Когда я встречаю Костю Плотникова в коридоре офиса «Кинопоиска» на миг меня даже берет оторопь. На меня смотрит и улыбается человек, который сыграл кумира и моей юности, и миллионов наших с ним ровесников. Обращаю внимание на кольцо Кости, на котором выгравировано «Хой!», на толстовку с надписью Introvert и понимаю, что нас ждет даже не интервью, а разговор, будто мы двадцать лет назад оба сидим во дворе на трубах и под гитару обсуждаем новые песни «Короля и Шута».
Так, оно, впрочем и вышло, за исключением того, что нам обоим за тридцать и для каждого из нас сериал «Король и Шут», который выйдет эксклюзивно на Кинопоиске уже 2 марта — важная веха.
Костя, мы с тобой ровесники, я отлично помню свою панковскую юность, и понимаю, что в Санкт-Петербурге начала «нулевых» субкультуры были еще ярче и больше цвели, чем в Москве. Ты к ним как относился?
Скажем так, в то время, когда я рос в Петербурге, было сложно не относиться «никуда», практически невозможно. Но не могу сказать, что у нас было четкое деление на субкультуры внутри компании, скорее по территориальному признаку. Например, тусовка с «Приморской» (станция метро в Санкт-Петербурге — Прим. ред) с Васильевского острова, включала в себя и панков, и другие субкультуры.
И вы не ссорились?
Вообще нет, мы стебали друг друга.
Когда я был совсем маленький, у нас во дворе была надпись «Кино». И почему-то наш двор был именно киноманов. Потом, когда взрослел, уже родилась компания, в которой были и рэперы, и панки, и антифа. Но вот кого не было, так это скинхедов, их все не любили.
Что касается музыки, я помню такую историю: чем ты слушаешь в любой субкультуре более неизвестную, честную и безбашенную музыку, тем ты круче. Если это рэп, то какой-нибудь Ol’ Dirty Bastard, если джаз, никакого Джона Колтрейна, выбираешь какие-то совершенно заоблачные джазовые треки.
А что выбрал ты?
У меня был насыщенный плеер. Все, что я считал честной музыкой.
Давай вспомним троих?
Ol’ Dirty Bastard, Король и Шут, трек «Мертвый анархист» у меня был в плеере всегда. «Мертвый анархист» для меня был бриллиантом этой группы, как и «Проклятый старый дом». Какие-то треки The Doors, какие-то Nirvana. Если брать электронную музыку, то я слушал Mr. Oizo. Все было странное, необычное и такое, что ты можешь дать послушать «корешам».
Как к «Королю и Шуту» относились подростки Питера? Группа все-таки местная.
Очень хорошо. Я не фанател от группы «Король и Шут», как и от любой другой группы. Я был меломаном. После объявления, что я буду играть Михаила Горшенева, мне позвонил друг, которого я знал с песочницы и сказал: «Костян, ты помнишь, что ты подсадил меня на группу «Король и Шут»? А я помню его как раз полностью в аутфите КиШ но, честно говоря, не помню, что подсадил на «Короля и Шута».
С «Мертвым анархистом» разобрались, а от каких первых аккордов «Короля и Шута» еще екает сердечко?
«Дурак и молния», «Проказник Скоморох». Вообще, обожаю два первых альбома. Не могу представить ситуацию, когда заиграет «Охотник» или «Лесник», а я не начну двигать головой, не захочется подпеть. «Мертвый анархист», наверное, из-за того, что я его слушал с 13-14 лет, и у меня есть какая-то ностальгическая история.
Как случились в твоей жизни пробы на роль Горшка?
Я увидел кастинг, что ищут Горшка. Сердечко сразу забилось, думаю: «Так-так-так». Это был один из немногих кастингов, когда я запарился с пробами. Обычно, нужно записать самопробы и отправить, ну ты отправляешь и забываешь. И задача именно забыть, чтобы не расстраиваться каждый раз. А тут из головы не шла мысль, что я очень хочу, чтобы посмотрели эти пробы. Просто посмотрели. Не буду скрывать, я знал о своем внешнем сходстве с Горшком. Мне это часто говорили, а когда я учился в театральной академии, играл Шута в «Двенадцатой ночи», у меня был сломан передний зуб, я придумывал себе грим и ставил волосы, многие связывали эти образы, естественно.
Я очень долго ждал ответа, но ничего не происходило, ноль просмотров на YouTube. Я отправил пробы агенту, но все глухо. А потом начали происходить такие маленькие вещи: то какой-то знакомый на Facebook* написал: «Костян, ты видел там кастинг», жена тоже: «Надо, чтобы на тебя посмотрели». Помимо моих мыслей, это еще вот так отработало. И в какой-то момент я решился написать режиссеру в Facebook*, но не «Не возьмите меня на роль», ни в коем случае, а «Я хотел бы принять участие в этом кастинге».
Он ответил?
Что меня удивило — да.
Дальше как все закрутилось?
Я увидел, что пошел набор количества просмотров. Один просмотр, четыре просмотра, шесть… Потом оказался в Москве по другому проекту, агент знала, и написала: «Слушай, хотят тебя посмотреть, а ты как раз в Москве. Приходи познакомиться». А я даже не готовился ни к чему. Пришел, меня спросили, могу ли я остаться еще на денек. Так и сделал, начались пробы. Продолжались они очень долго. Раз семь я приезжал в Москву и совершенно не понимал, что происходит, но мне очень нравился процесс. И в какой-то момент жена говорит: «Просто так семь раз в Москву никого не возят». А у меня все равно в голове: «Ну, наверно, там проверяют еще других актеров». И в какой-то момент я заметил, что меня даже уже не снимают, но при этом мне еще никто не говорил, что я утвержден.
Как это случилось и что ты почувствовал?
Я не помню конкретно как было. Наверно, я раньше почувствовал, потому что на 8 раз уже осознание пошло. Сказать, что был рад — ничего не сказать. У меня сразу же появилось дикое желание с головой погружаться в проект, не брать новых театральных работ.
А пришел с этим страх? Ты же прекрасно понимаешь, что попадешь под шквал оценок. На тебя упала очень мощная ответственность — показать кумира поколения. Обязательно появятся люди, которые будут тебя ругать, люди, которые будут восхищаться, стучаться к тебе в директ.
Был страх, но совершенно не связанный с этим. Страх огромной ответственности, потому что я понимаю, что это за личность, реально существовавший человек, плюс ко всему, очень непростой. Такой груз огромной роли, конечно, на меня упал.
Что касается шквала оценок и так далее, то когда все завертелось и начался процесс съемок, у меня совершенно не было времени об этом думать. Если словить рефлексию, то когда читать, смотреть, изучать, слушать? А я сразу поставил задачу, что должен максимально окружить себя всем, что связано с Михаилом, с самой группой и около.
Сейчас у тебя есть время на рефлексию?
А сейчас я не вижу смысла вообще переживать, мы сняли сериал. Все уже сделано. И в любом случае будут те, кому не понравится и будут те, кому понравится. Незачем рефлексировать, будем решать проблемы по мере поступления.
Представь, фанаты сериал примут, тебя нарекут «отличным Горшком». Понимаешь, что эту связь будет сложно разорвать? Не боишься стать актером одной роли?
У меня встречный вопрос: «Есть ли что-то лучше для актера, чем работать над тем, чтобы разорвать связь с большой ролью?» То, что вообще возникает потребность разорвать связь, означает, что роль была большая, запоминающаяся. А чего еще хочет актер?
Ты сказал, когда тебя утвердили, ты начал максимально погружаться в панк-рок, окружать себя «Королем и Шутом» и т.д. Расскажи подробнее — как?
Я завел несколько тетрадок, понимая, что история сложная, там будут и фэнтази, и все прочее, и все будет переплетаться. Я делал карту сериала, чтобы ориентироваться. Мы же снимали панк-сказку, буквально то, что никто не делал до нас — нужно было соединить два мира. Я понимал, не все будет сниматься по порядку, поэтому карта была нужна, чтобы не упустить ничего. Отдельно — дневник Михаила Горшенева, куда выписывал его фразы, цитаты. Очень много смотрел интервью. В один момент мне показалось, что я посмотрел все, но YouTube меня удивлял и выдавал материал, которого я не видел, какие-то документальные кадры. Просматривая, я понимал, что Михаил читал, каких идей придерживался, понял, что Кропоткин занимал важную часть в его жизни, читал про Кропоткина. Изучил анархизм, могу сказать, что погрузился даже. Читал книгу Александра Балунова (бас-гитарист группы «Король и Шут» — прим. ред.) «Между Купчино и Ржевкой». Ходил к школе Горшка и в принципе по его району, я там часто раньше гулял с друзьями. Слушал то, что слушал Горшок, он тоже любил неизвестные группы, как выяснилось.
Ты сам поешь в сериале?
Ну это мы скоро увидим (смеется).
А что ты своего привнес в образ Горшка? Или старался в хорошем смысле сделать его копию?
Прекрасно осознаю, что я Константин Плотников, который играет роль Горшка. Лично с Горшком не знаком, и не беседовал с ним. Знаком только по интервью, поэтому, конечно, старался максимально приблизиться и уловить суть: «Почему он так общается с журналистом сейчас? В какой период жизни?» Условно, здесь у него первый брак, он вот такой. Ну, насколько я знаю и насколько это описано в книге Балу (бас-гитарист группы «Король и Шут» — прим. ред.). Вот второй брак, где он уже сделал зубы, тоже важный момент. Мы сейчас не залезем в голову Горшка и не спросим: «Почему вот так». Лучше, чем Михаил, никто не ответит, поэтому я старался максимально приблизиться к нему, насколько возможно в моем понимании.
Как думаешь, почему именно группа «Король и Шут» стала феноменом в России?
Начну банально, во-первых, потому что тандем. Михаил Горшенев, мелодист от рождения, и Андрей Князев, который пишет такие тексты. Вот они сошлись, сдружились и произошла такая сцепка.
Во-вторых, связать сказки, баллады с панк-роком, мало кому на такое хватало смелости.
И в-третьих, момент честности. Им очень нравилось то, что они делают. Ребят меньше интересовала популярность или какие-то виллы и дома, чем то, что они делали. Им было кайфово от этого, по-настоящему круто. А зритель всегда чувствует, когда тебе кайфово самому выйти на сцену и спеть. Не потому что заплатят и у тебя график такой стоит, а потому что ты хочешь это сделать и любишь по-настоящему.
«Король и Шут» внезапно стали снова популярны. Сейчас дети, подростки обожают КиШа. Кинопоиск делает на этот сериал огромную ставку. Никому не стыдно говорить, что он слушает «Короля и Шута». Что случилось-то?
Вопрос, который интересует меня не меньше. Я понимаю, почему вообще эта группа нравится. Возвращаясь к началу разговора, напомню, я сам не могу начать слушать песню «Лесник» или «Охотник», не входя в этот кайф. Вопрос гениальной мелодии и текстов, которые «забирают» тебя. Я дочке пою песню «Забытые ботинки», она знает ее с двух месяцев, сейчас ей уже пять. Как произошло — не понимаю, почему слушают — понимаю.
Для меня больший вопрос, почему эта популярность вообще уходила.
Фотограф: Сергей Аутраш
Стилист: Яна Бабурова
Визажист и волосы: специалист beauty-команды @lenayasenkova_team — Галия Марфина
Продюсер: Анастасия Фридман
Интервью: Кира Кузнецова
Текст: Кира Кузнецова, Алиса Хуссаин
Одежда на фото: первый и четвертый кадр: футболка, Funday; второй и четвертый: футболка, Funday; брюки, Pal Zileri; кеды, Corneliani; кольцо, собственность героя; третий: Рубашка, футболка, брюки, Pal Zileri; кеды, Corneliani; кольцо, собственность героя