После выхода нашумевшего турецкого сериала «Постучись в мою дверь» многие девушки нашли для себя новый идеал мужчины в лице главного героя Серкана Болата в исполнении актера Керема Бюрсина. Казалось бы, он красив (по крайней мере, по мнению большинства), бесспорно обаятелен, а к тому же богат, что тоже большой бонус. Герой хорошо образован, начитан и обладает чувством стиля.
Серкан амбициозен и является примером настоящего трудоголика, который добивается успеха исключительно своими силами. Так, он сумел создать собственную компанию без помощи обеспеченных родителей.
Конечно, мужчины с подобным описанием сразу залетают в топ и становятся образцом того самого принца на белом коне. Который, само собой, появится из ниоткуда, спасет тебя из рутинной жизни с нелюбимой работой, проблемами и просто станет тем самым чудом, заставляющим забыть весь неудачный опыт личной жизни, приобретенный до него.
Однако принцев не существует даже в сериалах, сюжет которых полностью вымышлен. Так ли безупречен Серкан Болат на самом деле или все это время мы идеализировали его образ, обесценивая парней, которые по нашим меркам до него не дотягивают? Если снять розовые очки и посмотреть на отношения главных героев (Серкан Болат и Эда Элдыз), можно заметить, что Серкан ведет себя совсем не идеально. Его поведение неоднозначно, порой абьюзивно и довольно токсично.
В этом материале психолог Светлана Булатова разберет самые нездоровые поступки и чувства главного героя сериала «Постучись в мою дверь».
Светлана Булатова, психолог
1. Боится своих чувств: не может их открыто проявить, признаться в них самому себе и Эде
Быть открытым небезопасно. Быть в контакте с собой небезопасно. Серкан Болат не идентифицирует свои чувства и скрывает уязвимую часть себя. Ту часть, которая на самом-то деле боится быть отвергнута.
Так происходит, когда долгое время желания, эмоции, чувства человека либо игнорируются, сталкиваются с безразличием, либо не имеют отклика у другого. Например, этому способствует холодная мама. Или мама, которая выполняла механические функции, но не создавала эмоциональную связь или ругала ребенка за излишнюю эмоциональность.
Впоследствии такой персонаж может начать бояться своих чувств. Он просто учится любить другого, не выражая этого, что делает субъекта «живым мертвецом».
2. При возникновении проблем во взаимоотношениях Серкан начинает отталкивать Эду и проявлять холод в ее сторону
Серкан Болат постоянно избегает столкновения с конфликтом, потому что не умеет его проходить. Тогда как конфликт говорит о способности выражать свои желания и слушать желания партнера, а вот отказ взаимодействовать с оборотной стороной партнера – об обратном. Также это про отсутствие собственных границ и несоблюдение границ другого человека, про желание сделать другого удобным. Послание таково: «Когда у нас проблемы, ты мне неудобен, не нужен». Именно так Серкан избегает открытых разговоров с возлюбленной, причиняя ей боль.
3. Когда Эда пытается указать на недостатки или проступки партнера, в ответ получает лишь оправдания: «Ты знала, какой я, когда мы начинали отношения. Я не буду меняться»
Главный герой хочет оставить взаимодействие на базовом уровне: при знакомстве я сказал, кто я. Дальше я не пойду. Но это не про построение отношений. Отношения подразумевают развитие двух сторон, движение навстречу друг другу. Если этого нет, нет «мы», то и отношений нет. Отказ меняться – это деградация. Человек эмоционально застрял в возрасте бунтующего подростка, который отчаянно хочет сепарироваться.
4. Неумение извиниться и признать свою ошибку или неправоту
Состояние «я был неправ, прости» в моменте ставит человека ниже. Гордыня же не дает человеку встать в эту позицию. Серкан Болат считает, что он все должен делать идеально и правильно с первого раза. Ошибиться для него – значит проиграть.
Поэтому в герое наблюдается излишний перфекционизм. Он несет внутри себя послание: «Я хочу быть тобой признан. Я хочу тебе нравиться. Когда я ошибаюсь, когда я не прав, я не нравлюсь и меня не признают».
5. Обладает большим количеством тайн, многое скрывает от Эды
Это прямой страх предательства. Страх показать себя таким, каким человек является на самом деле. Страх, что если другой человек узнает о нем правду, то сможет использовать ее против героя. И тогда сам факт наличия правды становится опасным. Возможно, виной тому слишком болезненное прошлое, которое человек хочет вытеснить и больше об этом не вспоминать.
6. Слишком сильно ревнует Эду
У Серкана одновременное желание обладать другим и неуверенность в себе. Подобные чувства обычно испытывает человек, у которого отбирали что-то, с чьими границами не считались, которому приходилось «делиться» из необходимости.
Это поведение может формироваться с момента, когда появляются новые члены семьи, брат или сестра. Будто внимание родителя уходит кому-то другому. И старший ребенок отчаянно пытается это внимание вернуть. Биография героя свидетельствует о том, что у него был брат.
Также такая ревность может быть следствием непройденного периода, в котором человек учится отстаивать право на свое и одновременно понимать, что ему принадлежит не все.
А еще это поиск подтверждения, что его не бросят, растущий из неуверенности.
7. Пытается манипулировать мнением Эды
Очень слабая внутренняя позиция, при которой молодой человек начинает нападать и использовать другого. Такое происходит, когда у него нет весомых аргументов. Он не знает, что сказать, и так защищается. Любая манипуляция – намеренное причинение вреда. Попытка держать человека на расстоянии и вгонять его в чувство вины – так Серкан Болат действует в период ненастоящих отношений, когда герой уже чувствует привязанность к Эде, но не может себе в этом признаться.
8. При спорных ситуациях он всегда старается «победить» Эду и отстоять свою позицию
Это позиция конкуренции, а не сотрудничества. Серкан хочет таким образом подтвердить свой авторитет, показать, что он умен, что он прав, что он не глуп. Будто иначе он сам роняет себя в глазах другого. Это типичные черты человека, которому не давали выражать его мнение, затыкали, говорили, что он не имеет права голоса.
9. Серкан Болат исключает компромиссы
Это очевидный страх поддаться влиянию другого, будто если сейчас пойти на уступку, то им начнут пользоваться и постоянно склонять на свою сторону, и попытка выстроить авторитет посредством запретов. «Будет либо так, как я сказал, либо никак».
10. При возникновении личных трудностей Серкан начинает вымещать агрессию на Эде
Герой ищет поддержку в лице другого человека, но не способен прямо ее попросить. Эта проекция агрессии на более слабого и того, кто рядом, говорит о том, что человек таким образом ищет помощи, потому что выражать чувства может только в присутствии того, кому доверяет.
Он не справляется с кем-то или чем-то вовне. Как мужчина, которого на работе отчитывает начальник, а тот не имеет силы противостоять ему и, приходя домой, срывается на жене и детях.