Как часто ты задумываешься о том, какой уход и забота нужны экспонатам музеев? Уверены, что только в тот момент, когда проходишь специальные установки по контролю температуры и влажности в музейных залах.
Но на самом деле «по ту сторону» экспозиций происходит гигантская работа, не видимая обычному глазу. Мы об этом узнали благодаря тому, что Samsung Electronics и Государственный Эрмитаж провели 21 сентября пресс-конференцию, на которой представили реставрационные проекты в рамках программы «Связь времен – связь технологий».
Оказалось, что партнеры сотрудничают по этой программе с 2007 года. За этот период были отреставрированы такие ценные экспонаты, как музыкальный автомат с часами «Клетка с птицей» мастера Пьера Жаке Дро, механическое «Бюро с Аполлоном», работы мастерской Давида Рентгена, большие настольные часы с органом, принадлежавшие Екатерине II, изготовленные английским мастером Эрдли Нортоном и многие другие.
Согласись, когда застываешь, пораженный деталями и роскошью экспонатов в Эрмитаже, то даже не представляешь, как эта ценность прошла сквозь века и мало того, что сохранилась, так еще и работает. В самом известном музее России (а, возможно, и мира), над тем, чтобы история и искусство продолжали стучать своими механическими сердцами, кропотливо работают художники-реставраторы Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа. А помогают им в этом сложнейшем и тончайшем деле специалисты Samsung.
Как правильно отмечает Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа — «Совместная работа Samsung и Эрмитажа ‒ блестящий пример стабильного, спокойного и умного сотрудничества. Оно сосредоточено на двух направлениях принципиально важных для миссии обеих институций ‒ тонкие технологии прошлого и настоящего и ‒ современные технологии на службе зрителя. В залах и текстах Эрмитажа имя Samsung встречается очень часто».
Но вернемся к имени, которое не оставляет равнодушным никого — Карл Фаберже. В этом году все теми же силами будут отреставрированы часы в форме яйца, созданные мастерами фирмы Карла Фаберже в Санкт-Петербурге в 1902 году.
Только почитай, что эти часы умеют: в верхней части устройства спрятан музыкальный механизм. Первоначальная особенность этого предмета искусства – покрытый золотой эмалью и украшенный алмазами петушок. По замыслу мастеров, он должен был появляться каждый час и, взмахивая крыльями и наклонив голову, петь в течение 15 секунд.
Честно говоря, мурашки бегут только от описания, а уж как хочется взглянуть на часы своими глазами. Что ж, будем ждать окончания реставрационных работ и тут же возьмем билеты в Северную столицу.