Евгений Гаврилин (32), один из создателей популярного сервиса Boomstarter.ru, точно знает, во что стоит вкладывать деньги. Благодаря этой платформе ты можешь не только заявить о своем проекте и собрать на его реализацию необходимую сумму, но и здорово продвинуться в сфере бизнеса. Евгений рассказал нам, что такое краудфандинг и как он работает, как создавался проект и что нужно, чтобы стать успешным предпринимателем. PEOPLETALK зарядился порцией оптимизма и мотивации, теперь твоя очередь.
- Меня всегда интересовала сфера digital-технологий и инновационных проектов. Я рисковал и запускал различные сервисы в Интернете, некоторые из них выросли из стартапов в успешные проекты. Для меня всегда было важно запустить проект, призванный решать социально важную задачу для общества. Проект, направленный на улучшение качества жизни людей.
- Когда я только начинал заниматься бизнесом, я много читал, посещал конференции, обращался к различным инвесторам. Я узнавал, где можно взять деньги на реализацию той или иной идеи. Я хорошо усвоил – начать свое дело и реализовать свой проект очень-очень непросто. Что делать человеку, у которого есть отличная идея, но нет потенциальных инвесторов и возможности взять крупный кредит?
- Сейчас у меня около 11 компаний, но их еще не было, когда появился Boomstarter. Это случилось 2,5 года назад. Мы встретились с моим партнером, чтобы обсудить развитие нашего совместного проекта. Это был социальный стартап, призванный решать задачу общения людей в Интернете. Мы были полны идей, но у нас не хватало денег на их реализацию. И вдруг появилась мысль о том, почему бы не создать платформу, где люди смогут делиться своими идеями и получать деньги на их реализацию. Причем получать финансирование не от одного человека, а от большого количества людей, которые в этом заинтересованы.
- Тогда мы, конечно, думали, что наша идея уникальна, что мы изобрели свой «велосипед». Мы еще не знали, что это называется краудфандингом и что в мире уже существуют успешные ресурсы для его воплощения. Россию волна краудфандинга тогда еще не накрыла. Конечно, мы и сейчас отстаем от американского рынка, ведь все стартапы рождаются в Америке. Даже пословица такая есть: «Если вы придумали классную идею и ее еще не реализовали на Западе, может быть, это не очень классная идея».
- За основу мы взяли самую успешную платформу краудфандинга Kickstarter.com Наш сайт является аналогом, максимально удобным для аудитории России и стран СНГ. Сейчас мы уже самая крупная платформа в Восточной Европе. Мы сделали схожий дизайн и название для того, чтобы людям из России было проще ориентироваться и адаптироваться к краудфандингу, ведь многие уже были знакомы с Кiсkstarter. Сейчас мы уже добавили много своих уникальных разработок на сайте для удобства пользователей.
- Большое количество краудфандинговых сайтов постоянно закрываются. Для того чтобы стать лидерами в России и укрепить свои позиции, нам пришлось фактически жить этим проектом, и мы продолжаем очень много над ним работать, как и прежде.
- Чтобы бизнес стал успешным, должно сочетаться несколько факторов. Если у вас очень интересная идея и людям она нравится, но вы не предпринимаете никаких действий к пиару и распространению информации о своем проекте, то это бесполезно. О проекте просто никто не узнает. Запустив краудфандинговый проект, вас ждет много сюрпризов. Ведь это еще и «голосование» рублем за вашу идею. При грамотном продвижении можно сразу понять, заинтересованы люди в твоем проекте или он нуждается в доработке. В краудфандинге людей обмануть невозможно.
- Если я вкладываю хотя бы 100 рублей, я уже что-то получаю. Например, «спасибо» в социальной сети или мое имя среди спонсоров в титрах проекта. Фактически люди покупают маленький элемент внимания. Всем нужно только две вещи: внимание и питание. Вот внимание и сопричастность в краудфандинге можно получить сполна. То есть благодаря моему взносу в проект идея реализовывается. Благодаря мне фильм вышел в свет, книга была издана, выставка организована.
- Фишка в том, что гражданское общество самостоятельно над чем-то работает, без помощи государства или каких-то коммерческих структур. Люди сами решают, какое кино будет создаваться, какая музыка выйдет, какую литературу им интересно было бы читать.
- В зависимости от ценности вознаграждения проекта человек понимает, надо ему это или нет. Так что я считаю, что если есть идея, активный автор и правильное вознаграждение, то успех очевиден. Остальное уже детали.
- Больше всего денег на нашем сайте собрал фильм «28 панфиловцев» – 3,2 млн рублей. Проект длился 30 дней и изначально планировал собрать 300 тысяч. Два миллиона в проект были собраны за два дня. После того как Дмитрий Юрьевич Пучков (писатель, публицист) у себя на сайте разместил информацию о том, что можно поддержать эту картину, люди настолько зарядились волной патриотизма, что была собрана сумма, в 10 раз превышающая заявленную.
- Больше всего люди вкладываются в фильмы, далее идет публицистика, на третьем месте компьютерные, настольные игры, фестивали, общественно важные и социальные проекты. Все очень разнообразно.
- Любой кризис – это состояние дискомфорта. Когда человек понимает, что испытывает дискомфорт и что надо выбираться из этого состояния, он начинает придумывать какие-то интересные идеи, выходы из сложившейся ситуации. Появляется дополнительная энергия. Поэтому после кризиса экономика любой страны резко растет. Я кризис воспринимаю как отличную школу. Бизнесмены, которые пережили 98 год, стали настоящими профессионалами, заработали очень много денег.
- Если ты четко ставишь цель и понимаешь, что сможешь ее добиться, абсолютно неважно, какие внешние обстоятельства вокруг. Тут уже вопрос в твоей готовности к трудностям. Я убрал из своего лексикона слово «проблемы». Есть просто сложные ситуации, которые всегда решаемы.
- Краудфандинг может перевернуть многие процессы в России. Человек живет в крошечной деревне, у него есть классная идея, но совершенно нет средств к реализации. Он пишет нам, находит поддержку сторонников, собирает деньги, и его проект «выстреливает». Возможно, это будет его первая ступенька к открытию успешного бизнеса. Молодой человек, который живет в эпоху digital, может перевернуть мир, у него море возможностей.
- Разумеется, не все будут бизнесменами, не все могут быть богатыми и успешными. И это не вопрос счастья. Счастливым можно быть и без больших денег. Это вопрос внутреннего состояния. Человек должен определиться, по какую сторону баррикад он хочет находиться: продолжать работать на кого-то или делать что-то свое. Как только он делает выбор, все получается. Генри Форд, например, открывал свою компанию семь раз. И если бы он на шестой раз сдался, мы не ездили бы сейчас на этих машинах.
- У начинающего предпринимателя должна быть вера в результат, к которому он идет, большие амбиции, которые будут поддерживать и мотивировать его в сложные времена. Он должен быть настойчивым, дисциплинированным и, несмотря ни на что, упорно идти к своей цели. Он должен держать свое слово и соблюдать все договоренности с людьми.
- Мне не интересно все время стоять на одном месте. В ближайшие полгода мы с моим партнером Русланом запустим еще один краудфандинговый проект. У нас есть видение, как должен развиваться краудфандинг в России. Мы видим и движение государства в нашу сторону, оно тоже заинтересовано в этом. Значит, людям это действительно нужно.