Таинственный лес: о чем метафорическая драма «Зло не существует»
25 апреля в отечественный прокат выходит кинопритча «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути. Премьера ленты состоялась на Венецианском кинофестивале, на котором фильм получил особый приз жюри.
Это история о вдовце-разнорабочем Такуми, который проживает в лесу-заповеднике вместе с восьмилетней дочерью Ханной. Когда в японскую деревню приезжают представители строительной компании, чтобы наладить контакт с местными жителями для возведения туристического комплекса, маленькая Ханна неожиданно исчезает.
Рассказываем, почему фильм не оставит никого равнодушным.
Медитативное повествование
Пусть это неочевидно, но главным действующим лицом является таинственный лес, который, кажется, обладает душой, дающей приют местным жителям. Они живут не просто в гармонии с природой, а в какой-то особой почтительной и даже сакральной связи.
Каждый день Такуми (дебютант Хитоси Омика) с товарищем Кадзуо ходит набрать чистой родниковой воды. Им комфортно вот так просто молчать вместе, наслаждаясь звуками леса, однако их спокойствие внезапно нарушают охотничьи выстрелы. И мы понимаем, что совсем скоро этот тихий уголок изменится. А пока Такуми с дочкой Ханной (Ре Нисикава) бродит оленьей тропой, рассказывая, как отличить сосну от лиственницы. Но даже в детский мир вторгается дыхание смерти в виде останков убитого оленя.
Музыка леса
Идея фильма возникла, когда Рюсукэ Хамагути создавал видеоряд для японской мультиинструменталистки и композитора Эйко Исибаси. Ранее режиссер работал вместе с ней над драмой «Сядь за руль моей машины». В этот раз под влиянием ее творчества Рюсукэ Хамагути создал удивительную визуальную симфонию леса, благодаря которой веришь, что природа наделена разумом. В фильме многое остается за кадром, в том числе история главного героя, который постоянно молчит. О том, что у каждого на душе, можно лишь догадываться с помощью музыки, которая погружает то в одинокое и меланхоличное настроение, то в спокойное, которое затем сменяется тревогой и предчувствием незримого зла.
Покорность судьбе и противостояние стихии
Жажда к захвату территории заложена в хищнической натуре человека. И это иллюстрирует встреча жителей японской деревни с представителями строительной компании. Владелец, который приобрел угодья, намерен построить в этом месте глэмпинг. Ему неважно, как его амбиции и страсть к наживе отразятся на живописной местности и ее обитателях.
На проект уже потрачено много средств, но выясняется, что в самой планировке упущена существенная деталь – септик расположен в месте, откуда сточные воды попадают прямо в родник. И эту воду пьют не только местные жители, но и обитатели нескольких соседних деревень, расположенных у подножия горы. Кроме того, из-за растительности высока вероятность пожаров. Да и миграция оленей пострадает.
Аргументы, похоже, убеждают Такахаши (Рюдзи Косака) и Маюзуми (Аяка Сибутани), присланных начальством представить проект. Но несмотря на разумность доводов, они понимают, что новый проект сильно ударит по бюджету, поэтому все, что им остается, – это прятаться за дежурными фразами и путаться в вопросах. В то же время мы понимаем, что они – лишь исполнители чужой воли. Зло безлико – сам бизнесмен остается за кадром.
При этом местные не против глэмпинга и туристов, так как сами являются переселенцами. Молодая девушка рассказывает, как сменила городскую жизнь на счастье в глуши только из-за качества родниковой воды. Однако властям нет дела до таких сентиментальностей. Самих же людей возмущает подход к строительству инфраструктуры, которая превратит чистое поселение в отхожее место. Осознав масштаб угрозы, Такахаши и Маюзуми уговаривают Такуми стать их консультантом на проекте, чтобы познакомить с особенностями дикой местности.
Мистика и символизм в духе Миядзаки
Такуми немногословен, но дает понять, что лес обладает душой, и каждый, кто ступит туда с добрыми намерениями, будет вознагражден, а тот, кто носит в себе зло, испытает на себе возмездие стихии.
И хотя об этом практически ни слова, мы понимаем, что главный герой так и не залечил рану одиночества. Ведь именно в лесу Такуми нашел приют после потери жены. А теперь он может лишиться дочери. Герой блуждает среди деревьев, где сгущается туман. Кажется, будто он попал в другое измерение под звуки музыки композитора Эйко Исибаси. Впрочем, не будем раскрывать все важные повороты фильма, а посоветуем тебе посмотреть его самому и сделать выводы.