Этим летом SODA LUV удивил всех новым поп-альбомом, сменой амплуа и целым рядом промовидео в стиле телепередач 90-х и 00-х. В интервью PEOPLETALK певец рассказал о новом векторе творчества, взрослении, экспериментах с искусственным интеллектом в музыке, фитах с Димой Биланом и группой «Моя Мишель», а также о том, почему не хочет сбрить усы.
Новый стиль SODA LUV – это результат взросления и какой-то личностной трансформации или органичного развития тебя как артиста?
Я думаю, что это совокупность обоих факторов. Некоторые песни из альбома были написаны в тот же период, что и треки для «Ничего личного 2». Просто они лежали в столе и проходили проверку временем.
Несколько лет назад ты надеялся, что твои слушатели повзрослеют вместе с тобой. Как думаешь, в итоге это произошло? В себе чувствуешь какие-то изменения?
Взрослеть – это круто, 100%. Главное – не стареть. Все-таки взросление для меня – это просто показатель роста и развития. А вот старость – уже некий рубеж, с которого начинается стагнация. А развиваться можно всегда – об этом я говорю в своем новом альбоме.
Что до моей аудитории, то люди, которые прошли со мной весь путь до этого релиза, принимают изменения во мне. А есть слушатели, которые не готовы к моим экспериментам в творчестве, поэтому их сейчас удивляет факт, что в моей дискографии есть такой релиз. Вообще, я надеюсь, что этот альбом привлечет новую аудиторию, которая начнет расти вместе со мной.
Насколько тебе близка эстетика и атмосфера телепередач 90-х и нулевых, которую мы увидели на презентации альбома на «Плюс Даче»? Откуда появилась такая идея? Может, сам смотрел что-то вечерами по телику?
Конечно! Но большая часть из тех передач, которые мы воссоздали, – это утренний и дневной эфир, а не вечерний. Так вышло, что не подошли по формату. Например, «Квартирный вопрос» какой-нибудь. (Смеется.)
Мне было интересно раскрыться для слушателей с другой стороны, поэтому на презентации на «Плюс Даче» я выступил в новом для себя жанре. Ребята из «Яндекс Музыки» пригласили Юру Квятковского режиссировать концерт. Мы собирались на созвонах и фильтровали возможные варианты, и у нас сложилась идея шоу в стилистике поп-культуры 90-х и нулевых, которая к тому же объединяет разные поколения.
Сейчас у многих молодых людей есть фантомная ностальгия по 90-м, которые они практически не застали, или по началу нулевых, когда они были совсем маленькими. Ты испытываешь что-то подобное?
Как у жителя провинции, у меня есть временная фора, которая дается всем остальным регионам. Когда ты там живешь, ты будто всегда в прошлом. Я застал многие штуки, вплоть до автоматов с газировкой со стаканами. Поэтому у меня были 90-е, мне есть по чему скучать. Но быть ребенком прикольно где и когда угодно.
Презентовать новое всегда волнительно. Как тебе вообще этот опыт с иммерсивным представлением? Получилось найти коннект с режиссером? Были какие-то трудности, может быть?
Обычно я не переживаю на тему того, что подумают люди. Я просто делаю что должен, и все. Хотелось сделать круто, чтобы остались яркие воспоминания, и не хотелось в лужу перед самим собой сесть. Уточню, что для меня рэп – точно такой же серьезный жанр, как и классическая музыка, электронная музыка, рок и так далее. И нельзя легкомысленно к нему относиться. К сожалению, репрезентация рэпа в наше время до сих пор не всегда удачная.
У нас была всего одна генеральная репетиция, во время которой я увидел несколько неоднозначных для себя моментов и проговорил их с Юрой. Он сказал: «Я сделаю так, что все будут в восторге». И я просто это принял, расслабился и отыграл, как мы и планировали. По итогу все круто прошло. Людям понравилось, и это здорово.
Может, репрезентация рэпа часто выходит неудачной, потому что его исполняют люди, которые, возможно, недостаточно в нем понимают?
Чаще всего. К тому же у нас не особо развиты разные ответвления в рэпе. Например, на Западе есть определенные сословия, гангстеры, и они читают про это. Есть чуваки, которые делают комедийный рэп или просто на вайбе, а есть артисты вроде Logic или J.Cole – они, по сути, не члены банд, не выдумывают ничего, просто читают про обычную жизнь, свои размышления и философию.
В России почему-то популярны перья, что-то более гротескное – такое, чем легче всего развлечь человека. Рэп – это не только про развлечение. Для меня процесс создания треков сравним с написанием книги: ты можешь ее наполнить мыслями, чем-то реально интересным, стоящим. А у нас, к сожалению, люди думают, что рэп – это про одежду или про имидж. Наверное, определенные стереотипы впечатались людям, особенно старшему поколению, которое в большинстве своем понимает прогрессивную музыку.
Я как Шило из «Кровостока» – образованный, эрудированный человек, который при этом и на улице жизнь повидал, и денег успел заработать. Правда, из-за того что люди часто не понимают, как можно быть по обе стороны, очень сложно порой объяснить, в чем твое гэнгста.
Ты с такой любовью и страстью говоришь о рэпе, отстаиваешь его, но при этом в новом альбоме полностью меняешь жанр. Слушатели, которые тебя давно знают, наверняка удивились такому повороту.
Как раз люди, которые слушали меня раньше, знают, что каждый мой новый релиз порой вообще кардинально отличается от предыдущего. Так что ничего необычного в этом я не вижу. Не понимаю, почему у меня в Genius написано, будто я ухожу из рэпа. Я могу уйти куда угодно, но рэп из меня никуда не уйдет.
С какими чувствами ты выпускал альбом SODA LUV? Были какие-то мысли, сомнения по поводу того, как его примут? Почему было принято решение назвать релиз псевдонимом?
Я просто написал несколько искренних песен, простых, солнечных, приятных. Для меня самая большая проблема с выпуском музыки заключается в том, что почти никогда мое текущее состояние не совпадает с материалом. То есть, пока я его пишу, состояние меняется. Когда альбом «Ничего личного» вышел, я не чувствовал себя так же, как в момент, когда я его только начал писать. А с новым альбомом немножко другая история. Мне сейчас будет в кайф выйти и спеть для людей песни, потому что я актуален сам для себя всегда. Поэтому так и назвал.
Как создавалась музыка для нового альбома? Все инструменты на записи живые? Есть какие-то инструментальные партии, которые ты сам придумал?
Вперемешку: что-то просто засемплено, что-то живое, а точнее, большая часть. В создании поучаствовали разные продюсеры. Например, есть парень Зак из Америки – вот он на другом конце света писал. Что-то мы с Феликсом Котло писали вместе, когда я приезжал к нему. Лично я полностью спродюсировал трек «Пять утра», который написал ночью в поезде.
Интереснее всего было работать над песней «Солнечное состояние», которая изначально была сгенерирована нейросетью – и текст, и сама музыка. Мы почти полностью переделали их, хотя топлайн и партитуры были созданы искусственным интеллектом. Я, кстати, сейчас сэмплов много пишу таким способом: придумываю текст, выбираю какой-нибудь жанр, генерирую музыку и семплирую.
Некоторые твои коллеги считают, что машина не умеет ничего толкового делать и не способна заменить человека. Значит, ты за использование нейросетей?
Конечно, это же бомба! Мы так с Васей Бастой подбирали инструмент, которого не было под рукой. К примеру, можно записать струнный и сделать из него духовой. На самом деле нейросеть – очень крутая вещь, если знаешь, как и для чего использовать. Если воспринимать ее как волшебную кнопку, которая за тебя напишет песню, то, скорее всего, ничего не выйдет. А если ты органично и незаметно вплетаешь технологии, то это очень полезно и практично. Я так хоры и многоголосия с уникальным звучанием и текстурой записываю сам – за 10 минут можно все сделать дома. Вообще, жанров же миллион. Поэтому я не понимаю, как другие артисты закисают и говорят: «Кризис, исписался». Для меня это нереально просто.
А у тебя изменился подход к написанию текстов, если сравнить предыдущий альбом и этот?
На этом альбоме у меня вообще нет мата. Даже на прошлом релизе было от силы два-три слова. Плюс еще выходили синглы без мата. Кстати, я не матерюсь уже продолжительное время.
Поскольку я не умею отдыхать, в этот раз я решил довериться другим людям. Например, песни «Солнечное состояние», «Звездопад» и «Рассвет» написаны Феликсом. Для меня это новый формат работы. Я давно к нему шел, просто искал достойного человека. Прежде я не пел песни, написанные кем-то. Хотя есть артисты, которые концентрируются на исполнении и вообще не пишут сами. Я смеялся, когда меня спрашивали: «А что, ты тексты сам пишешь?» Я думаю: «Ну а кто, мама, что ли, за меня написала?» У меня сложился стереотип, что если кто-то мне напишет текст, то будет не то. А потом подумал: «Да блин, Дрейк же вроде так делает, и нормально. Если он может, то погнали, давай сейчас сделаем». Вот так и получилось. Думаю в дальнейшем развивать эту тему.
Расскажи, как на релизе появились Дима Билан и «Моя Мишель»?
Было много вариантов, но я точно знал, что хочу позвать девушку и парня – просто так прикольнее. Поскольку я не люблю тупую попсу, мне было очень важно найти ребят, которые звучат более одухотворенно. Выбор оказался удачным.
Какая музыка тебе самому в данный момент нравится, что ты слушаешь в последние дни?
Весь прошлый год я был сконцентрирован на поп-музыке. Сейчас слушаю рэп в каких-нибудь интересных сочетаниях – Brent Faiyaz, например, там и рэпчик есть, и R&B, и соул.
Что Влад, который выпустил SODA LUV, сказал бы Владу, который в 2018 году выпустил «Превосходный синий»?
Сказал бы: «Не брей усы». В мультике «Джимми Кул» от Jetix была серия про то, как кент Джимми однажды выходит на улицу, а вокруг все с усами. Он приходит к главному герою, а у него тоже усы. И он такой: «Да почему у всех усы?» Оказалось, усы – это вообще модно, лютая тема. И вот неожиданно он находит усы в помойке, надевает – и усы начали управлять им.
Отчасти я тоже чувствую на себе влияние усов. Как будто становишься заложником чужих ожиданий от твоего образа. Вот ты видишь человека с усами, и кажется, будто он серьезный тип. Ты немножечко поддаешься этому и в моменте реально начинаешь серьезнее быть, разговаривать как дед. (Смеется.) Не знаю, как надоест, сбрею. Усы не зубы, отрастут.
Фото: Наталья Мазур, Никита Столбоушкин