Полгода спустя: как российские бренды косметики справляются с дефицитом сырья и с какими еще трудностями сталкиваются?
Парфюмерно-косметический рынок в России входит в мировую десятку по обороту — 610 компаний, более 4 000 брендов и стабильный рост на протяжении последних нескольких лет. Правда, большая часть рынка до конца февраля этого года приходилась на долю импортной продукции. Поэтому когда крупные зарубежные бренды и парфюмерно-косметические сети (такие как Sephora) ушли из России, на отечественных производителей возложили большие надежды — не только по замещению иностранных марок, но и по сохранению качества уже имеющихся продуктов.
С первым дела обстоят довольно успешно — за последние три года в России появились сотни новых брендов с приставкой made in Russia. А у потребителей становится все меньше предубеждений, основанных на стереотипе «зарубежная косметика — гарант качества, а российская нет». С сохранением изначальных составов средств уже сложнее — около 40% необходимого косметического сырья до конца февраля ввозили в нашу страну из Европы и США. Конечно, не все западные компании разорвали отношения с Россией, но им пришлось и до сих пор приходится перестраивать свои логистические цепочки, постоянно приспосабливаясь к новым ограничениям и поднимая стоимость сырья (в 1,5-3 раза). Как живут отечественные бьюти-бренды спустя полгода после введения санкций, правда ли то, что в России не было и нет сырья и упаковки для производства косметической продукции и хватает ли имеющихся мощностей заводов для дальнейшего развития локальных марок?
Откуда сейчас берут сырье?
Несмотря на то, что многие (но не все) европейские дистрибьюторы прекратили свои поставки, у большинства российских производителей косметики есть запасы зарубежного сырья еще на полгода или год вперед. Но поскольку будущее импорта никому неизвестно, поиск новых поставщиков продолжается.
«Логистическое плечо» стало длиннее, но поставки не прекратились. При этом, да, мы находимся в перманентном поиске поставщиков не только в России, но и в дружественных странах», — говорит Константин Куклин, биотехнолог, технолог-разработчик брендов Eden и Stomatol.
Помимо сотрудничества с отечественными производителями сырья, российские компании открывают для себя новых импортеров. В основном ими становятся поставщики из Турции, Индии и стран Азии. Благодаря этому технологам удается найти альтернативы, полностью соответствующие по качеству и химическому составу европейским и американским ингредиентам, и избежать изменения формул. Например, директор департамента исследований и разработок ГК Natura Siberica Екатерина Брем рассказала нам об успешной замене компонентов (в первую очередь дефицитных ПАВов и эмолентов) на аналоги без потери качества средств. Теми же успехами поделились и технологи бренда Aravia. А представители «Краснополянской косметики» и вовсе разработали свой эмульгатор и уже запустили несколько новых продуктов на нем.
На выручку брендам приходит и импорт через другие страны. Через Китай, например, можно найти и приобрести европейские ингредиенты, но только в том случае, если производитель не отслеживает конечного покупателя. Но даже несмотря на предприимчивость брендов и пока еще имеющуюся возможность обходных путей, ингредиентов, которые нельзя заменить, остается много, причем очень.
Какое импортное сырье невозможно заменить российским?
Еще в феврале РПКА (Российская парфюмерно-косметическая ассоциация) опросила наших производителей и составила список самых востребованных ингредиентов, которые рискуют оказаться в дефиците. Получилось более 2000 наименований, причем 250 из них составляют основу многих косметических средств. Есть в нем и знакомые всем ПАВы, эмульгаторы, бензиловый спирт, мочевина, тальк, глицерин и другие.
Большинство веществ из длинного списка не производят в России — нет дорогостоящего оборудования и технологий, чтобы качество компонентов соответствовало мировым стандартам. Например, глицерин, который нашим производителям необходим в объеме 10 тысяч тонн в год всегда использовали импортный, лишь потому что российский, по словам Татьяны Пучковой, председателя правления РПКА и президента Национального общества косметических химиков, «недостаточно очищен для применения в косметике».
Другой значимый пробел — отсутствие в России производства УФ-фильтров. С их нехваткой столкнулись все производители солнцезащитных кремов, рассказывает Адэль Мифтахова, основательница бренда Don’t Touch My Skin. Дело в том, что физические фильтры нового поколения запатентованы и производятся только компанией BASF, которая больше не поставляет продукцию в Россию.
Что в России производят и делают это хорошо?
Если для производства сложных компонентов в России пока не хватает технологий, насчет дефицита биологически активных ингредиентов можно не волноваться. У нас представлен большой выбор растительных экстрактов и эфирных масел, которые получают из местного сырья (например, из сосны, лаванды, ромашки или можжевельника). Но, если технологи бренда захотят добавить в косметику, например, экстракт лемонграсса или масло сандалового дерева, они их вряд ли найдут. В этом случае некоторых производителей спасает наличие собственного хозяйства. Например, у бренда «Краснополянская косметика» ферма в Сочи, где они выращивают и добывают экзотические растительные экстракты и активы (прим. ред. — на момент выхода текста суд обязал «Краснополянскую косметику» освободить арендованные земли, но представители бренда намерены обжаловать решение). В России они единственные, кто выращивает алоэ-вера и кактус опунцию. Последняя сейчас набирает обороты и становится особенно популярна в Европе и Америке.
Собственные сертифицированные органические фермы в Сибири и на Дальнем Востоке есть есть и у бренда Natura Siberica, но несмотря на это они продолжают искать российских поставщиков, причем успешно. Представители бренда поделились с нами тем, что недавно успешно протестировали новый активный компонент ExtPine от российской компании «Гринэкст» — водную вытяжку ствола «золотой» сосны с очищающими, антимикробными и увлажняющими свойствами.
За обеспечение компонентами морского происхождения отвечает калининградская компания «Varseas» — главный дистрибьютор российского морского коллагена. А Архангельский водорослевый комбинат добывает и перерабатывает арктические водоросли и делает из них компоненты, которые можно использовать в косметике — микронизированные водоросли, полисахариды и различные вытяжки.
Изготовлением скрабирующих частиц в России занимается компания «Экокремний». В ее ассортименте есть натуральные скрабы из диоксида кремния, полиэтилена, абрикосовой косточки, скорлупы грецкого ореха и скорлупы кедрового ореха.
Так, большая часть сырья, которым российские компании могут обеспечить производителей косметики, — натурального происхождения.
А что в России с упаковкой?
В большинстве своем материалы для упаковки косметики, как и компоненты в ее составе, — импортные. Поэтому у брендов, которые пользовались услугами европейского, польского и итальянского производства, возникли проблемы с логистикой. А вот маркам, работающим на упаковке отечественного и китайского производства, повезло чуть больше. Китайская стала дешевле в полтора раза из-за курса доллара, а российская не изменилась по стоимости.
В России сейчас производят только самые востребованные пластиковые флаконы и некоторые разновидности упаковочного картона, но не в таких объемах, которые могли бы закрыть потребности всех отечественных компаний.
Особенно остро вопрос с упаковкой стоит для эко-брендов, которые используют такие материалы как алюминий или стекло. Первый производит в России холдинг «Русал» — один из ключевых поставщиков на мировом рынке. Но на дистрибуции роль «Русала» заканчивается — за выпуск алюминиевых банок и туб (то есть превращения алюминиевого листа в знакомую всем упаковку) всегда отвечали зарубежные компании.
Тем не менее отечественные производители осваивают новые форматы упаковок, в том числе различные диспенсеры, тубы и прочее. В 2023 году в России планируется построить картонный завод в Усть-Илимске, а недавно крупный производитель средств личной гигиены, косметики и бытовой химии Cotton Club (бренды «Я самая», Aura) подал заявку в Фонд развития промышленности для получения займа в 500 миллионов рублей на выпуск упаковки для косметики. Такие новости не могут не обнадеживать, но вопрос наших технологий все еще остается открытым — насколько они передовые для производства современной упаковки и могут ли соответствовать мировым стандартам?
Хватает ли в России заводов для производства косметики?
Конечно, всеобщее внимание и интерес к отечественным производителям положительно сказывается на объемах производства, но могут ли с этим справиться заводы?
По словам Анны Дычевой-Смирновой, управляющего директора ExpoVisionRus и организатора выставки InterCHARM, всего в России 610 компаний заняты в сфере производства парфюмерии и косметики. С собственными заводами 182 производителя, а более 400 запускают бренды с помощью контрактного производства. Последнее работает по такой схеме — бренд, у которого нет необходимых мощностей для производства, заказывает продукцию у независимого изготовителя, который обеспечивает контроль качества в соответствии с требованиями заказчика. А поскольку новых косметических марок с каждым годом становится только больше, уже имеющихся заводов не всегда достаточно.
По словам отечественных брендов, сейчас производства действительно активизировались. Например, в конце июня стало известно, что компания Aravia строит завод в Подмосковье. Однако представители бренда оговорились редакции, что его приоритетная задача — расширить производство, прежде всего, для продукции под собственным брендом. Другая хорошая новость — в Ленинградской области построят производственно-логистический комплекс для ООО «Ревада» — компании, специализирующейся на поставке сырья для косметической промышленности и бытовой химии. Это не может не давать надежды на то, что государство заинтересовано в развитии российской косметической отрасли, и рано или поздно производства будут готовы к постоянно растущему объему.