Дэвид Линч – гений кинематографического абсурда, фильмы которого нужно не пытаться понять, а просто чувствовать и смотреть как увлекательный сон. Однако не стоит думать, что автор мыслит поверхностно, не уделяя внимание деталям. Каждый элемент, пусть и самый маленький, находится на своем месте и имеет значение и скрытый смысл. Речь не только о театрализованных декорациях и световых решениях, но и о стиле главных героев, который чаще всего говорит сам за себя.
Однако для того, чтобы перейти к разбору стиля любимых персонажей из фильмов Линча, стоит попытаться понять мир режиссера – то, как он мыслит и откуда черпает идеи.
Именно поэтому мы решили разделить материал на две части и посвятить первый блок особенностям визуального стиля режиссера. А уже потом разобраться с тем, как Дэвид Линч превращает своих героев в экранных икон стиля.
Особенность № 1. Времени не существует
Первое, что стоит запомнить перед просмотром любого фильма Дэвида Линча, – времени не существует. Автор картин намеренно собирает на экране предметы, отсылающие к совершенно разным эпохам. К примеру, в «Синем бархате» Дороти поет в микрофон 1920-х годов, в ее квартире стоит телевизор из 1950-х, а вот Джеффри и Сэнди одеваются по последней моде 1980-х. То же самое можно заметить и в «Твин Пиксе». Действие сериала разворачивается в 1990-х, однако школьница Одри Хорн больше напоминает диву из 50-х. Подробнее о ней и ее таинственном стиле мы поговорим чуть позже.
Особенность № 2. Мода – отдельный персонаж каждого фильма Линча
Далеко не все режиссеры уделяют столько внимания стилю персонажей, сколько Дэвид Линч. Чаще всего именно с помощью одежды автор намекает нам на секреты, которые так отчаянно пытаются скрыть экранные герои. Их стиль становится своего рода рупором этих тайн. Правда, разгадать тонкие намеки могут только самые внимательные зрители.
Рассмотрим эту особенность визуального языка режиссера на примере вышеупомянутого фильма «Синий бархат». Перед художницей по костюмам Патрицией Норрис стояла непростая задача отразить с помощью оттенков одежды свет и тьму. К примеру, в сцене в закусочной персонажа Лоры Дерн намеренно одевают в розовое, а вот героя Кайла Маклахлена – в черное. Сэнди (Лора Дерн) исполняет роль «девушки по соседству», и именно мода будет главным хранителем этого архетипа на протяжении всего фильма. Получается, художница по костюмам намеренно изображает Сэнди как нечто отчетливо светлое и явно противоположное Дороти (Изабелла Росселлини).
Кстати, архетипы интересуют Линча в основном тем, как они могут быть подорваны, недоразвиты или разоблачены. Изначально мы видим на экране типичного байкера, водителя грузовика, официантку, королеву выпускного или агента ФБР, однако чем глубже мы вникаем в сюжет, тем больше смущаемся и поражаемся некоторым элементам стиля, которые не имеют ничего общего с реальностью. Почему Николас Кейдж в фильме «Дикие сердцем» носит пиджак с анималистическим принтом? Почему Джози Пэккард из сериала «Твин Пикс» выглядит как ходячая реклама Saint Laurent, будучи жительницей маленького провинциального городка на границе с Канадой? Ответ кроется в том самом уникальном видении Дэвида Линча.
Особенность № 3. Цвет одежды имеет значение
Особое внимание в своих фильмах Дэвид Линч уделяет цвету. Это своего рода метафора, через которую режиссер транслирует атмосферу сцены или характер персонажа.
Главными красками в его творческой палитре стали красный, синий, черный и желтый. И у каждого цвета есть свое значение, которое практически одинаково считывается в любом фильме мастера. По формуле Линча синий цвет символизирует тайну – вспомни шкатулку и ключ в «Малхолланд драйв», голубую розу в «Твин Пикс» или халат главной героини в «Синем бархате».
Красный, в свою очередь, олицетворяет сексуальность и опасность. И подтверждают это бархатные портьеры в черном вигваме, туфли Одри Хорн или же ярко-алый свет, озаривший машину Джеффа Бомона (Кайла Маклахлена) из «Синего бархата». Кстати, чаще всего режиссер миксует синий и красный в одном кадре, чтобы создать нужный контраст и атмосферу напряженности.
Желтый цвет в мире Дэвида Линча означает безумие. Именно такого оттенка были стены в доме Надин из «Твин Пикс» (той самой, которая на протяжении всего первого сезона пыталась сделать бесшумные карнизы). Ну и не будем забывать о человеке в желтом костюме из картины «Синий бархат».
А вот черный во вселенной Дэвида Линча никогда не бывает нейтральным. В каждой картине этот цвет отражает тьму и потусторонний мир. Вспомни злого двойника Купера, который променял классический костюм на грубую кожаную куртку и черную футболку. Или же взгляни на все вечерние наряды Дороти из все того же «Синего бархата».
Из чего собираются образы экранных икон стиля Дэвида Линча?
«Неважно, что я хотел сказать, важно – как вы это поняли», – утверждает Линч в одном из интервью. И как мы уже успели отметить, именно на этом принципе строится весь киноязык Дэвида Линча. Подсказки нужно искать в собственном восприятии. Однако из чего же строятся образы культовых персонажей фильмов и сериалов Дэвида Линча? Разбираемся в этом вопросе в следующей части материала.