#СТИЛЬ ЖИЗНИ

Уходить не вариант оставаться: что ждет Instagram* в России?

14 марта решением Роскомнадзора американская социальная сеть Instagram *, принадлежащая компании Meta *, была заблокирована на территории России. В тот день российские блогеры, собравшие за долгие годы существования платформы миллионные армии фолловеров, слезно прощались с соцсетью с мыслями, что этот пост станет для них последним.

Прошло уже почти четыре месяца, а контент на их страницах продолжает публиковаться с той же регулярностью, что и тогда. К слову, речь идет и о рекламных постах, которые, казалось бы, было запрещено размещать. Однако не стоит забывать, что мы говорим о блогерах, для которых социальная сеть была основной площадкой для заработка. Адаптировавшись под новые реалии, они дали себе шанс на минимальные потери. Но вот у простых пользователей возникли проблемы. Если еще в начале среднесуточный охват Instagram * в России был почти 38 млн человек, то к концу мая, по данным Mediascope, он упал до 11,7 млн и вышел из десятка самых посещаемых сайтов.

Тогда в Сети возникла бурная дискуссия о будущем соцсети. И если одни категорично высказывались о ее «смерти» в России, другие же говорили о том, что цифры не выглядят реалистичными. Мы решили разобраться и в этом помогли основатели компании Didenok Team Кирилл Диденок и Пейзулла Магомедов. Поговорили о том, чего стоит ждать российским пользователям соцсети и может ли Instagram * уйти из России навсегда?

Пейзулла Магомедов — сооснователь и исполнительный директор коммуникационного агентства в группе компаний Didenok Team; Кирилл Диденок — диджитал продюсер, основатель музыкального издательства DNK Music и группы компаний Didenok Team

Пока одни говорят о существенном сокращении пользователей площадки, Кирилл и Пейзулла остаются на стороне тех, у кого данная статистика вызывает некоторое недоверие. «Мы не видим существенного падения, во всяком случае такого, о котором говорят все. Мы каждый день анализируем платформы всех наших блогеров, с которыми работаем на эксклюзиве, анализируем и предлагаем клиентам. Да, в каких-то случаях могут быть падения на 10-20 %, но большинство ребят, с которыми мы сотрудничаем, остаются в прежних показателях и такого падения мы не замечаем», – говорят они.

«Однако так уверено можно заявлять об аудитории до 30 лет и в частности о зумерах. Конечно, аудитория постарше, сегмента «мамочек», Собчак и Бородиной потерпели убытки и падения. Потому что большое количество взрослого поколения просто устают от VPN-сервисов, которые работают не очень корректно, становятся платными или блокируются». Так что можно сказать, в Instagram * нашел существование новый «закон природы» – выживет тот, у кого окажется более молодая аудитория. И об этом сейчас расскажем подробнее.

Несмотря на то, что у многих российских пользователей установлен VPN, со временем они все равно уходят с площадки. С чем это может быть связано?

Аудитория устает от постоянного включения и выключения этих сервисов. Несмотря на то, что они позволяют работать Meta *, они ограничивают работу других приложений. Например, парковка Москвы, навигаторы, гос. платформы. Если пользователь хочет зайти в приложения банка или госуслуг, скорее всего, он столкнется с некоторыми ограничениями. Именно поэтому часть аудитории выбирает пласт повседневных приложений вместо Instagram *.

Многие западные бренды продают бизнес в России: так, например, сделал «Макдоналдс», уже открывшийся под новым названием. Возможен ли такой вариант развития событий в случае с Instagram *?

Такой вариант невозможен. Это другая структура бизнеса, это все-таки IT и digital, это не про оффлайн историю. Это не выглядит логичным и рациональным, потому что это общие сервера, общие тренды. Закрытый и капсульный Instagram *, который ограничен географией одной страны, не будет так интересен пользователям, поэтому он просто не нужен. У российских пользователей и так есть ВКонтакте и другие платформы для того, чтобы существовать только на территории одной страны. 

А отвечая на вопрос, «умрет» ли Instagram * как площадка, Кирилл и Пейзулла уверенно отвечают «нет». «Мы не видим никаких предпосылок этому. Это большая соцсеть с очень большими охватами и аудиторией. Так что не понятно, что должно произойти, чтобы аудитория перешла на другие площадки насовсем. Аудитория все равно продолжает активно пользоваться платформой, а креаторы продолжают генерировать там контент. И пока российские пользователи не найдут крутой аналог на российском рынке, прогнозировать смерть Instagram* не стоит».

Подобной позиции придерживаются и коллеги из издания «Коммерсантъ». Согласно их исследованию, рекламодатели уже перестают интерпретировать объявление деятельности Meta * по ведению Instagram * и Facebook * экстремистской как запрет на рекламу на этих площадках. А прошло только четыре месяца. Как говорится, то ли еще будет!

Тем не менее, издание The Bell, ссылаясь на резкий прирост пользователей Telegram, намекнули, что будущее теперь за этой платформой. Мол, в вышеупомянутые цифры посещения Instagram * включены сессии длительностью меньше пяти минут, и если их исключить, выходит, что среднесуточный охват соцсети в мобильной версии теперь составляет всего 5,5 млн пользователей.

Значит ли это, что Instagram * для российских пользователей рано или поздно останется отголоском из прошлого или же, наоборот, блокировка не станет помехой ни для чего? Увидим.

* Instagram принадлежат компании Meta Platforms Inc (признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ).