Главная бунтарка фэшн-мира, командор ордена Британской империи и королева панка. Все эти слова идеально описывают Вивьен Вествуд, о смерти которой стало известно пару минут назад. За 50 лет, посвященных моде, она превратилась из бунтарки в национальное достояние, полностью перевернула индустрию и, самое главное – визуализировала английский панк.
Все, что она делала, было пропитано духом протеста и свободы – начиная с дерзких показов и заканчивая личными перформансами. Взять, к примеру, ее появление в Букингемском дворце во время вручения ордена Британской империи в 1992 году. Тогда на встречу с королевой Вествуд пришла без нижнего белья.
Показы Вествуд заслуживают отдельного внимания. Каждое шоу было пронизано театральностью и фееричным размахом. Модели ходили по подиуму с ирокезами на голове и в туфлях на экстремально высоком каблуке (на которых не устояла даже Наоми Кэмпбелл).
Она не боялась осуждений, выражала через коллекции свою позицию, пробовала новое и делала то, на что до этого дизайнеры просто не решались. Сегодня по случаю ее дня рождения рассказываем о ярких моментах карьеры дизайнера.
SEX
В середине 1960-х Вивьен Вествуд познакомилась с менеджером группы Sex Pistols, и ее жизнь в корне изменилась. Из обычного школьного учителя она превратилась в главного визуализатора панка. В 1971 году вместе с Маклареном они открыли магазин Let it Rock на Кингс-роуд, который впоследствии переименовали в Too Fast to Live, а затем Too Young to Die. И только весной 1974-го он получил свое иконическое название SEX.
На фасаде бутика разместили огромную пенопластовую вывеску с надписью SEX розового цвета. Очень быстро магазин стал главным местом силы всех панков. А все потому, что там можно было купить фетишистскую одежду, рваные свитера, а еще футболки с бунтарскими фразами Destroy и No future. Все это дело рук Вествуд и Макларена.
«Боже, спаси королеву»
В 1976 году мир увидел одну из самых значимых вещей, созданных Вивьен Вествуд. В самый разгар эпохи панка в Британии дизайнер представила лонгслив с портретом Елизаветы II в овальной рамке и с кричащей надписью God save The Queen. Его создал художник Джейми Рид для обложки одноименного альбома Sex Pistols. А Вивьен, в свою очередь, перенесла арт на одежду.
«Пираты»
Подиумный дебют Вивьен Вествуд состоялся в 1981 году, когда ей было чуть больше 40 лет (что по меркам мира моды считалось довольно поздним стартом). Первая коллекция королевы панка называлась «Пираты» и была навеяна соответствующим историческим событием. Модели ходили по подиуму в капитанских шляпах, сапогах с пряжками, мешковатых брюках с морским принтом, которые дополняли широкие ремнями. А нижнее белье было создано по подобию моделей XVIII века.
В итоге получилась настоящая пиратская униформа XX века в прочтении Вествуд. К слову, сама дизайнер не раз говорила, что это шоу положило начало ее модной карьере. Потому что именно после дебютного показа творчеством Вествуд заинтересовались крупные ретейлеры – Bloomingdale’s, Henri Bendel, Macy’s и Joseph.
«Эта женщина когда-то была панком»
Несмотря на то что к концу 1980-х Вествуд уже не была так радикально настроена против правительства, дух бунтарства прошел красной нитью через все ее творчество. И вот одно из многочисленных доказательств. В 1989 году дизайнер создала костюм для тогда еще действующего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Но перед тем, как отправить, Вествуд надела его для съемки журнала Tatler. В итоге получился по-настоящему хулиганский номер. Дизайнер предстала в образе Тэтчер (сходство действительно поражает), а на обложке красовалась надпись: «Когда-то эта женщина была панком». Говорят, после такой скандальной выходки премьер-министр была в ярости.
«Мы продали душу за потребление»
Каждый показ Вивьен Вествуд превращала в перформанс. В 2012 году она попросила всех сидящих в первом ряду надеть футболки с изображением Джулиана Ассанжа, в финале шоу весна-лето 2018 ее вынесли на подиум на руках, а на показе в следующем году модели произносили монологи о борьбе с корпорациями. О последнем хочется рассказать подробнее как минимум потому, что тема экологии и спасения окружающей среды волновала Вествуд еще задолго до того, как это стало модным. В начале 2000-х она принимала участие в митингах и протестах, а чуть позже запустила знаменитую кампанию Climate Revolution.
К сезону осень-зима 2019 Вествуд выпустила кампанию, в которой призывала людей покупать меньше одежды. Через некоторое время прошел тот самый показ-перформанс: модели шли по подиуму и произносили монологи, посвященные теме экологии, а в финале сама Вествуд исполнила песню.
За ее спиной стояли все участвующие в шоу и держали плакаты со словами: «Мы продали душу за потребление».