Гипноз, колдовство, кража детей, фраза «позолоти ручку», попрошайничество – какие только стереотипы не существуют вокруг цыган. PEOPLETALK разрушает мифы и рассказывает о нынешней жизни этого народа – в которой нет места преступлениям, зато есть музыка, религия и поиск себя в этом мире.
Сегодня цыгане живут во многих странах Европы, Северной Африке, Австралии, США. География распространения этого народа действительно поражает. В России их численность составляет примерно 250 тысяч человек. Цифры очень условные – реальные узнать сложно.
Не все цыгане рассказывают о своей национальности при переписи населения (последняя была в 2020–2021 году), они неохотно упоминают об этом и при поступлении в университет, устройстве на работе. Если вопрос о национальности все же возникает – проще представиться кем-то другим, например русским, венгром, румыном. Причина такой таинственности – страх перед окружающими. Ведь их сразу начнут ассоциировать с криминалом.
История цыган связана с постоянным преследованием и угнетением: в XX веке геноцид был повсеместным. Особенно в годы Второй мировой войны. В период с 1941 по 1944 год в СССР были убиты более 30 тысяч цыган.
В Советском Союзе они были нежелательным народом. Большевикам не нравился кочевой образ жизни рома, их аполитичность и любовь к богатству. В 1932 году ввели паспорта, по которым можно было получать продовольственные карточки. Города стали «закрытыми» и «открытыми» – в последние цыганам запрещали доступ. Их отправляли в Норильск, Ухту, к берегам Оби. В 1956 году вышел закон о бродяжничестве, запрещавший цыганам вести кочевой образ жизни, и он навсегда остался в прошлом.
«Сегодня в России нет кочующих цыган. Часть живет диаспорами в больших городах, и также немалая часть живет в цыганских поселках, которые сейчас все называют псевдотаборами. Случается, что цыганам приходится куда-то уезжать всей большой семьей, например на свадьбу, это очень бросается в глаза, когда такая толпа куда-то отправляется, и окружающие начинают говорить: «Вот, цыгане опять кочуют». Но это в корне неверно», – рассказывает Надежда Деметр, историк, специалист в области этнографии и истории цыган.
Она добавляет, что манера поведения, одежда, род занятий современных цыган зависят от места, где они осели. Русские цыгане больше заимствуют от русских, молдавские от молдаван, румынские от румын и т.д. Самыми консервативными являются австро-венгерские цыгане – они будут соблюдать все законы того государства, где оказались, будут жить, соблюдая все правила.
«Они ремесленники, очень хорошо работают руками. Изготавливают прекрасные металлические изделия. Какая-то часть в науке, какая-то часть работает в сфере обслуживания, какая-то занимается творчеством – очень много актеров, певцов, поэтов», – объясняет Надежда Деметр.
Воровство, наркотики, преступления – этими стереотипами общественность наградила целый народ. Если цыган – значит, обязательно связан с криминалом. Но понятно, что это домыслы. Не все такие. Вот пять откровенных историй от представителей этого народа о религиозных праздниках, цыганском языке и творчестве.
Владимир Чеботарев
Я никогда не скрывал свое происхождение. Да и трудно это сделать – внешность у меня яркая. Окружающие всегда доброжелательно относились ко мне и к моей семье. Я дружил с русскими детьми. Мои родители общались с их родителями. В школе, в техникуме, а затем на работе – ко мне везде относились хорошо.
Я вырос в городе Энгельс Саратовской области. Затем переехал в Нижний Новгород, там окончил торговый техникум – стал работать в сфере торговли, затем ушел на пенсию по состоянию здоровья. Еще в 1990-х я вместе с семьей перебрался в Подмосковье, поселок Быково. С тех пор и живу там – занимаюсь общественной деятельностью.
Я в Подмосковье уже больше 30 лет. Нас, цыган, здесь много – около 30 человек. Мои братья, племянники, сыновья. За все время, что здесь нахожусь, не сталкивался с негативом: ни от полиции, ни от местной власти. Нужно признать – многое зависит от людей. Жители нашего поселка видят, что мы адекватные – мы не занимаемся криминалом, работаем официально. Такое отношение должно быть не только к цыганам, но и в принципе ко всем. Нужно судить людей по их поступкам – «что посеешь, то и пожнешь».
Еще в конце 1990-х я встретил известного цыгановеда Николая Бессонова. Мы стали вместе сотрудничать: я ему помогал изучить цыганскую историю, знакомил со своими близкими, делился своими фотографиями, рассказывал о своем быте. В 2017 году Николая не стало – тогда я вместе с его друзьями создал фонд имени Николая Бессонова. Наша цель – рассказывать о цыганской культуре людям. Публиковать те материалы, что он не успел выпустить при жизни.
Валерия Янышева
Я актриса театра «Ромэн». Артисткой работаю уже много лет. У меня никогда не было проблем с поиском работы – все-таки цыганская культура востребована. Но иногда на каких-то выступлениях случались неприятные ситуации.
Бывает, приходишь выступать, и видишь, как от тебя кошельки прячут.
Как-то исторически сложилось, что люди с подозрением относятся к цыганам. В России это началось лет 15 назад. Пошла большая миграция цыган из Европы. Многие из них оказались на улице, стали попрошайничать, заниматься криминалом. В СМИ это активно освещается, подается с позиции, что якобы все цыгане такие, но это же неправда.
Да, у нас до сих пор сильны определенные традиции: сохранение непорочности невесты до брака, сватовство, уважительное отношение к старшим, клятва с иконой в руках и сходки. Последнее означает решение проблемы внутри своей диаспоры – в этой традиции нет ничего криминального, просто мы разбираемся с проблемой в своем коллективе. Еще мы очень религиозны – и отмечаем все праздники. Два главных – Рождество и Пасха.
Я из русских цыган. Мы считаем себя такими же, как и остальные русские. Очень много различий исчезло. Мы живем в городах, говорим на русском языке, соблюдаем традиции русской культуры.
Радомир Цымбал
Цыгане очень закрытый народ со своим сводом правил, многие из них идут по тропам, которые для них проложили их же родители. Не у всех получается выбраться из этого «кокона». Но мне, кажется, удалось это сделать. Я занимаюсь поэзией, работаю моделью, иногда подработаю художником.
Я рос на две семьи: папа-цыган, мама-русская, часто возникали споры и недопонимания. У меня был постоянный диссонанс внутри, так как правила игры везде были разные. На компромиссы родные не шли – часто возникали споры.
Помню, как у меня в 14 лет появились первые отношения. Мы много гуляли вместе, а потом этот человек спросил меня в социальной сети, кто я по национальности, после этого я заблокировал ему доступ к своей странице, хоть и испытывал очень много чувств. Мне было стыдно признаваться, что я цыган. К счастью, со временем я смог разобраться в себе. Сегодня я горжусь своим происхождением: я пишу стихи как на цыганском, так и на русском. В настоящее время не сталкиваюсь с пренебрежением окружающих людей.
Праздники, застолья, крупные свадьбы – это очень важная составляющая цыганской культуры. Обычно на все эти пиры съезжаются дальние и близкие родственники из разных деревень, городов – все, кому не лень.
Меня до сих пор поражает, как проходят некоторые свадьбы: мужчины сидят отдельно от женщин, а в середине торжества – кто-то из родственников танцует, держа в руках окровавленную сорочку невесты. Но отмечу, не во всех семьях соблюдают эту традицию.
Жан Милимеров
Я родился в творческой цыганской семье: отец – музыкант, мама – танцовщица. Я всегда этим гордился! И тоже хотел пойти по их стопам.
Я – реалист. Если ты исполняешь цыганские песни, это должно быть по-цыгански, очень протяжно, мелодично. Так получилось, что петь по-настоящему, так, как это делают цыгане, я не умею. Но кровь не водица, какие-то отголоски в моей музыке все-таки присутствуют.
Сегодня я постоянно в работе – не всегда получается отмечать цыганские праздники, но когда появляется время, мы собираемся все вместе, и, конечно же, поем! Что на сцене, что в жизни – даем концерты. Я не забываю свои корни! Когда я нахожусь в цыганском кругу, например приезжаю на свадьбу или день рождения, всегда общаюсь на цыганском.
Стереотипы о цыганах, появились не сегодня и не вчера. Как с этим бороться? В первую очередь через музыку и творчество. Я надеюсь, когда люди видят меня на ТВ, слышат мои песни, они видят, что я подаю в массы что-то правильное.