#ЭКСКЛЮЗИВ

Рубрика об искусстве «Водил меня Серега»: как понять, что перед тобой арт, а не мусор?

Анастасия Постригай — основатель Школы популярного искусства и искусствовед всея Руси. По крайней мере, так у нее написано в Instagram @op_pop_art, на который подписано аж 327 тысяч человек. Анастасия регулярно рассказывает своим подписчикам и ученикам о любимых художниках, самых известных картинах и отвечает на все их вопросы. Вот и мы решили задать ей парочку — теперь в рубрике «Водил меня Серега» Настя будет рассказывать тебе о Ван Гоге и не только.


Пространство меняет смысл

«Фонтан» (1917), Марсель Дюшан

Писсуар в магазине сантехники будет просто предметом, а писсуар, который Дюшан поставил в выставочном зале, — искусством. Так художник нарушает правила и смеется над устоями. И это вошло в историю!

Верь специалистам. Если проект находится в музее, значит, он прошел отбор искусствоведов, критиков, кураторов, которые признали работу достойной.


Искусство провоцирует

«Давид» (1504), Микеланджело

Искусство старых мастеров — это на века. Высекая Давида из Мрамора, Микеланджело надеялся, что люди годами будут любоваться этой красотой.

Современное искусство более подвижно, оно реагирует на вызовы времени. Не все художники мечтают о бессмертии. Рабочий процесс и реакция публики для них зачастую важнее, чем результат, которым можно любоваться. Поэтому сегодня так популярны перформансы, инсталляции, акционизм и т.д. В них требуется вовлечение публики, они происходят здесь и сейчас.

Если объект вызывает у тебя эмоции и желание изучить его, это искусство. Вытолкнуть тебя из зоны комфорта — одна из главных задач художника.

Но если ты изучил биографию автора, ознакомился с творческим методом, почитал описание куратора, послушал гида и все равно считаешь работу бездарной — возможно, так оно и есть.

«Зачем тогда стараться?» – спросишь ты. Для воспитания вкуса.


Промахи неизбежны

«Пирамида из апельсинов» («Город души») (1967), Рулов Лоу

Художники — люди самоироничные. На выставке современного искусства рядом с работой одного молодого автора я как-то увидела надпись от руки: «Дорогие уборщицы, это не мусор, это инсталляция – пожалуйста, ничего не выбрасывайте и не переставляйте».

Современное искусство – это эксперимент, но не все эксперименты успешны. И только время покажет, где настоящее сокровище, а где подделка.


История рассудит

«Древняя Италия» (1838), Уильям Тернер

Все искусство когда-то было современным: импрессионисты считались бунтарями, Уильям Тернер — сумасшедшим и так далее. Новаторов называли бездарями и 100, и 200 лет назад, но именно благодаря таким людям искусство движется вперед.