Многие фильмы 90-х уже успели стать классикой, и те, кто на них выросли, могут удивиться, почему такое классное кино ненавидят зумеры. Конечно, «ненавидят» – слово слишком сильное, но неприязнь очевидна. Было бы странно, если бы всем нравилось одно и то же. Ведь даже миллениалам, выросшими на фильмах с Арни и комедиях в духе «Очень страшное кино», сегодня они уже не кажутся такими интересными.
И дело не в кино, а в смене ценностей.
Отсутствие авторитетов и новые модели семьи
Достаточно вспомнить фильм «Трудный ребенок» и его сиквелы. В них рыжеволосый сорванец Джуниор доставляет массу неприятностей приемной семье, которая усыновляет его ради того, чтобы влиться в высшее общество. Во второй части он встречает девчонку, которая не уступает ему в умении играть на чужих нервах, а его отец ищет себе жену из числа разведенных женщин.
Можно заметить, что в 90-е семейное кино переживает расцвет, и это на фоне массовых разводов. «Один дома», «Бетховен», «Няньки», «Ловушка для родителей», «Каспер», «Парк Юрского периода», «Инопланетянин» – все они в той или иной степени продвигают важность института семьи. И это очень резонировало с тем, что чувствовали миллениалы, которые переживали одиночество из-за развода родителей. Повзрослев, это поколение не стремится обзаводиться семьей и детьми, что подтверждают демографические показатели в США, России и других странах.
Можно заметить, что главные герои популярных франшиз, таких как «Гарри Поттер» и «Звездные войны», также имеют либо одного родителя, либо приемных. Особенно это прослеживается в фильмах Стивена Спилберга и Криса Коламбуса. В «Искусственном разуме» мальчик-андроид надеется стать настоящим мальчиком и получить любовь родителей. Тот же лейтмотив у героя-робота в «Двухсотлетнем человеке», который мечтает о любящей семье.
Зумеры же не настолько дорожат кровными узами и не ищут наставника, напротив, они готовы спорить со взрослым на равных да еще и прочитать нотацию о неуважении к правам женщин, расовых и прочих меньшинств. Возможно, поэтому зумеры так любят шутить над любовью миллениалов к кофе, Гарри Поттеру и мультфильмам Disney, в которых персонажи либо теряли родителя, либо сбегали из дома. При этом их модель поведения не основывается на традиционном почитании старших – важен не возраст, а то, какой ты человек, не опыт, а искренность, способность меняться и признавать ошибки. Соцсети дали нам возможность выбирать себе авторитеты из великого множества вариантов. А зумеры не просто легко ориентируются в цифровой среде, но и меньше поддаются влиянию пропаганды.
Осознанный досуг вместо алкогольных вечеринок
Новое поколение и отдыхает по-новому. Например, в комедиях вроде «Американского пирога» или «Евротура» демонстрируются пьяные вечеринки с употреблением запрещенных веществ, драками и беспорядочными половыми связями. Сейчас все это не так круто. И хотя именно такой досуг показывают в «Эйфории» и «Сексуальном просвещении», акценты там совсем другие. На передний план вышли проблемы одиночества и ментальных расстройств.
Кром того, надо учитывать, что, хотя миллениалы и выросли на комедиях 90-х, но снимали эти фильмы бумеры и иксеры, молодость которых проходила совсем иначе. Не случайно социологические опросы показывают, что бумеры больше мечтают о сексе по дружбе, а зумеры – о моногамии. А ту же «Эйфорию» снимали миллениалы.
Нетерпимость к насилию и буллингу
А что же насчет насилия? Тут также devil’s in the detail. Вряд ли «Игру престолов», «Игру в кальмара» или хорроры студии A24 и Neon можно назвать менее жестокими, но все же они отличаются от боевиков и ужастиков 90-х и нулевых. И дело не в реалистичности – уже тогда компьютерная графика была достаточно развита. В таких фильмах, как «Терминатор», «Хищник», «Рембо», «Робокоп», «Крепкий орешек» главное звено – харизматичный герой. В 80-е и 90-е в моде был бодибилдинг, поэтому на экранах с автоматами наперевес и ножами в зубах бегали такие крутые парни, как Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне и Брюс Уиллис. Их миссия – спасать мир, защищать слабых или вершить справедливость. Все эти фильмы объединяет обилие экшн-аттракционов, погонь, эффектных перестрелок, грязи, пота и крови.
Даже в школьных драмах последних лет подростки активно шеймят плохих парней и девчонок. Из-за того что зумеры предпочитают горизонтальную иерархию вертикальной, буллинг не только не поощряется, а коллективно осуждается. Ботаники получают признание, а крепкие и задиристые парни остаются без внимания. Главное оружие – этичность и справедливость действий, а не грубая сила.
Сегодня юного зрителя не увлечь эффектной «мясорубкой». Это попросту скучно. Да и в классическом виде боевики почти не выходят. Теперь важно показать не жестокость, а мотивы персонажа. Серии «Хеллоуин», «Обитель зла», «Ночь живых мертвецов» пугают скримерами и джампскейрами, в современных фильмах ужасов может вообще не быть крови или убийства, как в слоубернерах и постхоррорах. Дело в том, что «поколение снежинок» страдает от тревожности и стресса, поэтому старается минимизировать их. При этом фильмы могут пугать атмосферой и больше напоминать психологические триллеры. Например, в фолк-хорроре «Солнцестояние» о жестоком языческом культе действие происходит днем, но, несмотря на яркие краски и минимум кровавых сцен, зритель испытывает панический ужас.
Вовлеченность в политическую и социальную жизнь
О том, насколько изменились ценности, можно судить и по ремейкам. Например, культовый «Ворон» с Брэндоном Ли – скорее история о мести восставшего из мертвых героя, а новый «Ворон» с Биллом Скарсгардом рассказывает о любви человека с ментальными расстройствами, который возвращается в мир живых, чтобы уничтожить мерзких сущностей в человеческом обличье, которые жестоко убили его возлюбленную. Несмотря на готический антураж, оба фильма совершенно разные по настроению и посылу. Первый более жестокий и безнадежный (невесту главного героя насилуют и забивают до смерти). В нем не показывают тяжелое детство героя и историю любви двух непонятых душ, а во втором фильме – да.
Возьмем для сравнения сериалы «Сабрина – маленькая ведьма» и «Леденящие душу приключения Сабрины». Если первый больше напоминает милый ситком о взрослении, где героиня получает волшебную силу и пытается решить обычные школьные неурядицы, то в ребуте Сабрина стала женской версией Гарри Поттера, несущей идеи феминизма. Если миллениалы обычно сторонятся политики, то зумеры считают себя активными участниками гражданского общества. Более того – их раздражает равнодушие к социальным проблемам. Борьба за сохранение экологии, права женщин, меньшинств – все это важные вопросы для них. Миллениалы же просто не верят, что их голос может изменить мир. Однако этот вопрос – жить для себя или для других – каждый решает сам.
Платоническая любовь и моногамия вместо секса по дружбе
Также можно обратить внимание, что в 90-е и нулевые было много эротических драм, например «9 1/2 недель», «Особь», «Щепка», «Основной инстинкт» и «Секс, ложь, безумие». Сегодня подобного плана фильмы могут показаться оскорбительными юной публике. Почти у всех зумеров есть проблема контакта со своим телом. Поэтому, несмотря на осведомленность о сексе, они им почти не занимаются. Зумерам важно найти постоянного партнера, друга и платоническую любовь, в то время как для старшего поколения главное – сексуальность во всех проявлениях.
Зумеры сознательно отказываются от модели отношений потребления, в которой секс покупается и продается. И это одна из причин, почему они чаще смотрят не кино, а аниме и дорамы. Азиатский контент регламентирует обилие эротики (женщины не оголяются вообще, мужчины – только до пояса), да и первого поцелуя главных героев зрители ждут, как праздника (обычно они сближаются только в середине или ближе к концу истории). При этом в них преобладают дружба и искренние чувства.
Не стоит удивляться и тому, что зумеры считают сериалы «Друзья» и «Офис» нафталином. Да, большинство из них еще не работает, они еще не сталкивались с острым безденежьем и тяжелым трудом, поэтому не считают важными рост по карьерной лестнице и постоянную работу. Их логику понять можно: зачем пахать, если нет нужды? Частая смена деятельности, удаленка и прочие атрибуты нынешней повседневности кажутся более комфортными. Гораздо интереснее наблюдать за героем-одиночкой, который работает по найму и является специалистом с набором уникальных навыков – вот таких героев мы и видим в современных фильмах и сериалах.