#Интервью

«Я — человека стартапа. Люблю работать в экстремальных условиях», — Элен Акопян, креативный директор и директор по репертуарному планированию к/т «Москва».

Мы ходим в кино каждую неделю, а кто-то и чаще. Но кто из нас может назвать по имени-фамилии директора любимого кинотеатра? Только зрители кинотеатра «Москва». Это не просто площадка для просмотра фильмов. Этот проект изначально создавался, как элитарный клуб для тех, кто ценит своё время, свой комфорт и, конечно, отличное кино. Чтобы наполнить 17 залов достойными картинами, ответственной за репертуар и всё, что связано именно с кинопроцессом, в 2013 году, когда кинотеатр открывался, назначили Элен Акопян. Продюсер по образованию с успешным опытом работы в кинопрокате, Элен была свободна от шаблонов, как делать обычный кинотеатр. Именно эта свобода и позволила превратить «Москва» не только в клуб ценителей хорошего кино, но и в любимую премьерную площадку столицы. Сегодня кинотеатр «Москва» готовится отмечать пятилетие. Самое время подвести итоги. Как профессиональные, так и личные.


В одном интервью вы сказали, что «больны киноболезнью». Что это за болезнь такая? Что за симптомы?

Изначально это любовь к самому искусству кино. Как когда-то сказали, что это одно из важнейших искусств, так это до сих пор и остаётся. Это та пища, на которой растут поколения. И исходя из того, какое кино ты смотришь, так же, как и какие книги ты читаешь и какие музеи ты посещаешь, от этого зависит каким сформируется твой внутренний мир, да и внешний тоже.

А когда вы поняли, что больны кино?

Если глобально, то в детстве. Я ходила и записывала себя на ручную камеру, как ведущая, рассказывала что-то. То есть, это было больше актёрское проявление. Я планировала даже идти на актерский факультет, но поняла, что во мне 50 на 50 сочетаются творческая натура и бизнес-жилка. Поэтому я выбрала учебу во ВГИК-е, но на факультете продюсирования, как раз он открылся в том году, когда я поступала. Это идеальная профессия для меня, что-то между очень творческим и производственным. Сейчас мне нравится, чем я занимаюсь. Я пытаюсь распространять интересные фильмы, делать интересные киномероприятия. Но вкус и насмотренность у меня точно с детства. Всегда была тяга к красивым вещам и красивым фильмам. И совершенно точно я могу назвать фильм, который на меня повлиял, «Новый кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе. Он про кино и про кинотеатр, и он окончательно сформировал желание заниматься только кино.

Но как из ВГИКа можно выйди директором кинотеатра? Всё равно этот вуз ассоциируется с чем-то более консервативным. Вы явно на консерватора не тянете.

Вообще случайно получилось, что я попала в кинотеатр «Москва». Я работала в «Централ Партнершип», и мой друг, Георгий Малков, продюсер, познакомил меня с владельцем кинотеатра, чтобы я подсказала тому, просто на дружеской волне, контакты прокатчиков, где закупить экран, и тому подобное. Я в кинотеатре в целом работать не хотела. Я хотела уйти в продюсирование после проката. Но я всё лето встречалась с теми, кто кинотеатр делал, обсуждала и помогала. А потом стало понятно, что аудитория, которую нам надо было привлекать под нашу концепцию, состояла из хорошо знакомых мне людей. И когда я предложила на должность директора кинотеатра конкретного человека в рамках своих советов, владелец предложил эту должность мне. Хотя у меня не было никакого опыта работы именно в кинотеатрах. Но владелец сделал ставку мой на опыт общения с потенциальными клиентами, что я варилась в этой среде, понимала, что нужно нашему клиенту, за чем он к нам придёт. И сейчас я понимаю, что в обычный кинотеатр я бы работать точно не пошла. Я пошла в кинотеатр «Москва» как в стартап-проект. Мы с нуля строили, было интересно, что из этого получится. Я сама ощущаю себя, как человека стартапа: взять, с нуля что-то сделать, развить до предела и отпустить уже в жизнь. Лично я люблю работать в таких экстремальных условиях, когда всё горит, нужно срочно запускать и включить на максимум все нейроны головного мозга.

То есть не планировали, но понравилось?

Кино, в целом, — это не тот бизнес, где можно зарабатывать, как мне кажется, огромные деньги, потому что сам рынок не такой уж большой, и фильмов, которые собирают внушительную кассу, в год выходит всего два-три. И даже если ты — это прокатная компания или кинотеатр, всегда есть потолок, который устанавливает объем рынка. В мире есть немало других сфер, где можно зарабатывать именно большие деньги. Работать в кино — это не про прибыль, а про ощущение, что ты что-то меняешь, про ощущение, что твоя работа важна, потому что есть очень много обратной связи, чаще положительной. И она может прийти, даже спустя годы. Сейчас у меня цель — со всех сторон, на все 360 градусов, поработать в кинобизнесе и наконец-то уйти в продюсирование кино. Но проблема смешная в том, что моя насмотренность мешает. Очень не хочется ошибиться. Поэтому я жду идеальный сценарий. 

Вы в других интервью говорили о том, что любите французское авторское кино, также упоминали Йоргоса Лантимоса, например. Но при этом вы работали до кинотеатра «Москва» в прокатной компании «Централ Партнершип», которая показывает в России блокбастеры от Paramount Pictures. Да и в кинотеатре сейчас показываете не только авторское кино. Вам ваш личный вкус не мешает в работе? Не получается ли внутреннего противоречия, когда нужно вместо нового Ксавье Долана показать новых «Трансформеров»?

Нет. Потому что, даже когда я кому-то лично советую кино, я никогда не советую то, что нравится именно мне. У меня хорошо развита эмпатия, и если меня спрашивают, что посмотреть, я советую, что нужно посмотреть конкретно этому человеку. Так что я могу сказать: «Посмотри «Трансформеров»», понимая, что у человека такой вкус или настрой. Или спрошу перед советом, для чего запланирован этот просмотр: чтобы убить время или поработать с мыслями. Да и большие блокбастеры, которые мы привозили и которые я смотрю, я смотрю уже не с позиции зрителя. Я вижу в них огромную продюсерскую работу, огромные бюджеты, работы огромной команды людей. Я сразу начинаю представлять, как эти съёмки происходили. Так что я не могу отнести себя к категории людей, которые ругают какое-либо кино. Потому что, во-первых, у нас есть любимая фраза «Встретимся у кассы». А во-вторых, я понимаю, что донести до зрителя, хотя бы одного, финальный продукт, — это огромная работа. Разные есть фильмы, у каждого  фильма есть своя аудитория, и я стараюсь балансировать и не давить на аудиторию нашего кинотеатра. Но всё же ребёнку своему я буду ставить другие фильмы. 

Да, к тому же у вас в рукаве есть козырь для ребёнка. Захотите ему показать «Головоломку» и скажете: «А мы делали премьеру этого мультфильма в кинотеатре «Москва» и я лично знаю дядю, который этот мультфильм снял», ведь на вашей премьере был Пит Доктер, живая и действующая легенда студии Pixar. Кстати, у вас же на премьерах было немало звезд кино: европейского и голливудского. И, наверное, вас сложно уже впечатлить этими знакомствами. Но кто лично вам запомнился больше всего? По общению, по тому, как прошла премьера.

Знаете, вот я сейчас даю интервью, и понимаю, что из-за количества мероприятий, что-то уже стало забываться. Но я разговариваю с вами и вспоминаю: «Действительно, было!»». Действительно, мы делали и премьеру «Головоломки», и премьеру режиссёрского дебюта Константина Хабенского «Головоломку»«Собибор». И это всё приятно вспоминать. Но я и до этого видела много голливудских звезд со времён ЦПШ, когда мы привозили Тома Круза и Брэда Питта, и заканчивая Арми Хаммером, Кеннетом Браной, Гаспаром Ульелем, которые были уже у нас, в «Москве». Но вот вы спросили про общение. По разговору запомнись не они. Может, потому, что с зарубежными звёздами общение строится больше по правилам светского, а мне повезло и я хорошо пообщалась на премьере «Левиафана» с Александром Роднянским и Андреем Звягинцевым. Мы провели весь день вместе, потому что до премьеры было несколько интервью, видеосъёмка, потом пресс-показ… То есть с утра и до часу ночи мы провели вместе. И на меня это произвело очень большое впечатление. Я понимала, что я как-то причастна, прикасаюсь к очень важному кино.

Возвращаясь к «воспитанием кино». Это всегда большая ответственность воспитать вкус хотя бы одного человека. Вы в кинотеатре «Москва», по сути, воспитываете вкус 10 тысяч человек. Не накрывает иногда от мыслей о такой ответственности?

Честно, я про это не думала. Но я горжусь тем, как кинотеатр «Москва» поддерживает российское кино, например. Оно может быть небезупречным, но мы стараемся поддерживать отечественных продюсеров, потому что мы понимаем, какой это труд. Какие-то зарубежные фильмы небольших прокатчиков, которые, я понимаю, каким трудом были куплены, на последние деньги приобрели важный фильм, который не окупится в прокате, но они рискнули. Такое мы тоже поддерживаем. Так что я думаю, что моя работа больше в поддержании кинобизнеса, чем в воспитании аудитории. Я связующее звено между режиссерами, продюсерами и публикой, я подсвечиваю те фильмы, которые, на мой вкус, было бы неплохо посмотреть, обсудить и добавить в личную копилку. Но всё же поправлю вас про нашу публику. «Москва» — это клубный кинотеатр, в котором сейчас 10.000 членов, но каждый человек ещё может с собой приводить до 10 гостей. Поэтому, на самом деле, аудитория кинотеатра «Москва» гораздо шире. Но члены клуба получают бонусы, скидки на аренду залов, подарки на День Рождения. Но их гости могут просто приходить и смотреть. 

Но всё равно есть небольшой «диктат», если позволите, вашего вкуса. Ведь кроме кинотеатрального проката у вас есть две авторских программы…

Да, у нас есть Неделя «Оскара» и Каннская неделя, в рамках которых мы пускаем гостей даже без клубных карт. То есть аудитория в итоге получается намного шире. К тому же журналисты к нам ходят с удовольствием. Мы к ним очень хорошо относимся, понимаем, что они — важная составляющая любого ивента. Можно сделать любую премьеру, привезти любую звезду, но без лояльной прессы она так не сработает. Мы в этом ориентируемся на мировую практику, где к журналистам относятся как к важной части кинопроцесса, производственно-прокатного цикла. Плюс у нас есть СМИ-партнеры, такие как People Talk, с которыми мы делаем совместные премьеры, они участвовали в приглашении селебрити, в пиар-поддержке событий. 

А сами вы успеваете смотреть то, что привозите? Я имею в виду, пользуясь привилегиями кинотеатра «Москва», его удобными креслами, отличным звуком…

Знаете, мне кажется, что я смотрела гораздо больше кино, когда работала в прокате. Потому что мне нужно было отслеживать наших конкурентов, когда я была менеджером по кинопрокату. Я смотрела всё. И тогда мне кто-то из старших товарищей сказал, что вкус — это не только про хорошее кино. Надо смотреть и плохое тоже, чтобы понять, почему оно провалилось. Соответственно, я смотрела всё, что выходило на неделе с нашим фильмом. И эта насмотренность помогает. А мешает только то, что из-за неё редко получается выключиться из рабочего процесса и просто наслаждаться фильмом. 

Вы по работе много ездите, в том числе в киностолицы мира: Канны, Лос-Анджелес… Вы где-то видели аналоги кинотеатра «Москва»

Аналога точного — нет, потому что и таких людей, какие живут в Москве, нигде больше нет. Есть такие места, как Soho Club, когда его члены могут посещать все заведения, принадлежащие к этому клубу, по всей стране: в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Майями. У них есть и кинотеатры, и рестораны, и пляжные бары. Но это не аналог именно нашего кинотеатра. У нас одна площадка, 10.000 клиентов, и мы боролись за каждого человека. Мы входили в премиальный класс изначально, знали, кого хотим привлечь в наш клуб, и постепенно расширяли аудиторию от самого верха бизнеса и политики до уровня топ-менеджера, который тоже хочет принадлежать к клубу и может ходить к нам. 

А если говорить про качество исполнения зала, технического наполнения, такие аналоги есть?

Я точно знаю, что нет аналога 10-ти Dolby Atmos залов одновременно, в одном кинотеатре. Нет кресел-реклайнеров, которые мы делали на заказ. Нет, наверное, таких же дорогих дизайнерских материалов в отделке, как латунь и натуральные сорта дерева. Такого я не видела. Но в этом выражается в хорошем смысле наша ментальность. Дорого-богато в значении стильно. В начале, когда мы только открылись, нас пытались немного уколоть за это «золото» в оформлении. Но потом увидели, что за всем этим есть стиль и качество. Не только дизайна, но и картинки, звука, сопровождения, еды. У нас на территории работает 2 прекрасных ресторана, которые можно считать отдельными полноценными проектами нашего владельца Олега Крымасова.  

Но вас лично после 5 лет работы в кинотеатре «Москва» это место ещё впечатляет? Или вы уже просто приходите каждый день на работу и уже не замечаете, что рядом Красная Площадь, что у вас такие хорошие залы. Рутина…

Нет, эта работа прекрасна тем, что она не может быть рутинной. Как минимум потому, что у нас каждый месяц разные мероприятия, разные партнёры, мы общаемся с разными людьми из разных стран, скучно никогда не бывает. Мы ставим себе цели в будущем году, например, сделать Фестиваль женского кино, мы делали фестиваль кино-театральных постановок совместно с Theatre HD. Но я знаю, что многие про мою работу так и думают, что я просто прихожу в кинотеатр «Москва», смотрю целый день кино, ухожу, а мне ещё за это платят. Но на самом деле это работа. Делать с нуля бренд, который к тому же очень сильно связан с моим именем, а моё имя — с брендом. Часто личный контакт помогает в решение рабочих вопросов. Когда мы просим, чтобы премьера прошла именно у нас или чтобы нам дали эксклюзивный показ. Из минусов, наверное, только то, что твоя жизнь 24/7 становится твоей работой. Нет такого, чтобы в 7 вечера ты встал и ушёл. У нас вообще в 7 вечера только начинается сбор гостей на премьеры. Я оцениваю это как время, которое нужно максимально посвятить карьере, работе. Я считаю, что я сделала всё возможное, и горжусь этой работой. 

Хорошо, работа в 7 вечера только начинается, но во сколько она заканчивается? Ведь, как я это понимаю, чтобы бы организовать премьеру, нужно много поработать до неё. Найти фильм, договориться с партнёрами, придумать программу, позвать гостей, задекорировать пространство. Но в 7 вечера в день премьеры всё уже работает само, и ваша команда встречает гостей и ведёт вечер по задуманному плану. Так не получается ли, что вы можете просто уже расслабиться и просто наблюдать за плодами своей работы?

В день премьеры моя работа заканчивается примерно в 2 часа ночи, когда в час мне присылают фотографии для отчёта, я отбираю и делаю рассылку, чтобы пиар-команда в 8 утра отправила всё это прессе. Нам важно выходить первыми, чтобы это было на первых полосах. Но надо сказать, что начинаем мы работать попозже обычного. У нас рабочий день с 11 утра. Команда, да, большая, но это если говорить про кинотеатр целиком. А те, кто занимается именно кинопрокатом, то нас немного: это Денис Джинджолия — заместитель по репертуарному планированию, и ивент-менеджер Виктория Погожева. И мы вот втроём делаем премьеры. Мы встречаемся с прокатчиками, обсуждаем концепцию, предлагаем какие-то варианты от себя. В какой-то момент мы превратились из просто кинотеатра в партнёра по премьере. Мы включаемся в процесс, нам важно, что будет на площадке, как это пройдёт, а не просто аренда и делайте, что хотите. Мы проверяли, чтобы это было и эстетично, и чтобы пришли все гости с нашей стороны тоже. Ведь это наш имидж тоже. Поэтому, я могу сказать, что многие прокатчики стали приходить и за площадкой, но и за нашей командой, которая поможет сделать премьеру действительно событием. 

Кроме того, я знаю, что вы стали принимать участие в ко-дистрибуции: наравне с прокатчиками покупать фильмы и выпускать их не только в кинотеатре «Москва». Этот шаг — это ваша продюсерская жилка заиграла? 

Да, началось всё с того, что мы увидели статистику. Те фильмы, которым мы делали премьеры, в разы больше потом собирали в прокате в нашем кинотеатре. А это большие деньги: билет на фильм у нас изначально стоит 6000 рублей, когда средний билет в стране — 300 рублей. То есть один человек, посмотревший кино у нас, это плюс в кассу, как 20 человек, посмотревших в другом кинотеатре. Мы оценили, что премьера добавляет в кассе в нашем кинотеатре 20-30%. А что, если мы постараемся и сделаем более точечную поддержку фильма, рассылку по нашей базе, пригласим журналистов на показ, возьмём коммерческих партнеров, потому что у нас уже сформирована база таких партнёров-друзей, которые готовы идти за нами с закрытыми глазами в любую историю. Так и возникла идея попробовать вместе с прокатчиком войти в долю фильма. То есть, кроме премьерной площадки, мы занимались росписью площадок, до которых прокатчики по какой-то причине не могли достучаться, включались в маркетинг. Это получалось в том числе за счёт моей базы букеров, когда я сама работала в ЦПШ. Всё это сработало. Фильмы «Танцовщица» и «Иллюзия любви» нашему зрителю понравился, они получили хороший пиар и хорошую маркетинговую поддержку, прокатчик остался доволен. Сейчас есть список фильмов, которые мы хотим купить на следующий год, и поедем вместе с партнером-прокатчиком на Каннский кинофестиваль, чтобы продолжить вхождение в эту часть кинобизнеса. Но это ни в коем случае не конкуренция с прокатчиками. Это скорее партнерское плечо для них, совместными усилиями донести хорошее кино до зрителя.

А почему именно Канны? Не Берлин, не Венеция, не Санденс жутко модный сейчас в журналистских кругах точно.

Мы хотим всё это делать. Мы даже делали у себя премьеру в рамках ММКФ, фильм Левана Когуашвили «Слепые свидания». Но мне надо было изначально попасть также в коммерческий интерес наших спонсоров, а это Mercury, Chopard, Chanel, Mercedes. Для них Канны подходят больше. Всем хочется нарядиться в платья, бриллианты, прийти на премьеру… Мы и добились такого светского результата. Другие фестивали через отдельные фильмы мы поддерживали, просто не получилось соединить всё в единый специальный фестиваль в рамках показов кинотеатра «Москва». Но вот для «Кинотавра» мы делали специальный показ коротких метров. Для ММКФ делали показы.

Ну и премьера «Аритмии» Бориса Хлебникова у вас была отдельная от всей остальной Москвы.

Да, это же победитель «Кинотавра»! И потому, что Рубен Дишдишян, продюсер картины — очень важный лично для меня мой работодатель в кино. И, конечно, мы многие его премьеры поддерживали. Например, показывали фильм «Обещание» с Кристианом Бэйлом и Оскаром Айзеком про геноцид армян. Не самая популярная тема, мы понимали, что такой фильм не принесёт коммерческого успеха, но это было важно для индустрии и для наших клиентов, что мы лояльны к этой теме, готовы поддержать.

А вы сами давно просто так оставались в кинотеатре «Москва», в камерном зале, например, чтобы посмотреть что-то для себя? 

Я, конечно, остаюсь. Но прикрываясь тем, что мне это нужно посмотреть по работе (смеется). Многие мои друзья ходят в кинотеатр «Москва». Кому-то мы дарили клубные карты, кто-то сразу купил без особой рекламы. В течение недели я несколько раз остаюсь после работы вечером смотрю. Плюс премьеры, плюс у нас уже есть традиция в воскресенье вечером с друзьями снимать зал и смотреть какое-то кино. Хотя сложно выбрать фильм, который я ещё не видела. (смеется) В этом плане со мной сложно дружить. Но я соглашаюсь: «Окей, я просто посижу в вашей компании». Но ходим, да. Потому что кроме того, чтобы посмотреть кино, там же можно поужинать, и погулять рядом до или после. То есть это энтертеймент в полном объёме. И потом выходишь из зала, видишь ещё каких-то знакомых, с ними общаешься. 

Так всё-таки, если возвращаться к началу нашего разговора, кино для вас — это работа в целом или удовольствие? 

Это удовольствие. Я полностью включаюсь в этот мир. Конечно, я вижу, как это всё сделано, но стараюсь, и у меня получается, отвлечься от внешнего, реального мира. Но кто-то уносится и попадает совсем в мир кино, которое смотрит, а я попадаю мысленно на съемочную площадку. Вижу, как это, возможно, сделали. Но это всё равно отрыв от реальности. Для меня ещё особое удовольствие, чем сложнее кино, тем мне оно больше нравится. Это, конечно, тянет на мазохизм, когда смотришь, думаешь, голова болит, ничего не понимаешь, но потом ещё неделю думаешь и читаешь об этом. С этими удовольствием ничто не сравнится. Могу сказать, что я везунчик, и, как говорится, «Найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше не придется трудиться ни одного дня в жизни» — это абсолютно про меня.