это еще раз доказывает тезис из вышеупомянутого исследования, что быстрый успех – не всегда хороший показатель. Как говорится, утренние звезды быстро гаснут.

Несмотря на то что тренды существовали всегда, само понятие вошло в обиход только к 1960-м годам. За следующие полвека употребление однокоренных слов увеличилось (на минуточку!) на 500 %, а в нулевых в газете The New York Times вышла статья с удивительным заголовком: «Тренды – это новый тренд». Но все это меркнет и бледнеет по сравнению с тем, что творится сейчас. С появлением Интернета и соцсетей количество тенденций сильно изменилось. Если раньше их задавали исключительно дизайнеры, звезды кинематографа и музыкальной сцены, то сейчас к ним присоединилась целая плеяда блогеров, инфлюенсеров и просто подростков из TikTok. Благодаря им появляются микротренды, которые с феноменальной скоростью поглощают все на своем пути.

А теперь давайте рассмотрим тренды через призму экономики. Кому же выгоден такой конвейер? Ответ вас вряд ли удивит, потому что выгодно это примерно всем брендам от мала до велика. Представь, что было бы с рынком люкса и массмаркета, если бы тенденции менялись в четыре раза медленнее. Что продавать людям? Как зарабатывать деньги? Поэтому раз в сезон крупные игроки fashion-индустрии подкидывают нам новинки, на которые так и хочется потратить все зарплату. Получается, тренды вредят не только нашей индивидуальности и материальному состоянию, но и экологии.

Однако вернемся к теме. Мы уже разобрались, как тренды рождаются и как становятся популярными, теперь пришло время выяснить, в какой момент нужно их хоронить. Цикл их жизни устроен по такому принципу (рассмотрим на примере вышеупомянутых кроссовок Balenciaga Tripple S): сначала бренд делает рассылку инфлюенсерам для привлечения внимания, потом хайповая модель появляется у микроблогеров, затем о покупке пары начинают задумываться городские фэшиониста, а уже потом информация доходит до широкой общественности и китайского рынка подделок. В результате ленты соцсетей и улицы крупных мегаполисов переполнены людьми, гордо выгуливающими те самые кроссовки. И вот тут нужно вовремя оглянуться и осознать масштаб трагедии. Чем чаще ты видишь в инфополе трендовую вещь, тем быстрее к ней притянется пометка «анти».

Однако в ловушку трендов рано или поздно попадают все, даже не замечая этого. Вот парадокс: мы хотим быть уникальными и неповторимыми, но в то же время следуем одним и тем же трендам, слушаем одну и ту же музыку и носим одни и те же брюки карго (условные, конечно). Почему так? Ответ лежит на поверхности. Тренды, к сожалению или к счастью, удовлетворяют одну из базовых потребностей человека – ощущение принадлежности к определенному кругу людей. Поэтому из нашей жизни они исчезнут еще очень нескоро.

Мораль истории такова: не хватайтесь бездумно за все существующие тенденции и всегда держите в голове фразу мамы: «А если все такую глупость делать будут, ты тоже будешь?»