В Санкт-Петербурге в корпусе Бенуа Русского музея открылась масштабная выставка, посвященная Архипу Куинджи. Наверняка вы неоднократно слышали, что Куинджи называют художником света, а его работа с оттенками вызывает восхищение, поэтому увидеть его произведения вживую стоит каждому. Поверьте, кисть мастера вызывает неподдельные эмоции.
Выставка «Архип Куинджи. Иллюзия света» доступна к посещению до 30 марта 2026 года, а мы решили рассказать про нее не в простой новости, а привлечь творческого человека из немного иной сферы — художника, который пишет словами.
Наш выбор пал на совсем молодую писательницу Анфису Судакову, творящую под псевдонимом Нуль Форм. Анфиса окончила бакалавриат Culture, Media and Creative Industries в King’s College London и магистратуру Creative Writing в City St George’s University.
Анфиса уже посетила «Иллюзию света» и написала для нас небольшое эссе, в которое мы предлагаем погрузиться и вам, чтобы почувствовать выставку и точно захотеть увидеть ее своими глазами.
Анфиса Судакова
Передаем слово Нуль Форм:
«На размытой дождем и затянутой тюлем тумана проселочной дороге, изрезанной колеями и исколотой следами ног, лап и копыт, меня встречает импозантный мужчина с густой бородой оттенка дуба и пронизывающим добродушием каштановым взглядом. Он берет меня под руку и ведет к пышущей жизнью лесной опушке, над которой застыл молочно-кремовый массив взбитых облаков. Ненавязчивое пение соловья и монотонное дребезжание крыльев стрекоз ласкает уши, а легкий ветерок — лицо, спасая от летнего зноя.
Свернув направо, мы прогуливаемся по березовой роще, где стволы-зебры окружены пушистым салатовым убранством в виде боа из клоков зеленых листьев, а полуденные лучи, прорывающиеся сквозь них, обдают золотом протоптанную тропинку тигровыми полосками света. Минув темную чащу вдоль ручейка с водой цвета самовара, стекающей к болотно-зеленому озеру, мы оказываемся у шуршащего песком и галькой моря, оглушающего влажным запахом йода и смехом моряков на сереющем неподалеку паруснике. На пустынном берегу барашки беспокойных волн поочередно подкрадываются к нашей обуви липкой белой пеной, стремясь поступательными движениями притянуть в свои мокрые объятья. Испугавшись фата-моргана пепельно-голубых туч на кобальтовом горизонте, мы спешим подняться на холм, усеянный колючими кустами дикого чертополоха, дразнящего и манящего цикламеновыми щупальцами лепестков, среди редких вкраплений лопухов и полевых цветов. Достигнув вершины, мы наблюдаем как дождевые облака, заляпанные малиновыми пятнами заката, расступаются перед нами, давая насладиться открывающимся видом на янтарно-бордовый мусс неба. Медная сосна корчится на обрыве неподалеку, терзаемая алым солнцем, заливающим своей артериальной кровью горизонт. Скоро то исчезнет наполовину, заставляя небосвод заржаветь. Обернувшись, мы замечаем мандариновую дольку полумесяца, висящую в уже успокоенном объятиями сиреневых сумерек воздухе, наполненном лишь мычанием нежащихся в ласковой траве карамельных буренок и криком чаек на фоне бриллиантовых звезд в лазурите космоса. С наступлением чернильной мглы ночи улыбка серебряного серпа полнеет в белоликую луну, отражающуюся неоновой бирюзой во тьме умиротворенной речной глади и ядовитой желтизной на фасадах белокаменных домиков с черной крышей, ютящихся в низине.
Вздрогнув, я понимаю, что пришло время прощаться, ведь «Лунная ночь» — заключительная картиной Архипа Куинджи на выставке «Иллюзия света». Я отпускаю руку великого художника и удаляюсь по лабиринту из коридоров Русского музея к выходу».
А если вам хочется узнать еще больше про молодое поколение писателей, то мы рекомендуем прочитать роман «Девять жизней октября», написанный под кураторством Константина Образцова девятью авторами – участниками проекта «Литературный пазл» от VK и ЭКСМО и посмотреть первое в мире литературное реалити-шоу «Новое слово», которое совсем скоро выйдет на RUTUBE. Нуль Форм стала одним из соавтором книги, а еще одна соавтор – Лилия Горская будет участницей «Нового слова», которое выходит при поддержке ИРИ.