Эти женщины вдохновляли, искренне любили и были опорой мастеров живописи. Благодаря им родились десятки шедевров мирового искусства, которые каждый из нас видел в самых известных музеях и галереях. Они – музы величайших художников XX века. А еще они – русские.
Сегодня рассказываем о четырех женщинах, которые повлияли на творчество легендарных живописцев.
Ольга Хохлова и Пабло Пикассо
Роман русской балерины с испано-французским художником по праву считается одним из самых ярких в истории XX века. Они познакомились в 1917 году в Риме во время гастролей Хохловой с труппой Сергея Дягилева.
В то время Пабло Пикассо и Жан Кокто работали над постановкой балета «Парад».
А уже осенью того же года он поехал с балериной в Барселону, где написал ее первый портрет «Ольга Хохлова в мантилье». Несколько недель спустя появилась другая работа художника – «Портрет Ольги в кресле». С того момента Ольга Хохлова стала главной моделью Пикассо, а работы художника послужили своего рода летописью их отношений.
12 июля 1918 года состоялась торжественная церемония венчания в русской церкви, на которую были приглашены самые известные деятели искусства того времени: от Сергея Дягилева до Жана Кокто. Кстати, ради нее Пикассо на время изменил своему стилю и вернулся к реализму. Однако через 10 лет их отношения изменились. В 1927-м у художника завязался роман с 17-летней француженкой Марией-Терезой Вальтер. Об их отношениях Хохлова узнала только в 1935 году, после чего они разъехались, а Ольга подала на развод, который в итоге так и не состоялся. А все потому, что по брачному договору Пикассо должен был отдать ей половину своих работ. Так они прожили вместе до самой смерти балерины в 1955 году.
Гала и Сальвадор Дали
«Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной богине Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей Святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной», – именно с этих слов начинаются мемуары Сальвадора Дали «Дневник одного гения». Легендарный сюрреалист и Елена Дьяконова познакомились в 1929 году в Кадакесе.
Дали пригласил на ужин Рене Магритта с женой и Поля Элюара с супругой, которой как раз была Гала. Роман завязался практически сразу. Ради Дали она ушла от мужа и оставила 11-летнюю дочь Сесиль. Вместе они переехали в Париж, где Дали писал картины и посвящал их своей главной музе, а Гала оббивала пороги галерей, пытаясь помочь мужу.
Кстати, многие считают, что именно она во многом помогла ему стать настолько известным художником. Они прожили вместе 50 лет. Позже сюрреалист писал в мемуарах: «У нас с Гала словно медовый месяц. У нас такие идиллические отношения, каких не было никогда прежде».
Анна Ахматова и Амедео Модильяни
Великая поэтесса познакомилась с итальянским художником Амедео Модильяни в Париже весной 1910 года. Тогда Анна Андреевна отдыхала там с первым мужем, Николаем Гумилёвым. Через полгода Модильяни написал ей письмо, в котором признался, что она его поразила: «Вы во мне наваждение. Я беру вашу голову в руки и опутываю любовью».
В 1911 году Ахматова уехала в Париж. Их роман продлился целый год, после чего они больше никогда не виделись. За это время художник написал 16 картин с ее изображением, которые потом отдал ей и попросил хранить. Обещание сдержать не удалось, все картины, кроме одной, сгорели. А в 1920 году, в возрасте 36 лет, Модильяни умер от болезни. И только через несколько лет после смерти его признали одним из величайших художников XX века.
Лидия Делекторская и Анри Матисс
В 1932 году Лидия Делекторская впервые появилась в мастерской художника. Она пришла по объявлению наниматься ассистентом к Анри Матиссу. Тогда ему было уже за 60, а ей всего 22. Почти полгода она работала с ним, создавая картину «Танец». После она стала работать сиделкой жены Матисса, и только тогда художник увидел в ней больше чем просто помощницу.
Через некоторое время она начала позировать в качестве модели и стала последней музой французского живописца. Их отношения были исключительно платоническими, они сохраняли дистанцию и даже обращались друг к другу на «вы». Матисс платил Делекторской жалование, которое она тратила на работы художника. Она выкупала их, а потом дарила музеям Советского Союза. Когда Матисс заболел, Лидия помогала ему смешивать краски, а когда он уже не вставал с постели, красила гуашью вырезанные фигуры и клеила их на холст. Она была с ним до конца его жизни. За день до смерти он создал последний набросок своей последней музы. А после она написала две монографии о его творчестве и организовала музей на его родине, в Ле-Като-Камбрези.