Мы настолько привыкли к тому, что мусор вывозится, огонь тушится, а скорая приезжает вовремя, что этого почти не замечаем. Нам кажется, что здоровое функционирование этих служб – что-то естественное, само собой разумеющееся. И мы даже не задумываемся, что за всеми этими процессами стоят десятилетия, если не столетия развития общества, сложнейшие технологии и главное – люди, незаметные герои города.
Темой сегодняшнего разговора станет кибербезопасность и те, кто ее обеспечивает. С массовым распространением интернета онлайн-мошенничество стало поистине глобальной проблемой – от знаменитых «нигерийских писем», которые приходили на почту первым пользователям Сети, до современных методов незаконного получения личных данных – CVV кодов, паролей от банковских счетов и профилей на государственных ресурсах – через звонки «полковников полиции», «служб безопасности банков» и «доставщиков цветов». ФСБ оценивает ущерб от действий киберпреступников лишь за 2025 год в одной только России в 200 миллиардов рублей. Цифра, поражающая воображение, не правда ли? И как же обезопасить себя и своих близких, если схемы мошенничества, кажется, постоянно меняются?
Как пользователей интернета защищают от мошенников?
Осознавая угрозу интернет-мошенничества, и государство, и частные компании – соцсети и банки – применяют множество мер, чтобы сделать взаимодействие пользователей с онлайн-сервисами не просто удобным, но и безопасным. Так, многие соцсети при переходе по ссылке на сторонние ресурсы предупреждают о переадресации и о возможном риске попасться на удочку фишинга (такие фейковые страницы мимикрируют под настоящие популярные сайты, чтобы похитить данные – логины и пароли), а также развивают систему репортов – жалоб, которые пользователь может подать на подозрительную страницу, а служба безопасности оперативно их рассмотрит.
Но, пожалуй, самый большой вклад в борьбу против кибермошенничества осуществляет банковская сфера – как наиболее лакомый кусочек для онлайн-преступников, – и государство, чья задача – обеспечивать безопасность своих граждан. Часто они работают в тандеме: так, в 2025 году был принят ряд законов, призванных уберечь граждан, попавшихся на уговоры мошенников, от финансовых потерь. Например, при выдаче кредитов теперь будет действовать «период охлаждения» – временной промежуток, в который после заключения договора деньги не будут перечислены на счет: такая мера позволит пользователю осознать, что он находится под воздействием преступников, и отменить перевод. А банки обязуются тщательнее проверять операции по переводам и снятию наличных, чтобы удостовериться, что клиент не действует под давлением. Да, так финансовые процедуры будут осуществляться чуть медленнее, чем раньше, но парой минут ради собственной безопасности можно пожертвовать.
О чем говорят цифры?
В эти цифры сложно поверить, но они правдивы, и потому особенно важно сохранять бдительность, чтобы самому не стать жертвой мошенников. Самый лучший совет – не отвечать звонящим с незнакомых номеров, даже если звонок подписан как «Госуслуги» или «ФСБ»: с повсеместной цифровизацией все важные уведомления будут приходить по официальным каналам. Ну а если трубку ты все-таки поднял, то ни в коем случае не передавай личные данные: логины и пароли, CVV-коды, а также коды доступа, пришедшие по СМС – неспроста в сообщениях пишется дисклеймер: «Никому не сообщайте этот код». В случае, когда возникают сомнения, лучше сбросить звонок и обратиться с уточняющим вопросом в соответствующее ведомство.
Где узнать больше?
Соцсети и официальные сайты банков, мобильных операторов, государственных органов часто публикуют полезную информацию о том, какие мошеннические схемы бывают и как им можно противостоять. И, конечно, существует множество проектов, призванных повысить осведомленность граждан в сфере кибербезопасности: лекции «Московского долголетия» или, например, «Инфраструктура кибербезопасности», осуществляемая в рамках нацпроекта «Экономика данных». Но для начала PEOPLETALK советует посмотреть короткий мультфильм, созданный при поддержке Института развития интернета: пятиминутный детектив о неудавшемся онлайн-преступлении.
Кто он – невидимый герой службы безопасности?
Те, кто стоит на страже нашей финансовой безопасности, – простые люди: бдительные банковские служащие, которые способны распознать в клиенте того, кто находится под давлением киберпреступников; работники ИТ, создающие новые системы безопасности, способные заметить подозрительный перевод и заблокировать его до выяснения обстоятельств; специалисты финансового спектра, подготавливающие новые законопроекты и памятки по защите от мошенников… И даже ты можешь им быть: когда, например, рассказываешь пожилым родственникам о новых схемах «развода».