Жажда справедливости вечно ставит перед нами вопрос: что правда, а что вымысел? И с развитием нейросетей, генерирующих реалистичные дипфейки, понять это становится сложнее. Все получилось так, как и предсказывал Олдос Хаксли: технологии сделали большинство из нас пассивными потребителями информации. Даже изолировав себя от соцсетей, мы ошибочно верим, что теперь-то нами невозможно манипулировать.
Чуть ли не с самого момента появления радио и телевидения стали рупором пропаганды, научив людей доверять властям. Но в 1960-е годы американское общество будто проснулось и заново начало задавать вопросы. Фальсификация событий во Вьетнаме, убийство Кеннеди, а позднее Уотергейтский скандал капля за каплей точили камень доверия к власти. Тогда и случился расцвет мокьюментари (термин образован от слияния слов mock и documentary) – псевдодокументального жанра кино.
Рассказываем, как мокьюментари влияет на нас и какие фильмы этого жанра стоит посмотреть всем, чтобы не стать жертвой манипуляций.
Как мокьюментари влияет на сознание зрителя?
Если кратко, то мокьюментари рассказывает небылицу, используя приемы документального кино. Именно это роднит его с телерепортажем. Грань реального и нереального стирается. Сначала зритель испытывает эйфорию от причастности к происходящему, игнорируя странные детали. Но вдруг сомнения развеиваются, когда рассказчик показывает хроники или якобы утраченные кадры (найденную пленку). До самого конца зритель будет слепо идти за автором. Он будет так сосредоточен на впитывании ложных фактов, что не успеет критически их осмыслить. В какой-то момент он почувствует, что не доверяет своему зрению и слуху, паранойя усилится. А в конце и вовсе почувствует себя жертвой обмана. Жестоко, не так ли? Возможно, именно поэтому жанр не обрел такой популярности, хотя отдельные его приемы используются до сих пор.
Часто повествование доходит до абсурда. Например, в качестве эксперимента советским зрителям показали якобы документальный фильм «Ленин – гриб». Сегодня это стало мемом, но тогда непредупрежденные зрители поверили в мистификацию, что после поедания грибов вождь сам превратился в гриб. В качестве аргументов приводилось, например, что якобы существует французское блюдо нинель, которое при обратном прочтении читается как Ленин.
Сегодня элементы жанра мокьюментари встречаются в таких популярных сериалах, как «Парки и зоны отдыха», «Офис», «Реальные пацаны», «Американская семейка», «Долина зомби» и других.
Какие фильмы жанра мокьюментари стоит посмотреть нам всем?
«Первые на Луне», реж. Алексей Федорченко
Интрига строится на предположении, что на самом деле первым человеком на Луне был не Нил Армстронг, а советский космонавт. Начинается история с «кинокадров, качество которых не соответствует принятым техническим нормам, но уникальность важна для фильма».
Кстати, в 2005 году «Первые на Луне» удостоился премии Венецианского кинофестиваля в рамках конкурсной программы «Горизонты» как лучший документальный фильм.
«Забытое серебро», реж. Питер Джексон
До трилогии «Властелин колец» Питер Джексон снимал малобюджетные инди-картины, среди них есть мокьюментари «Забытое серебро». В нем он выступает в роли рассказчика, обнаружившего в собственном гараже утраченный фильм о неизвестном гении Колине Маккензи, открывшем миру технические инновации в кино. Ради достоверности Джексон «состаривал» картинку, приглашал реальных профессионалов из мира кино, подтверждавших его существование.
Вообще, многие выделяют прием «найденная пленка» в отдельный жанр. Но он все еще остается псевдодокументальным кино.
«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», реж. Дэниэл Мирик
Серия фильмов «Ведьма из Блэр» также снята приемом «найденная пленка». «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» и вовсе стала кассовым хитом, собрав в прокате почти 250 миллионов долларов (при бюджете фильма 60 тысяч долларов).
Вступительные титры сообщают зрителю о таинственном исчезновении трех студентов-киношников в лесу. Расследование начинается с опросов местных, которые рассказывают легенды о ведьме из Блэр. Они верят, что под ее влиянием маньяк убил семерых детей. Затем показывают Гробовую скалу, где были найдены жертвы и, наконец, самих пропавших студентов, которые заблудились и сходят с ума. Из-за съемки от первого лица все сверхъестественное кажется реальным.
«Зелиг», реж. Вуди Аллен
Фильм рассказывает о якобы реально существовавшем человеке-хамелеоне по имени Леонард Зелиг (его сыграл режиссер Вуди Аллен). Он обладал уникальной способностью полностью перевоплощаться в человека, с которым разговаривал, вплоть до смены цвета кожи, фигуры, голоса, политических убеждений и других черт. Дело в том, что у него нет собственной личности. И поэтому Зелиг стал не только телевизионной сенсацией, но и объектом изучения психиатров (одну из них сыграла Миа Фэрроу).
«Падения», реж. Питер Гринуэй
Питер Гринуэй создает атмосферу мирового заговора с помощью документальной съемки.
Зрителю показывают крохотный фрагмент новейшего издания биографического справочника-указателя по жертвам некоего Загадочного ожесточенного воздействия (VUE, или Violent Unknown Event). Всего в томе насчитывается 19 миллионов имен, среди которых интерес представляют люди с фамилиями, начинающимися на Fall (буквально переводится как «падение»).
«Борат: культурное исследование Америки на благо славного народа Казахстана», реж. Саша Барон Коэн
Саша Барон Коэн в роли вымышленного им персонажа Бората Сагдиева, который по приказу Министерства информации Казахстана отправляется в США, чтобы снять документальный фильм об американской культуре. Из-за наивности и незнания местных обычаев он постоянно попадает в курьезные ситуации, а также встречается со знаменитостями (в числе звездных камео Памела Андерсон). Вообще, это больше черная комедия, которая использует репортаж в качестве приема повествования.